Любители нелегального воздухоплавания расстаются со своими арсеналами
В предыдущих номерах «ТБ» уже описывала типовой сюжет подобной операции: автомобиль, в багажнике – БПЛА, товарно-материальные ценности (ТМЦ), GPS-трекеры и прочие гаджеты для управления дроном и контроля за ним; частный дом, полукустарная авиаремонтная мастерская, комплектующие для беспилотников, иногда оружие.
Новый криминальный сюжет, разыгранный 29 июня на белорусско-литовской границе, отличается от предыдущих применением огнестрельного оружия. Сморгонские пограничники и военнослужащие ВВ МВД посадили квадрокоптер с перемещаемыми в Литву контрабандными ТМЦ с помощью радиоэлектронного ружья. Операторы БПЛА попытались скрыться на автомобиле, потому и пришлось стрелять. К счастью, обошлось без пострадавших. В салоне машины двух задержанных граждан Беларуси обнаружены семь свертков с ТМЦ. Пустившись наутек, они добавили к очевидному букету правонарушений еще и неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий.
Такая же судьба в тот же день постигла двух жителей Витебщины, перемещавших ТМЦ на территорию Латвии с помощью зондов кустарного производства. Напомним: совсем недавно, 15 июня, примерно такой же зонд с грузом контрабандных сигарет сам собой приземлился на литовском погранпункте «Шальчининкай».
У задержанных обнаружены шесть баллонов с гелием, тепловизор, радиостанция, навигатор, три телефона с SIM-картами латвийского сотового оператора. По месту жительства одного из криминальных воздухоплавателей изъяты БПЛА с пультом управления, два GPS-трекера, навигатор, ноутбук и еще три SIM-карты латвийского оператора.
Еще более разнообразным оказался улов лидских пограничников, 2 июля при силовой поддержке сотрудников отряда спецназначения «Тайфун» ВВ МВД задержавших в Вороновском районе группу правонарушителей. Читатель «ТБ», обнаружив в пресс-релизе ГПК Беларуси знакомую формулу «в ходе осмотра жилых и нежилых построек обнаружено и изъято», без труда продолжит с интонациями стоматолога Шпака из советской кинокомедии: 9 GPS-трекеров, четыре аккумуляторные батареи, пять винтов БПЛА, зарядная станция, два прибора ночного видения, две радиостанции, ноутбук, мобильный телефон, четыре водолазных костюма и автомобиль.
Очевидно, контрабанда с помощью БПЛА подразумевает использование стандартного набора средств связи и управления, однако остается загадкой, зачем задержанным понадобились водолазные костюмы – неужели надеялись осуществить запуск БПЛА из подводного положения?
Пограничники, конечно, молодцы. Но и таможенники стараются не отставать: в последних числах июня им тоже удалось заполучить трофей, имеющий отношение к авиации, пусть и не беспилотной. Сотрудники Минской региональной таможни извлекли из одной из посылок, доставленных российской курьерской службой, ни много ни мало турбовальный авиадвигатель, устанавливаемый на ударных вертолетах Ми-24. Оперативно-разыскные мероприятия позволили установить, что к находке причастен гражданин Беларуси, намеревавшийся вывезти двигатель за пределы ЕАЭС. Уголовное дело возбуждено по ч. 1 ст. 333-1 УК, предусматривающей наказание в виде лишения свободы сроком до семи лет, любитель вертолетных двигателей признан подозреваемым. Согласитесь, вертолетный двигатель – куда большая экзотика «на гражданке», чем квадрокоптер или самопальные шарики с гелием.
Игорь ВЕРШИНИН