Систему не перехитришь!
Осенью прошлого года после реконструкции автодорога Р21, которая соединяет Витебск с Лиозно и выходит на границу с Российской Федерацией, приобрела новый облик и стала комфортной для пользователей. Учитывая ее качество и значимость при осуществлении международных перевозок, она стала платной. Чтобы полноценно контролировать процесс сбора денежных средств в филиале Транспортной инспекции по Витебской области с мая этого года создан региональный отдел контроля на платных дорогах «Витебск».
О типичных нарушителях и о том, что нужно знать при пользовании Р21, рассказал заместитель начальника отдела Александр Чугунов.
Новая дорога стала платной
– В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.10.2015 № 911 «О внесении изменений в Положение о порядке взимания платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь» с 1 ноября прошлого года в перечень платных дорог была включена Р21 Витебск – граница Российской Федерации (Лиозно) на участках с 9-го по 40-й км и с 42-го по 52-й км, – вводит в курс дела Александр Владимирович. – Общая протяженность платных дорог увеличилась на 101 километр. Эти участки внесены в национальную систему электронного сбора платы за проезд BelToll. Новый этап расширения сети платных дорог предусматривает включение в систему BelToll участков автомобильных дорог M5/E271 Минск – Гомель длиной 82 км и Р23 Минск – Микашевичи длиной 19 км. Итоговая протяженность сети платных дорог в Республике Беларусь в настоящее время составляет 1613 км. Конечно, чтобы эффективно осуществлять контрольные функции, наши сотрудники прошли обучение. С мая этого года отдел полностью сформировался и приступил к выполнению своих обязанностей. При осуществлении контроля за взиманием платы за проезд по дороге Р21 работниками отдела контроля на платных дорогах «Витебск» с 1 мая по 31 октября было выявлено 482 нарушения. Собственниками (владельцами) транспортных средств была внесена плата в увеличенном размере в сумме 74 250 евро.
Вместо наличных – бортовое устройство
– Наши водители с пониманием относятся к тому, что проезд по Р21 стал платным. Если сравнить то узкое шоссе с многочисленными перепадами высот, которое было до реконструкции, и новую дорогу, то разница существенная, – говорит Александр Чугунов. – В реконструкцию вложены значительные средства. Мы же не просто поставили рамки и стали требовать деньги. Кстати, никаких КПП, где нужны наличные, здесь нет. Согласно п. 1 Положения о порядке взимания платы за проезд по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.04.2013 № 340, для получения устройства электронной оплаты собственник (владелец) транспортного средства должен заключить договор пользования платной дорогой и зарегистрировать ТС в системе электронного сбора платы. Договоры могут быть заключены в контактном пункте обслуживания BelToll КП4, расположенном по Бешенковичскому шоссе, 12 в Витебске, а также в приграничных пунктах обслуживания. То есть это все можно сделать до момента выезда на платную дорогу. Там собственнику транспортного средства и выдадут устройство электронной оплаты. Размер его залоговой стоимости для ТС с технически допустимой общей массой не более 3,5 тонны – 20 евро, более 3,5 тонны – 50 евро. Минимальный размер предоплаты – 25 евро для заключенных договоров пользования платными автомобильными дорогами Республики Беларусь в режиме предоплаты.
В случае выявления отсутствия на автомобиле устройства электронной оплаты данный факт будет расцениваться как неоплата, и с собственников (владельцев) транспортных средств будет взыскиваться плата в увеличенном размере. Все просто. Если собственник (владелец) ТС не заключает договора пользования платной дорогой согласно ч.ч.1,2 п.11 положения, то договор пользования платной дорогой считается заключенным с момента выезда транспортного средства на платную дорогу.
Тракторам въезд разрешен
Пока я вникаю в суть регламентирующих документов, мимо проезжает трактор, который принадлежит местному хозяйству.
– Колесные тракторы и самоходные машины, мотоциклы и мопеды, некоторые другие категории транспортных средств, зарегистрированные на территории Республики Беларусь, освобождены от взимания платы за проезд по платным автомобильным дорогам. От платы за проезд по платным дорогам Республики Беларусь освобождены также транспортные средства с технически допустимой общей массой до 3,5 тонны, зарегистрированные на территории государств – членов Евразийского экономического союза (Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Армения, Кыргызская Республика), – поясняет Александр Чугунов. – А если на балансе сельскохозяйственного предприятия находятся грузовики и автобусы, то проезд им надо оплатить.
Руководители лиозненских хозяйств, расположенных вдоль трассы, уже не раз обращались с просьбой отсрочить платежи. Нет у них на счетах денег. Да, местных сельхозпроизводителей жалко, но закон есть закон. Если машина просто пересекает платную дорогу, платить не нужно. А вот если она хотя бы 10 метров проехала вдоль – счетчик начинает считать. Порядок на дороге должен быть.
Когда прибор под сиденьем
– Белорусы – люди дисциплинированные. Если надо платить, то и платят. Львиную долю нарушителей составляют иностранные перевозчики, – говорит Александр Чугунов. – Несмотря на доступность сведений о расположении участков платных дорог, наличие непосредственно перед выездом на них дорожных знаков 5.42 «Платная автомобильная дорога», некоторые собственники (владельцы), водители транспортных средств проявляют беспечность, что приводит к внесению ими платы в увеличенном размере. Обычными оправданиями, которые приходится выслушивать работникам отдела при выявлении таких нарушителей, являются: «Я не знал, что эта дорога платная, при въезде на нее меня никто не остановил и не предупредил», «А я только выехал на дорогу, искал путь, как с нее свернуть, и «рамки не пересекал», «Я по ней всего несколько километров проехал» и т. д.
Хочется также отметить, что, к сожалению, многие в ряде случаев пытаются трактовать требования законодательства, регламентирующего пользование платными автомобильными дорогами, что называется в свою пользу. Путем личного наблюдения, из каких-то иных источников они добывают сведения о месте расположения станций сбора платы, их типах, предназначении и пытаются «обмануть» систему контроля оплаты, действуя по двум типовым сценариям.
По первому, более простому, двигаются по платной автомобильной дороге между станциями сбора платы, а сами станции объезжают по проселочным и полевым дорогам. Когда же работники отдела останавливают транспортные средства под их управлением непосредственно на платной дороге, поясняют: «Я рамку не проезжал и поэтому ничего не нарушил» По второму сценарию действуют более продуманно. При движении по платной автомобильной дороге при проезде определенных станций сбора платы они прячут в транспортном средстве устройство электронной оплаты в нарушение порядка его технологической эксплуатации для того, чтобы не была произведена оплата проезда через расчетный сегмент. Действия таких «изобретателей» являются нарушениями. В большинстве случаев они обходятся им в десятки раз дороже установленных тарифов за проезд по платным дорогам.
Данными нарушениями грешат чаще собственники (владельцы) транспортных средств, зарегистрированных на территории иностранных государств. Приходилось неоднократно выслушивать от них: «Ваши платные дороги – обдираловка!» В таких случаях работники спокойно разъясняют суть выявленного нарушения и требования законодательства, регламентирующего вопросы пользования платными дорогами.
Считайте оси
Принцип работы системы BelToll довольно прост. Над полотном дорог размещаются металлические порталы сбора платы, оснащенные приемопередатчиками, которые обеспечивают обмен информацией с бортовым устройством, установленным на лобовом стекле транспортного средства. При прохождении автомобиля через них система автоматически списывает средства со счета прибора. Тарифы на всех платных дорогах республики одинаковы. Большинство спорных ситуаций возникает из-за невнимательности или ошибок самих пользователей.
Самое распространенное нарушение – неправильная установка бортовых устройств на лобовом стекле. Каждый водитель должен точно распознавать сигналы прибора и следовать им. Если при проезде под станцией сбора платы он не услышал звукового сигнала, необходимо проверить наличие индикации зеленого цвета и обязательно сообщить об отсутствии сигнала, позвонив на инфолинию или обратившись в ближайший пункт обслуживания BelToll.
Кроме того, после пополнения баланса бортового устройства в режиме предоплаты, а также при каждом выезде необходимо проверять, правильно ли выставлены оси на грузовом автомобиле, включая даже неиспользуемые. Если следовать этим советам, непредвиденных ситуаций удастся избежать.
К слову, для удобства пользователей платной дорогой постановлением правительства была закреплена возможность доступа к информации о зафиксированных нарушениях. На официальном сайте системы BelToll в «Личном кабинете» каждый водитель может получить сведения о наличии или отсутствии у него нарушений проезда платных дорог.
Геннадий Закржевский, «ДТП»