Обидеть можно даже камень…

После зимы наши дороги требуют особой заботы. Именно поэтому ежегодно весной вводятся временные ограничения нагрузок на ось транспортных средств.

Контроль за соблюдением этих требований осуществляют сотрудники Транспортной инспекции. 10 апреля вместе с ведущим специалистом управления контроля автомобильного транспорта филиала Транспортной инспекции по Витебской области Николаем Набздоровым и специалистом Виталием Гаврилиным я отправился в рейд.

НА ПОСТУ

Мы остановились в месте, где сходятся автотрасса М8 и дорога республиканского значения Р86, по которой можно добраться до Богушевска, а далее – до Сенно, Лепеля и Мяделя.

– Временные ограничения на автодорогу М8 Граница Российской Федерации – Витебск – Гомель – граница Украины не распространяются, равно как и на автодороги М1 и М3. В Витебской области нет сезонных ограничений на проезд по Р20 и Р21. А вот на дорогу в сторону Богушевска нельзя везти груз, который превышает нагрузку в 6 тонн на ось, – сразу поясняет выбор места дислокации Николай Набздоров. – Посмотрим, соблюдаются ли эти требования.

Дорога в сторону поворота на Богушевск в то утро выглядела пустынной. Лишь изредка по ней проезжали легковые автомобили. А вот на М8 движение было достаточно оживленное. По ней двигались и небольшие грузовики, и фуры, и самосвалы. На легковушки и микроавтобусы мы внимания не обращали.

Сотрудники Транспортной инспекции останавливали большегрузные автомобили и производили документальный контроль. По документам видно многое: и какой груз везет водитель, и путь его следования. Даже если на этом, конкретном участке он ничего не нарушает, то не исключено, что, чтобы оказаться в месте разгрузки, он с тяжелым грузом должен преодолеть путь по дорогам, где нагрузка на ось будет превышать допустимые пределы.

– Я еду через границы, в фирме об ограничениях нагрузки на ось знали заранее. Еду, как положено. Зачем нам нарушать белорусские законы? – говорит водитель.

На нашем горизонте появляется МАЗ с прицепом, груженный щебнем.

– Везу груз на стройку в Оршанский район, – поясняет водитель филиала «Автотранспортное предприятие № 5 г. Витебска» ОАО «Витебскоблавтотранс». – Мы законы не нарушаем. Имеется многоразовое специальное разрешение.

И действительно, данный автомобиль может везти 56 тонн, а в машине – только 32. Много, но в пределах допустимого.

Следующий позже водитель самосвала предприятия «Белводбуд» тоже вез щебень. И на провоз груза у него также имелось специальное разрешение. Правда, если верить документам, в которых указан маршрут движения, вскоре водителю требовалось свернуть на дорогу, куда с большим грузом выезжать запрещено.

– Все нормально, командир! – оживился водитель. – Я же не первый год за рулем. О сезонных ограничениях знаю. Щебень везу на строительство молочно-товарной фермы в деревне Поречье. Это стратегически важный объект.

Водитель протягивает ксерокопию решения Витебского облисполкома, где четко сказано: «Допускается перевозить грузы с превышением нагрузки на ось, необходимые для строительства, реконструкции объектов в целях развития Витебской области».

А тем временем в сторону Богушевска поворачивает груженный под завязку автомобиль с огромной цистерной и надписью «Огнеопасно!».

– Для бензовозов сделано исключение, – сразу поясняет Николай Набздоров.

Такие же исключения сделаны для транспортных средств и самоходных машин, которые осуществляют перевозки пассажиров, живых животных, цветов, грузов гуманитарной помощи, дорожных битумов, бетонных и асфальтобетонных смесей, опасных грузов, зерна, комбикормов, семян рапса, семенного фонда, молока и молочных продуктов, а также грузов, перевозимых в специализированных грузовых транспортных средствах с изотермическим кузовом (изотермических фургонах, рефрижераторах и цистернах), для сохранности которых требуется соблюдение специального температурного и санитарно-гигиенического режимов. Также ограничения не касаются транспортных средств, осуществляющих перевозки отходов животного происхождения для их утилизации и переработки. Ограничения не действуют и в отношении техники, которая задействована на работах по содержанию, ремонту и развитию (возведению, реконструкции) автомобильных дорог общего пользования.

КОМПРОМИСС

Как отмечают в РУП «Витебскавтодор», в условиях недостаточной прочности дорожных одежд и ограниченного финансирования дорожных работ сезонные ограничения движения тяжеловесных транспортных средств по осевым нагрузкам являются важнейшим мероприятием для обеспечения сохранности автомобильных дорог в процессе эксплуатации. И весной такие ограничения вводятся отнюдь не случайно.

В этот период максимально увлажняется грунт земляного полотна, в результате чего снижается прочность дорожных одежд. По данным экспертов, способность грунта воспринимать нагрузки от автотранспортных средств в весенний период сокращается на 50–70%. С целью уменьшения необходимости последующих ремонтов и вводятся ограничения на проезд.

Но, как показывает практика, в этом деле не все так однозначно. В то время, когда для большинства наших сограждан весна ассоциируется с первой зеленью, прилетом птиц и наступлением долгожданного тепла, для многих бизнесменов, работающих в сфере производства, автотранспортных услуг или логистики, это означает, что вводятся ограничения по допустимой нагрузке на ось транспортного средства. Такие ограничения ведут на ряде предприятий к снижению объемов производства. Страдают целые отрасли экономики.

Например, весной для строительства начинается «горячий» сезон, когда требуется поставка большого количества строительных материалов в разные города нашей страны на объекты, строящиеся как на бюджетные, так и на заемные средства. Фактически жесткие ограничения остановили бы работу на многих из них. Вот и приходится правительству и облисполкомам постоянно искать компромисс, делая всевозможные исключения из правил.

Важно не только правильно эксплуатировать дороги, но и при этом не создавать дополнительные сложности для экономики.

ПОД КОНТРОЛЕМ

– Современные требования, связанные с сезонными ограничениями нагрузки на ось, не настолько сложны, чтобы их не исполнять, – уверен заместитель начальника УКАТ филиала Транспортной инспекции по Витебской области Василий Трубеко. – Они от жизни. Учитывалась не только необходимость защитить дороги, но и интересы экономики.

– С начала действия временных ограничений, то есть с 25 марта по 10 апреля, управлением контроля автомобильного транспорта филиала Транспортной инспекции по Витебской области было проверено 324 транспортных средства. Пропущено 80 тяжеловесных ТС, имеющих льготы и спецразрешения. Вместе с тем выявлено 45 случаев движения транспортных средств по республиканским дорогам общего пользования с нарушением пункта 1.1 постановления Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь № 10 от 06. 03. 2019, которым вводились весенние ограничения. Сумма платы за проезд данных ТС составила около 25 515 рублей. В прошлом году – 40 895 рублей. Кроме того, к административной ответственности по статье 18. 43 КоАП Республики Беларусь с начала действия ограничений было привлечено 37 водителей. В общей сложности они оштрафованы на 4717 рублей. Данной статьей предусматриваются штрафные санкции в размере от пяти до 50 базовых величин, – пояснил Василий Трубеко.

ПОД ЗАНАВЕС

Время двигалось к обеду. В поле зрения специалистов Транспортной инспекции попал МАЗ. Он вез из поселка Руба в деревню Поречье Оршанского района доломит. Специального разрешения у водителя не оказалось.

– Да я всего третий день езжу на этой машине, – говорил молодой работник ОАО «Оршанский райагросервис». – Не знаю про ваши требования.

Незнание законов не освобождает от ответственности. Сотрудники Транспортной инспекции быстро разложили передвижной весоизмерительный комплекс, подключили его к своему автомобилю и попросили водителя заехать. Общая масса груза и автомобиля составила 36 тонн 450 килограммов. После фиксации превышения допустимой нагрузки на оси в отношении водителя и предприятия были составлены акты.

Сотрудники Транспортной инспекции и дорожники еще раз призывают перевозчиков леса, кирпичей, сыпучих грузов и другой тяжелой продукции, чтобы те приобретали многоразовые разрешения на перевозку тяжеловесных грузов. Это избавит и предприятия, и водителей от возможных неприятностей.

Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТБ»

Добавить комментарий