Ой, мороз, мороз, не снижай пробег!

В Европе тестируют влияние низких температур на электромобили

Соответствующие испытания провел знаменитый немецкий автоклуб ADAC – организация, пользующаяся авторитетом и среди отечественных автомобилистов. Результаты, конечно, оказались предсказуемы: холода здорово сказываются на эксплуатационных характеристиках электромобилей (EV).

Было бы здорово, если бы белорусские разработчики хотя бы частично нейтрализовали недостатки EV, связанные с ростом расхода энергии и потерей дальности пробега в зимний период, – как ни крути, зимы у нас посуровее, чем в Европе

Для белорусского автовладельца все это, понятно, не сюрприз: с незапамятных пор и без всяких EV в наших широтах обычным элементом пейзажа на Крещение считался рассерженный водила, сквозь метели и сугробы бережно несущий аккумулятор в тепло. Но немецкий опыт заслуживает внимания – у них как минимум электромобилей больше на дорогах. Лучше учиться на чужих ошибках, чем делать свои.

Проблема, с которой столкнулись европейские владельцы EV, проста: чем ниже температура, тем выше энергопотребление и меньше дальность пробега без зарядки. Внезапно выяснилось, что в мороз на таком авто далеко не уедешь. Как признает ADAC, «салон, стекла и иногда сиденья, а также рулевое колесо должны обогреваться за счет электроэнергии от аккумуляторной батареи привода». Это – первая причина конфуза, а вот вторая: комфортная температура для аккумулятора, расположенного в днище машины (где не особо согреешься), всего 20–40 °С. В этом диапазоне аккумуляторная электрохимия работает на полную мощность и с максимальной отдачей. Соответственно, чем больше объем аккумулятора и ниже температура наружного воздуха, тем больше EV тратит на самоподогрев.

Сразу остановимся на основных рекомендациях ADAC: 1) планируйте повышенный расход топлива зимой, на коротких дистанциях будьте готовы к многократным перезарядкам; 2) на больших расстояниях можно запланировать больший расход топлива, и, возможно, потребуется дополнительная остановка для зарядки. По-русски это называется «обое рябое», по-белорусски – «абое рабое»: оба варианта заведомо маловыигрышны и по сути не отличаются друг от друга.

Далеко не уедешь

Получается, что кратковременные поездки на малые расстояния на EV зимой вообще малорентабельны: разогрелся, тронулся, остановился, разрядился, ищешь на морозе розетку.

Тесты ADAC привели въедливых экспертов к следующему выводу: «На коротких или пригородных маршрутах (23 км за 30 минут) энергопотребление электромобиля резко возрастает, когда температура на улице значительно ниже нуля. В зависимости от модели, которую вы тестируете, потребление электромобиля с холодным аккумулятором будет на 38–107% выше».

Справка «ТБ»

По данным ADAC, в среднем протестированные электромобили потребляют на 70% больше энергии. Исследования велись по методике Green NCAP, использующей стандартный ездовой цикл WLTP – 23 км и 30 минут. Сопоставлялись данные, полученные при температурных режимах +23 °С и -7 °С соответственно.

Что касается разброса в показателях между различными моделями, немцы признают: особой разницы между европейскими и китайскими автобрендами нет. (таблица 1).

Исследование влияния минусовых температур на запас хода оказалось не менее назидательным. «Показатели потребления Green NCAP являются наихудшим сценарием для электромобилей, особенно зимой, с точки зрения запаса хода, – констатируют немецкие эксперты. – Автомобиль охлаждается до -7 °C для измерения, и ему необходимо проехать 23 км по маршруту WLTC. При этом машина прогревает салон, а также, как правило, аккумулятор, что требует значительных затрат энергии». Замеры показали, что в среднем на морозе EV теряют примерно 40% запаса хода. (таблица 2).

Попутно выяснилось, что каждый производитель прогревает салон ровно настолько, насколько считает нужным. Это создает дополнительное пространство для маневра – так сказать, автовладельцу рынок предоставляет выбор из двух вариантов: замерзнуть бок о бок с неподвижным EV или окоченеть непосредственно в салоне, зато на ходу, если электромобиль не нагревается до стандартных +23 °C вследствие экономии энергии для движения. И это, надо сказать, важная для потребителя эксплуатационная характеристика EV.

Въедливые немцы, помимо методики Green NCAP, погоняли тестовые электромобили на испытательном полигоне ADAC в Пенцинге на скорости 30, 50, 80 и 120 км/ч при наиболее распространенных в Германии температурах от 0 °С до +20  °С. Результаты, ясное дело, были получше, однако никаких сенсаций не последовало. В среднем с поправкой на марку электромобиля и климатические характеристики зимы – в этот сезон расход топлива (электроэнергии) по сравнению с летним увеличивается на 25–31%.

Готовь EV-сани к зиме

Кроме сугубо технической тестовой части, отчет ADAC содержит практические советы по эксплуатации EV в холодный сезон. Они, скорее всего, действительно могут пригодиться и отечественному автолюбителю, хотя местами откровенно банальны:

предварительно 15 минут и более (в зависимости от марки машины) прогрейте автомобиль, если он подключен к электросети, чтобы тепловая энергия поступала не от аккумулятора трансмиссии;

• паркуйтесь в гараже во избежание чрезмерного охлаждения аккумулятора;

• не оставляйте двери и окна открытыми надолго;

• переключите обогреватель на рециркуляцию воздуха: в этом режиме салон прогревается быстрее;

• при необходимости слегка снизьте обогрев салона;

• используйте обогрев сидений, рулевого колеса и нагревательные провода в лобовом стекле – они эффективнее воздушного обогревателя;

• переключите режим вождения на режим «Эко» для экономии энергии;

• избегайте коротких поездок с длительным простоем между ними: салон и аккумулятор потребуют охлаждения и повторного подогрева снова и снова;

• учитывайте изменение поведения машины при торможении в холодную погоду;

• эффективнее зарядка аккумулятора с высокой мощностью вечером после поездки, а не утром перед поездкой;

• когда вы один в машине и у нее есть экономичная функция обогрева места водителя, воспользуйтесь ею;

• если у EV имеется тепловой насос в качестве дополнительного оборудования, применяйте его.

Безопасность uber alles

«Безопасность превыше всего» – с чисто немецким пафосом констатирует отчет, предостерегая против попыток сэкономить для увеличения пробега. Так что вот вам еще четыре опции, пренебрегать которыми ADAC не советует:

• все стекла всегда должны быть защищены ото льда и запотевания;

• ни в коем случае нельзя экономить на освещении (особенно в сумерках);

• зимой всегда следует планировать достаточный запас хода (даже для обычных трасс);

• на скользкой дороге рекомендовано избегать чрезмерной рекуперации энергии торможения.

Все бы ничего, но на электромобили потребитель переходит, как правило, из соображений экономии. Однако получается, что зимние холода если не сводят ее к нулю, то существенно сокращают. А вот проблем, о которых в момент покупки EV никто не говорит и не думает, морозы добавляют.

Белорусский электромобиль отечественные автолюбители (включая главу государства) ожидают увидеть к началу 2025 года. Было бы здорово, если бы разработчики учли и хотя бы частично нейтрализовали недостатки EV, связанные с ростом расхода энергии и потерей дальности пробега в зимний период – как ни крути, зимы у нас посуровее, чем в Европе.

МодельРасход энергии при +23 СРасход энергии при -7 СРост энергопотребления в зимний период, %
Audi Q4 e-tron 5020,730,446
BYD Atto 318,225,138
Cupta Born 58 kWh18,632,072
Dacia Spring 4516,222,539
Hyundai loniq 5 58 kWh18,834,885
MG5 Maximum Range19,033,174
Nio ET7 100kWh17,730,472
Nissan Ariya 87 kWh19,331,262
Ora Funky Cat18,126,446
Renault Kangoo E-Tech Electric21,042,3101
Renault Megane E-Tech Electric EV6016,930,078
Tesla Model 316,528,573
Tesla Model 518,730,865
WW ID.516,133,4107
Xpeng G919,332,468
Таблица 1. Расход энергии тестируемыми EV в летний и зимний периоды, кВт/ч на 100 км

МодельЗапас хода  при +23 СЗапас хода при -7 СТемпература в салоне, С,%
Audi Q4 e-tron 50400 км272км26,1 °C
BYD Atto 3376 км273 км16,6 °C
Cupta Born 58 kWh336 км195 км29,9 °C
Dacia Spring 45200 км144 км23,7 °C
Hyundai loniq 5 58 kWh353 км191 км27,6 °C
MG5 Maximum Range323 км185 км26,6 °C
Nio ET7 100kWh580 км337 км23,0 °C
Nissan Ariya 87 kWh507 км313 км28,7 °C
Ora Funky Cat380 км260 км23,8 °C
Renault Kangoo E-Tech Electric251 км125 км16,9 °C
Renault Megane E-Tech Electric EV60403 км226 км31,2 °C
Tesla Model 3414 км241 км30,0 °C
Tesla Model 5604 км367 км33,3 °C
WW ID.5524 км252 км27,2 °C
Xpeng G9586 км350 км19,0 °C
Таблица 2. Запас хода тестируемых EV в летний и зимний периоды, км

Иван ДУБОВЕЙ

Добавить комментарий