Работа налоговых органов, как известно, направлена на упрощение налоговой системы Республики Беларусь, снижение налоговой нагрузки плательщиков. Сегодня налоговые органы идут в ногу со временем и применяют в своей деятельности новые технологии, формы и методы. С 1 января 2012 года в республике начался плавный переход к представлению деклараций в электронном виде. Сегодня плательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 15 человек, а также плательщики налога на добавленную стоимость представляют налоговые декларации (расчеты) по установленным форматам в виде электронного документа.
Об этом и о том, как в современном обществе строится работа налоговых органов, что нового ожидать в будущем: ближайшем и перспективном – наш разговор с начальником ИМНС Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Партизанскому району г. Минска Дмитрием КАЛЕЕВЫМ.
– Дмитрий Михайлович, давайте начнем с главного, о чем говорилось выше…
– При представлении указанными плательщиками налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе она не считается представленной. С каждым днем увеличивается количество организаций, предпочитающих представлять в налоговый орган декларации (расчеты) посредством электронного декларирования.
При этом с точки зрения преимущества средств электронной цифровой подписи нужно отметить, что это не только возможность представления налоговых деклараций в любое время суток, из любого места (при создании электронной формы декларации работает система проверки ее заполнения, позволяющая быстро и корректно ее подготовить), но и:
— представление отчетности в статистические органы;
— подача отчетов в РУСП «Белгосстрах»;
— представление отчетности в Фонд социальной защиты населения;
— возможность направлять в налоговые органы в электронном виде такие документы, как заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения; заявления о проведении зачетов (возвратов), о возврате разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС;
— осуществление административных процедур (получение справок, выписок из учетной карточки плательщика и т. д.);
— получение квалифицированных ответов о порядке применения налогового и законодательства вообще. При этом ответ, направленный в электронном виде, имеет равную юридическую силу с полученным на бумажном носителе;
— гарантированная сохранность представленной информации и прочие моменты.
В настоящее время совершенствование администрирования связано с расширением электронных услуг в виде «Личного кабинета». С его помощью у плательщиков без посещения инспекции появляются еще большие возможности, а именно:
— получать сведения о недоимке, переплатах и пене, справки о расчетах с бюджетом, выписки из лицевых счетов, о проведенных зачетах, извещения на уплату земельного налога и налога на недвижимость, постановления о приостановлении (об отмене приостановления) операций по счетам;
— уплачивать налоги с помощью интернет-банкинга;
— скачивать полученные документы в электронном виде в формате PDF;
— записываться на личный прием к руководству налоговых органов по месту постановки на учет без личного визита в инспекцию;
— работать с документами Евразийского экономического пространства (ЕАС).
Следует отметить: несмотря на то что многие плательщики района уже перешли на современный бесконтактный способ общения с налоговыми службами (электронное декларирование, электронный сервис «Личный кабинет»), некоторые граждане по тем или иным причинам приходят в инспекцию.
В целях более качественного обслуживания в налоговых органах создаются Центры обслуживания плательщиков с использованием электронной очереди (ЦОП). В некоторых инспекциях, в том числе и в инспекции МНС РБ по Партизанскому району г. Минска, они уже созданы.
В центре имеются терминал электронной очереди, места для ожидания и заполнения необходимых бланков. На стендах размещена справочная информация.
Для посетителей с детьми организована небольшая детская зона, где ребята могут порисовать, поиграть и посмотреть телевизор, а также почитать сказки «Детям о налогах», которые выпустило Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. В центре организована удобная навигация плательщиков. Администратор зала окажет помощь по выбору нужного специалиста, а также ответит на вопросы. На выходе установлен специальный терминал, с помощью которого можно оставить свой отзыв о работе инспектора, то есть оценить качество предоставленных услуг.
Внедрение новых форм обслуживания плательщиков способствует увеличению доступной, открытой и своевременной информированности, что, в свою очередь, повлечет создание благоприятных условий для добровольного исполнения налоговых обязательств.
– Существует ли стимулирование добросовестных плательщиков?
– В целях стимулирования добровольного исполнения плательщиками своих налоговых обязательств введена такая форма их поощрения, как присвоение статуса «Лучший плательщик налогов, сборов». Это призвано способствовать повышению уровня налоговой культуры в стране. Ведь ответственность за социальное благополучие общества разделяется между государством и плательщиками, поэтому государство ждет от них соблюдения налоговой культуры и увеличения объема добровольных поступлений в бюджет.
Списки лучших плательщиков налогов, сборов по итогам каждого года публикуются на сайте МНС: nalog.gov.by в разделе «Сведения о бизнес-партнере».
Налоговым кодексом Республики Беларусь сокращен срок на возврат таким плательщикам налога на добавленную стоимость из бюджета в случае принятия налоговым органом решения о возврате разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.
– Каков порядок включения субъекта хозяйствования в план проверок?
– С 1 января этого года изменен подход налоговых органов к выбору объекта проверки. При новой методике формирования системы оценки степени риска присваивается соответствующий балл в зависимости от величины риска нарушения. Степень риска определяется путем суммирования баллов по всем критериям оценки степени риска, присутствующим у субъекта хозяйствования. Следует обратить внимание, что при определении количества баллов у субъекта хозяйствования, которому присвоен статус «Лучший плательщик налогов, сборов», автоматически снимается 30 баллов.
Немаловажным является тот факт, что критерии оценки степени риска при необходимости будут актуализироваться в целях повышения их эффективности и в случае изменения законодательства.
Благодаря разработанной методике в план выборочных проверок попадут только субъекты хозяйствования, имеющие действительно высокий риск совершения правонарушений.
Кроме того, проведена работа по оптимизации перечня контролирующих (надзорных) органов и сфер их деятельности с целью исключения двойного контроля одних и тех же сфер деятельности разными органами и определения уполномоченных органов. Из области контроля налоговых органов исключены такие сферы, как соблюдение законодательства о лицензировании, книге замечаний и предложений, безвозмездной (спонсорской) помощи, иностранной безвозмездной помощи и прочие.
– Изменился ли период проведения проверок налоговыми органами?
– В связи со вступлением в силу Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2017 г. № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» с 1 января 2018-го проверки субъектов хозяйствования проводятся за период, не превышающий пяти календарных лет, предшествующих году, в котором принято решение о назначении проверки.
– Как изменились сроки хранения документов в связи с сокращением проверяемого периода?
– C 22 марта они скорректированы. Изменения коснулись документов, по которым отсчет срока хранения начинается после проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Срок хранения документов – от одного года до пяти лет. Если проверка соблюдения налогового законодательства не проводилась более 10 лет, по ним установлен срок хранения 10 лет.
Подготовила Елена ЕМЕЛЬЯНОВА