Ночной дозор

Резкий всплеск аварийности на дорогах города, несомненно, спровоцировала «нелетная» погода. Но нельзя сбрасывать со счетов и элементарную беспечность участников дорожного движения, которые оказались не готовы к изменению погодных условий.

Чтобы выяснить, как бобруйчане относятся к своей безопасности, во время республиканской акции «Время стать заметней!», 26 октября, я отправилась в рейд с экипажем роты ДПС ГАИ УВД Бобруйского горисполкома в составе Дениса Половцева и Артема Круковского.

Вооружившись фотоаппаратом, ровно в 19.00 мы заступили в ночной патруль. Долго ждать не пришлось. На углу улиц Октябрьская – М. Горького проезжую часть пересек юный велосипедист. Его силуэт в темной одежде практически слился с тротуаром.

Никита Березовский – учащийся 8 класса 22-й школы. Свое транспортное средство он холит и лелеет. Оно оборудовано по всем правилам: фонарями и катафотами.

На вопрос, знает ли парень для чего нужен СВ-жилет, Никита ответил неуверенно. Оказалось, он использует фликеры, а вот жилет еще ни разу не надевал, хотя частенько передвигается в темное время суток.

– Я знаком с Правилами дорожного движения для велосипедистов, участвовал в олимпиаде по ПДД и наверняка смогу обезопасить себя на дороге. Насчет жилета трудно сказать, но читал, что фликер реально помогает увидеть пешехода издалека. На велосипеде я использую фонари, считаю: без них нельзя.

Мы решили провести эксперимент и предложили Никите надеть жилет инспектора дорожно-патрульной службы ГАИ, чтобы проверить, за сколько метров можно заметить двигавшегося велосипедиста. Разница была очевидна. В яркой светящейся одежде водители автомобилей заметили мальчика примерно за 200 метров.

Никита обещал приобрести аксессуар при самом удобном случае.

Капитан милиции Денис Половцев отмечает, что пешеходы в большинстве своем часто используют светоотражатели. Однако еще есть те, кто игнорирует это требование правил, согласно которому при движении по краю проезжей части дороги в темное время суток пешеход обязан обозначить себя СВ-элементами. Так, за 9 месяцев в Бобруйске к административной ответственности за неиспользование отражателей было привлечено 2084 человека (в 2016 году – 1861). Денис Александрович уточняет: фликер не дает абсолютной гарантии для пешехода, но предоставляет возможность заметить человека за 150–400 метров.

Инспектор добавил, что осенью 80% дорожно-транспортных происшествий совершается именно в темное время суток или в условиях ограниченной видимости. Водители просто не видят находящегося на проезжей части человека. В большинстве случаев такие дорожные происшествия заканчиваются трагически. Когда смотришь с места водителя, темные объекты на проезжей части сливаются с окружающим фоном.

Ситуация осложняется еще и слепящим светом фар от встречного потока автомобилей, и выпадением осадков. Специалисты отмечают: человек в темноте становится видимым для автомобилиста в лучшем случае за 25–30 м. Это расстояние при скорости движения 90 км/ч машина проходит приблизительно за одну секунду, что слишком мало для принятия каких-либо мер. Поэтому фликер здесь является самым оптимальным спасительным средством.

Мы двинулись в район ул. 1 Мая. По рассказам инспекторов ГАИ, именно на данном участке дороги часто встречаются пешеходы-невидимки. Так и есть.

Женщина вынырнула буквально из темноты. Она уверяла, что сегодня отдала фликер своей подруге, а сейчас торопится домой из гостей. По ее словам, до злополучной встречи с милиционерами она всегда носила его на одежде. Инспекторы ГАИ провели с нарушительницей профилактическую беседу, рассказав о пользе фликера, и составили административный протокол по ст. 18.23 ч. 1 КоАП РБ. К слову, ответственность по данной статье предусматривает штраф в размере от одной до трех базовых величин, а если правонарушение совершено в состоянии алкогольного опьянения – от трех до пяти.

На перекрестке улиц Рогачевская – Могилевская внимание сотрудников привлек автомобиль, стоявший с включенной аварийной световой сигнализацией на обочине дороги. Около открытых дверей «Ровера» суетился водитель. Мужчина пытался устранить какие-то неполадки. В машине находились женщина и пес. Семейная пара выбралась в гости к родственникам в Светлогорск, и примерно около 22.00 в салоне стало очень холодно – сломался электростеклоподъемник со стороны водителя.

Поддержка в лице сотрудников Госавтоинспекции подоспела вовремя. Инспекторы быстро помогли временно устранить неисправность, и чета направилась дальше.

Мы продолжаем нести надзор за дорожным движением. И в свете фар патрульного автомобиля благодаря светящейся полоске издалека замечаем идущего не спеша пешехода.

52-летний Олег Грантович работает на предприятии «Могилевлифт». Мужчина давно использует на одежде СВ-элемент.

– Сам являюсь водителем, уже давно и с удовольствием отмечаю пешеходов, которые идут навстречу и мерцают, как светлячки. Очень помогает, особенно в условиях недостаточной видимости.

Инспекторы ГАИ поблагодарили пешехода за соблюдение Правил дорожного движения и пожелали ему счастливого пути. С противоположной стороны улицы появились девушки с яркими брелоками-фликерами на рюкзаках. Они приветливо машут нам рукой.

Впереди еще целая ночь…

Но она далеко не безлюдна, как могло бы показаться – рядом с нами останавливается фура. С высоты водительского кресла выглядывает водитель и спрашивает дорогу. На наш встречный вопрос, как он относится к светоотражающим элементам, Иван Иванович отвечает с улыбкой:

– Нужны, безусловно. Я был равнодушен к ним до тех пор, пока не сел за баранку авто. И только за рулем осознал, какой я на самом деле был беспечный пешеход… Сейчас благодарен всем пешеходам и велосипедистам, которые надевают фликеры, жилеты, тем самым спасая жизнь не только себе, но и водителю автомобиля. А лучше бы носили их на двух рукавах. Было бы заметнее больше.

Пожелав водителю счастливой дороги, я подвожу первые итоги…

Общественное мнение однозначно: светооотражающие элементы – это не прихоть сотрудников ГАИ, не дань моде. Это необходимость и средство пассивной безопасности, поэтому использовать их нужно правильно и с умом.

Для безопасного движения транспортных средств важно установить на повозке или велосипеде фонари с активным светом (спереди – белого цвета, сзади – красного) и включать их, как только начинает смеркаться.

Наталья ЧИЖОВА

Советы от Дениса Половцева

1. Ваша безопасность при пересечении проезжей части – это в первую очередь ваша задача.

2. Старайтесь переходить дорогу по переходу. Как правило, у водителей после года–двух лет стажа вождения на рефлекторном уровне устанавливается шаблон движения. И притормаживание перед переходом в этом шаблоне, как правило, есть.

3. Самый страшный враг пешехода – плохая видимость: темнота, осадки. Ночью в темной одежде при включенном ближнем свете фар человека может быть вообще не видно. Поэтому убедитесь, что вы переходите дорогу в хорошо освещенном месте, просматривающемся в обе стороны. По возможности поймайте взгляд водителя, убедитесь, что вас видят и предоставляют преимущество.

4. Лучше не выскакивать на дорогу в местах выезда с заправок, из дворов, парковок или гаражей, на перекрестках, если там нет перехода. В таких местах водители в первую очередь отслеживают другие автомобили, пытаясь вклиниться в поток.

5. Слепая зона водителя – слева. Зависит она от толщины стойки. Машинам справа от вас уделяйте чуть больше внимания.

6. Если на дороге более одной полосы в одну сторону и вас пропускает автомобиль на первой (ближней к вам) полосе, не торопитесь, выгляните из-за него. Водителю на следующей полосе вы не видны. Убедившись, что попутно двигавшаяся машина уступает вам дорогу, идите дальше. Повторить для каждой полосы движения.

7. Всем велосипедистам и возчикам настоятельно рекомендую при движении использовать жилеты повышенной видимости, правильно оборудовать транспортные средства фонарями и СВ-элементами, пешеходам надевать фликеры на верхнюю одежду, там где это будет хорошо заметно.

Добавить комментарий