С 20 по 30 марта в Витебской области сотрудники ГАИ, УП «Белтехосмотр» и Транспортной инспекции Минтранса проводили совместные рейды в рамках весенней декады «Гостехосмотр».
Основные цели – усиление контроля за своевременным прохождением гостехосмотра транспортных средств и привлечение внимания автовладельцев к вопросам поддержания автомобилей в технически исправном состоянии. В прошедшую среду ранним утром в рейд с представителями контролирующих организаций в Витебске направился и наш корреспондент.
Автопарк неуклонно стареет
Вместе с ведущим специалистом отдела контроля автомобильной транспортной деятельности Виталием Рыбаковым и специалистом 1-й категории филиала Транспортной инспекции Минтранса по Витебской области Сергеем Клименко едем в район Вороновского кольца. Там уже работают специалист филиала УП «Белтехосмотр» по Витебской области Евгений Ломакин и сотрудник ДПС УВД Витебского облисполкома Владислав Томашев.
Вороновское кольцо – своеобразные ворота в город со стороны оршанского и лиозненского направлений и выезд из областного центра по этим направлениям, а также в сторону Пскова, на юго-западный обход г. Витебска и в район аэропорта, поэтому транспортный поток большой.
– Конечно, можно было бы заехать на какую-то достаточно тихую транзитную улицу в областном центре и устроить там тотальную проверку, но наша задача состоит не в том, чтобы выявить как можно больше нарушителей. В ходе этой акции стараемся обратить внимание автолюбителей на необходимость своевременного прохождения гостехосмотра. Согласно статьи 33 Закона Республики Беларусь «О дорожном движении» проведение ГТО является обязательным для транспортных средств, самоходных машин, подлежащих государственной регистрации и учету. И водители должны помнить об этом, – поясняет выбор места дислокации Владислав Томашев.
Первым остановленным нами автомобилем стал старенький «Фольксваген-Гольф» без наклейки на ветровом стекле. Но, как выяснилось, автомобиль регулярно проходит гостехосмотр, а ездит водитель без наклейки, потому что ее потом тяжело смывать.
– Проще возить с собой, – утверждает он. – И не беда, если лишний раз остановят и проверят документы. У меня всегда все в порядке.
Или едь без гостехосмотра, или ищи другую работу
Сотрудники Транспортной инспекции тем временем останавливают для проверки документов «Рено» с полуприцепом. Большегрузный автомобиль двигался из Минска в Витебск за кирпичом.
На первый взгляд казалось, что проверка вряд ли даст результаты – машина внешне выглядела пристойно. Однако ни автомобиль, ни полуприцеп гостехосмотр не проходили.
– Вы знаете, сколько мне надо заплатить пошлины за эту машину и полуприцеп? А работы нет. Когда изредка находишь заказ, хоть пляши от радости, – жаловался на жизнь водитель, который является еще и индивидуальным предпринимателем.
Сотрудник Госавтоинспекции привлек его сразу по двум статьям Кодекса об административных правонарушениях: за управление транспортным средством без прохождения гостехосмотра и выпуск такого автомобиля на линию.
Инспектор ГАИ продолжал останавливать машины, которым уже от 10 до 30 лет. Здесь сразу надо заметить, что автопарк на наших дорогах изрядно постарел, новых машин в потоке немного. Но, наверное, не зря говорят, что раньше машины делали более качественно: все они находились в технически исправном состоянии и имели отметку о прохождении гостехосмотра.
На горизонте показался относительно новый «Порше-Кайен». Владислав Томашев остановил эту иномарку. С документами у водителя тоже все было в порядке.
Внимание сотрудников Транспортной инспекции тем временем привлек МАЗ с полуприцепом, груженный огромными катушками для кабельной продукции. Казалось, останавливать этот автомобиль для проверки документов – пустая трата сил и времени. МАЗ, если исходить из внешних наблюдений, явно принадлежал какому-то производственному предприятию, где налажен жесткий контроль перед выездом на линию. Реальность оказалась хуже. МАЗ действительно принадлежит предприятию в Орше, которое и выпускает эти самые катушки. Водитель вез их на «Энергокомплект». На автомобиле с непройденным гостехосмотром.
– Вы могли отказаться ехать в рейс без отметки о прохождении гостехосмотра, – говорит Виталий Рыбаков.
– Мог. Я даже сказал начальнику, что на машине без гостехосмотра ехать опасно. Но в ответ на это он заметил: если боишься, пиши заявление об увольнении и ищи себе другую работу. А в Орше с рабочими местами трудно, – посетовал водитель МАЗа. За управление транспортным средством без гостехосмотра он заплатил штраф на месте, а выпускающего на линию такую машину начальника наказание ждет в ближайшем будущем.
Девушки бывают разными
Инспектор ДПС тем временем останавливает иномарку. За рулем – симпатичная девушка.
– Женщины, наверное, более законопослушны? – интересуюсь после проверки документов у Владислава Томашева.
– По-всякому бывает. В течение прошлого года я дважды останавливал одну девушку на «Жигулях» с непройденным гостехосмотром. Она и плакала, и утверждала, что это «разбитое корыто» никогда гос-
техосмотр не пройдет, а ездить надо на работу в Витебск из прилегающей деревни. В этом году я ее остановил, когда она так же гордо управляла старой иномаркой. И тоже без отметки о прохождении гостехосмотра. Случай этот запомнился, потому что, пока мы оформляли протокол, у машины самопроизвольно спустило заднее колесо. Нам пришлось потратить более получаса, чтобы эта «карета» смогла съехать с места, – вспоминает инспектор ДПС.
А штамп-то ненастоящий!
Самое пристальное внимание традиционно уделяется контролю за подлинностью отметок в документах о прохождении гостехосмотра. Причина – автовладельцы иногда проходят техосмотр нелегально. Сводится он к проставлению в документах фальшивой отметки. В этой связи напоминаем: за подделку либо использование поддельных документов, штампов, печатей предусмотрена уголовная ответственность вплоть до лишения свободы.
– На этой неделе в ходе рейдовых мероприятий на юго-западном обходе Витебска мы остановили для проверки документов большегрузный автомобиль «Вольво» с номерными знаками брестского региона, – рассказывает Виталий Рыбаков. – Посмотрев на сертификат, я усомнился в подлинности штампа. После сфотографировал его и отправил фото в филиал УП «Белтехосмотр» в Витебской области. Там подтвердили: данный автомобиль гостехосмотр не проходил, а штамп с отметкой № 338 является подделкой. Вскоре на место происшествия прибыли сотрудники милиции и доставили нарушителя в Витебский райотдел внутренних дел для дальнейшего разбирательства. Водитель утверждал, что о фальшивом сертификате впервые слышит: перегонял машину с рембазы.
Кстати, в феврале в Витебске осудили мужчину, обвиняемого в изготовлении и продаже поддельных сертификатов технического осмотра авто. В том числе и с номером 338. Он занимался изготовлением поддельных наклеек, штампов и подписей с августа 2015 года, о чем сам же и рассказал на суде. В целом им было сделано по меньшей мере 40 поддельных сертификатов, которые продавал друзьям и знакомым за символическую плату – от 10 до 50 рублей.
Возможно, мужчина так и продолжал бы свою незаконную деятельность, не случись ДТП, в которое попал один из его клиентов в марте прошлого года в Витебске. Осмотрев его старый «Мерседес», сотрудники ГАИ не поверили предъявленным новеньким сертификатам о прохождении техосмотра и после проверки поняли, что имеют дело с фальшивкой. Тогда водитель и выдал своего знакомого. Мужчину приговорили к ограничению свободы в исправительном учреждении открытого типа. Что ж получается: он сидит, а его «дело» живет, доставляя немало хлопот людям? Скорее всего, выявленный с поддельным штампом седельный тягач «Вольво» с полуприцепом уже был перепродан в Брестскую область.
Без спидометра и категории D – на автобусе
Если думаете, что сотрудники Транспортной инспекции «ловят» только частников, то ошибаетесь. Они останавливали без пройденного гостехосмотра и автомобили крупных государственных предприятий. Особенно тревожно за транспорт предприятий агропромышленного комплекса.
– В феврале в Толочинском районе произошло дорожно-транспортное происшествие, – рассказывает начальник отдела контрольной деятельности филиала Транспортной инспекции по Витебской области Константин Рой. – Автобус ПАЗ, принадлежащий одному из сельскохозяйственных предприятий и использовавшийся для подвоза работников к месту работ, съехал с дороги и совершил наезд на стоявших у остановки общественного транспорта людей. Пострадала женщина. Как выяснилось в ходе последующей проверки, автобус эксплуатировался без прохождения гостехосмотра и с неисправным спидометром. Об этом в СПК честно писали в путевых листах: «Спидометр не работает». Более того, автобусом управлял водитель, не имеющий категории D.
Р.S. Итоги рейда неутешительны. За два часа работы мы выявили семь водителей, которые управляли транспортными средствами без прохождения ими гостехосмотра.
Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТБ»