В Европе тестируют влияние низких температур на электромобили
Соответствующие испытания провел знаменитый немецкий автоклуб ADAC – организация, пользующаяся авторитетом и среди отечественных автомобилистов. Результаты, конечно, оказались предсказуемы: холода здорово сказываются на эксплуатационных характеристиках электромобилей (EV).
Для белорусского автовладельца все это, понятно, не сюрприз: с незапамятных пор и без всяких EV в наших широтах обычным элементом пейзажа на Крещение считался рассерженный водила, сквозь метели и сугробы бережно несущий аккумулятор в тепло. Но немецкий опыт заслуживает внимания – у них как минимум электромобилей больше на дорогах. Лучше учиться на чужих ошибках, чем делать свои.
Проблема, с которой столкнулись европейские владельцы EV, проста: чем ниже температура, тем выше энергопотребление и меньше дальность пробега без зарядки. Внезапно выяснилось, что в мороз на таком авто далеко не уедешь. Как признает ADAC, «салон, стекла и иногда сиденья, а также рулевое колесо должны обогреваться за счет электроэнергии от аккумуляторной батареи привода». Это – первая причина конфуза, а вот вторая: комфортная температура для аккумулятора, расположенного в днище машины (где не особо согреешься), всего 20–40 °С. В этом диапазоне аккумуляторная электрохимия работает на полную мощность и с максимальной отдачей. Соответственно, чем больше объем аккумулятора и ниже температура наружного воздуха, тем больше EV тратит на самоподогрев.
Сразу остановимся на основных рекомендациях ADAC: 1) планируйте повышенный расход топлива зимой, на коротких дистанциях будьте готовы к многократным перезарядкам; 2) на больших расстояниях можно запланировать больший расход топлива, и, возможно, потребуется дополнительная остановка для зарядки. По-русски это называется «обое рябое», по-белорусски – «абое рабое»: оба варианта заведомо маловыигрышны и по сути не отличаются друг от друга.
Далеко не уедешь
Получается, что кратковременные поездки на малые расстояния на EV зимой вообще малорентабельны: разогрелся, тронулся, остановился, разрядился, ищешь на морозе розетку.
Тесты ADAC привели въедливых экспертов к следующему выводу: «На коротких или пригородных маршрутах (23 км за 30 минут) энергопотребление электромобиля резко возрастает, когда температура на улице значительно ниже нуля. В зависимости от модели, которую вы тестируете, потребление электромобиля с холодным аккумулятором будет на 38–107% выше».
Справка «ТБ»
По данным ADAC, в среднем протестированные электромобили потребляют на 70% больше энергии. Исследования велись по методике Green NCAP, использующей стандартный ездовой цикл WLTP – 23 км и 30 минут. Сопоставлялись данные, полученные при температурных режимах +23 °С и -7 °С соответственно.
Что касается разброса в показателях между различными моделями, немцы признают: особой разницы между европейскими и китайскими автобрендами нет. (таблица 1).
Исследование влияния минусовых температур на запас хода оказалось не менее назидательным. «Показатели потребления Green NCAP являются наихудшим сценарием для электромобилей, особенно зимой, с точки зрения запаса хода, – констатируют немецкие эксперты. – Автомобиль охлаждается до -7 °C для измерения, и ему необходимо проехать 23 км по маршруту WLTC. При этом машина прогревает салон, а также, как правило, аккумулятор, что требует значительных затрат энергии». Замеры показали, что в среднем на морозе EV теряют примерно 40% запаса хода. (таблица 2).
Попутно выяснилось, что каждый производитель прогревает салон ровно настолько, насколько считает нужным. Это создает дополнительное пространство для маневра – так сказать, автовладельцу рынок предоставляет выбор из двух вариантов: замерзнуть бок о бок с неподвижным EV или окоченеть непосредственно в салоне, зато на ходу, если электромобиль не нагревается до стандартных +23 °C вследствие экономии энергии для движения. И это, надо сказать, важная для потребителя эксплуатационная характеристика EV.
Въедливые немцы, помимо методики Green NCAP, погоняли тестовые электромобили на испытательном полигоне ADAC в Пенцинге на скорости 30, 50, 80 и 120 км/ч при наиболее распространенных в Германии температурах от 0 °С до +20 °С. Результаты, ясное дело, были получше, однако никаких сенсаций не последовало. В среднем с поправкой на марку электромобиля и климатические характеристики зимы – в этот сезон расход топлива (электроэнергии) по сравнению с летним увеличивается на 25–31%.
Готовь EV-сани к зиме
Кроме сугубо технической тестовой части, отчет ADAC содержит практические советы по эксплуатации EV в холодный сезон. Они, скорее всего, действительно могут пригодиться и отечественному автолюбителю, хотя местами откровенно банальны:
• предварительно 15 минут и более (в зависимости от марки машины) прогрейте автомобиль, если он подключен к электросети, чтобы тепловая энергия поступала не от аккумулятора трансмиссии;
• паркуйтесь в гараже во избежание чрезмерного охлаждения аккумулятора;
• не оставляйте двери и окна открытыми надолго;
• переключите обогреватель на рециркуляцию воздуха: в этом режиме салон прогревается быстрее;
• при необходимости слегка снизьте обогрев салона;
• используйте обогрев сидений, рулевого колеса и нагревательные провода в лобовом стекле – они эффективнее воздушного обогревателя;
• переключите режим вождения на режим «Эко» для экономии энергии;
• избегайте коротких поездок с длительным простоем между ними: салон и аккумулятор потребуют охлаждения и повторного подогрева снова и снова;
• учитывайте изменение поведения машины при торможении в холодную погоду;
• эффективнее зарядка аккумулятора с высокой мощностью вечером после поездки, а не утром перед поездкой;
• когда вы один в машине и у нее есть экономичная функция обогрева места водителя, воспользуйтесь ею;
• если у EV имеется тепловой насос в качестве дополнительного оборудования, применяйте его.
Безопасность uber alles
«Безопасность превыше всего» – с чисто немецким пафосом констатирует отчет, предостерегая против попыток сэкономить для увеличения пробега. Так что вот вам еще четыре опции, пренебрегать которыми ADAC не советует:
• все стекла всегда должны быть защищены ото льда и запотевания;
• ни в коем случае нельзя экономить на освещении (особенно в сумерках);
• зимой всегда следует планировать достаточный запас хода (даже для обычных трасс);
• на скользкой дороге рекомендовано избегать чрезмерной рекуперации энергии торможения.
Все бы ничего, но на электромобили потребитель переходит, как правило, из соображений экономии. Однако получается, что зимние холода если не сводят ее к нулю, то существенно сокращают. А вот проблем, о которых в момент покупки EV никто не говорит и не думает, морозы добавляют.
Белорусский электромобиль отечественные автолюбители (включая главу государства) ожидают увидеть к началу 2025 года. Было бы здорово, если бы разработчики учли и хотя бы частично нейтрализовали недостатки EV, связанные с ростом расхода энергии и потерей дальности пробега в зимний период – как ни крути, зимы у нас посуровее, чем в Европе.
Модель | Расход энергии при +23 С | Расход энергии при -7 С | Рост энергопотребления в зимний период, % |
Audi Q4 e-tron 50 | 20,7 | 30,4 | 46 |
BYD Atto 3 | 18,2 | 25,1 | 38 |
Cupta Born 58 kWh | 18,6 | 32,0 | 72 |
Dacia Spring 45 | 16,2 | 22,5 | 39 |
Hyundai loniq 5 58 kWh | 18,8 | 34,8 | 85 |
MG5 Maximum Range | 19,0 | 33,1 | 74 |
Nio ET7 100kWh | 17,7 | 30,4 | 72 |
Nissan Ariya 87 kWh | 19,3 | 31,2 | 62 |
Ora Funky Cat | 18,1 | 26,4 | 46 |
Renault Kangoo E-Tech Electric | 21,0 | 42,3 | 101 |
Renault Megane E-Tech Electric EV60 | 16,9 | 30,0 | 78 |
Tesla Model 3 | 16,5 | 28,5 | 73 |
Tesla Model 5 | 18,7 | 30,8 | 65 |
WW ID.5 | 16,1 | 33,4 | 107 |
Xpeng G9 | 19,3 | 32,4 | 68 |
Модель | Запас хода при +23 С | Запас хода при -7 С | Температура в салоне, С,% |
Audi Q4 e-tron 50 | 400 км | 272км | 26,1 °C |
BYD Atto 3 | 376 км | 273 км | 16,6 °C |
Cupta Born 58 kWh | 336 км | 195 км | 29,9 °C |
Dacia Spring 45 | 200 км | 144 км | 23,7 °C |
Hyundai loniq 5 58 kWh | 353 км | 191 км | 27,6 °C |
MG5 Maximum Range | 323 км | 185 км | 26,6 °C |
Nio ET7 100kWh | 580 км | 337 км | 23,0 °C |
Nissan Ariya 87 kWh | 507 км | 313 км | 28,7 °C |
Ora Funky Cat | 380 км | 260 км | 23,8 °C |
Renault Kangoo E-Tech Electric | 251 км | 125 км | 16,9 °C |
Renault Megane E-Tech Electric EV60 | 403 км | 226 км | 31,2 °C |
Tesla Model 3 | 414 км | 241 км | 30,0 °C |
Tesla Model 5 | 604 км | 367 км | 33,3 °C |
WW ID.5 | 524 км | 252 км | 27,2 °C |
Xpeng G9 | 586 км | 350 км | 19,0 °C |
Иван ДУБОВЕЙ