Об автодромах, мастерах и нечестной конкуренции

С каждым годом на оживленных улицах все чаще можно встретить тех, кого агрессивные, но подготовленные водители называют чайниками. Они не в состоянии ехать со скоростью потока, теряются на перекрестках, создавая пробки, путают знаки, педали и направление движения, а причиной аварий со смертельным исходом нередко становится банальное «не справился с управлением».

Справка

Могилевский автоучебный комбинат – это бренд с 77-летней историей и единственное государственное автоучебное учреждение на территории Могилевской области, характеризующееся высоким качеством и профессионализмом в подготовке и переподготовке водителей. В 2011 году ГУО «Могилевский АУК» признано лучшей автоучебной организацией Республики Беларусь.

Об автодромах, мастерах и нечестной конкуренции

За свою историю комбинатом подготовлено около 150 тысяч водителей для транспортной отрасли области. Ежегодно здесь обучается от 5 до 8 тысяч человек: можно пройти подготовку на категорию В и ВС; переподготовку с В на С, D, с С на СЕ, D; повышение квалификации: для перевозки пассажиров автомобилями-такси, на право управления транспортными средствами с газобаллонным оборудованием; подготовку водителей для перевозки опасных грузов автотранспортом, а также грузов и пассажиров в международном сообщении.

Уровень подготовки водителей в автошколах оставляет желать лучшего. Госавтоинспекция бьет тревогу: нередко кандидаты в водители не могут с первого раза сдать экзамены. И основной причиной называют качество подготовки. Своим мнением по данной проблеме поделился директор Могилевского автоучебного комбината Игорь ВАСИЛЬКОВ.

– В Могилевском АУКе обучение проходит в соответствии с единой программой, – рассказывает Игорь Викторович. – На мой взгляд, на уровень и качество подготовки учащихся влияют как объективные, так и субъективные факторы. Одной из основных проблем автошкол считаю отсутствие должной инфраструктуры для подготовки водителей. Бытует мнение, что человека можно научить управлению транспортным средством сразу на дороге. У большинства учебных организаций автодром представляет собой небольшую площадку, на которой расставлены учебные элементы, и ездить там можно максимум на второй передаче. Но перед поездкой в город курсант должен отработать основные принципы езды: начало движения, маневрирование, разгон до четвертой передачи и т. д. Если воздействие на органы управления автомобилем не доведено до совершенства, человеку крайне сложно будет следить за окружающей обстановкой.

Только единичные автошколы имеют неплохие автодромы. У нас он большой – водители трех–пяти автомобилей могут совершенствоваться и оттачивать свое мастерство и при этом не мешать друг другу. Необходима и тренажерная подготовка.

– Многие утверждают, что качество подготовки курсантов упирается как раз в работу мастеров производственного обучения. Вы согласны с этим?

– В автошколы приходит различный контингент, но в целом инструкторы – самая большая проблема. Мне доводилось слышать разные истории о мастерах производственного обучения, которые недобросовестно относятся к своим обязанностям: забирают у ученика время, топливо…

Мы в свою очередь, чтобы свести такие ситуации к минимуму, ужесточили требования и усилили дисциплину. Не всегда получается увидеть прорехи, но стараемся. Взять, к примеру, план обучения вождению, где есть пункт «Закрепление навыков». Мы арендуем автодром, который расположен в УГАИ Могилевского облисполкома, где наши курсанты могут освоиться и отточить навыки выполнения элементов парковки, эстакады и прочее. Повысило ли это в процентном исчислении сдачу практического экзамена в ГАИ, сказать не берусь. Но когда спрашиваю курсантов, заезжали ли они там на автодром, то некоторые и вовсе не ездили, а кто-то один раз.

Считаю, что при выполнении своей работы на должном уровне и 50 часов вождения для курсанта будет достаточно. Ведь инструктор может в пределах курса научить как вождению, так и теории. Если человеку во время обучения что-то рассказывать, а потом закреплять, можно сразу пройти весь курс в условиях городского движения.

– Сегодня рынок услуг по обучению водителей достаточно разношерстный. Подготовкой занимаются Минобразования, АУК, ДОСААФ, силовые структуры, причем по всем направлениям: от любителей до профессионалов.

– Мы не против здоровой конкуренции. Сегодня автошколы работают приблизительно с одинаковой рентабельностью, прибыли практически нет. Но, к сожалению, государственные учреждения поставлены в неравные условия с частными автошколами. Одной из основных проблем у них считаю отсутствие должной инфраструктуры для подготовки водителей. Многие частные автоучебные организации берут в аренду все: автодром, классы и даже автомобили. Есть и такие, кто указывает заведомо привлекательную цену, а когда человек начинает обучение, в ход идут хитрости: допсоглашение, платная пересдача зачета и т. д. И учить тогда в отдельных автошколах хорошо становится невыгодно. Вот и получается, что ставка делается не на качество, а на выкачивание денег.

В любом случае перед выбором автошколы лучше перестраховаться и узнать, кому доверяешь свои деньги. Причем отзывы на различных интернет-форумах – это не лучший вариант: можно под разными никами заходить и расхваливать ту или иную автошколу. Желательно прийти на автодром, поговорить с курсантами.

В государственном учреждении, в частности, в АУКе, все поставлено на профессиональную основу. Мы работаем в правовом поле. В текущем году удалось привлечь кандидатов в водители. Были открыты новые классы по подготовке водителей категории В в общежитии политехнического колледжа и учебном корпусе педагогического университета, где действует система скидок.

Акцентирую внимание и на организации контроля за деятельностью автошкол. Иногда мастера производственного обучения работают больше, чем положено по трудовому законодательству. Таких примеров предостаточно. Есть случаи, когда автошколы, попавшие в план проверок, попросту исчезали и появлялись вновь с другим названием, а частник с одним комплектом оборудования открывал не один класс. С этим пора что-то делать. Ведь есть полномочия у Транспортной инспекции, но она может остановить автомобиль, только когда тот работает на линии.

Я убежден: подход в образовательном процессе курсантов должен быть иной – индивидуальный, качественный и добросовестный. Только тогда будут на дороге подготовленные водители-новички.

Вера ОБРАЗЦОВА, «ДТП»