No pasarán! или Ода глупости

Возможно, подобные истории происходят в самых разных точках мира. Но данные события приключились в многомиллионном Санкт-Петербурге. И ничто так точно не характеризует повторяющуюся ситуацию, как расхожее изречение: «У России две беды – дураки и дороги».

Северная столица разместилась на воде, мосты – ее достопримечательность. Весь мир тянется сюда, чтобы посмотреть на разводные конструкции в действии. Но сейчас речь не о них, а о путепроводе, который прославил город не лучшим образом и метко назван народом «Мостом глупости».

РУССКОЕ «АВОСЬ»

Этот путепровод расположен на развязке Софийской улицы и Ленсоветовской дороги. Название свое получил благодаря туповатым водителям, которые, видя ограничивающий знак 2,7 м (предельная высота позже неоднократно менялась в сторону уменьшения) и управляя механическим транспортным средством с габаритной высотой выше этой отметки либо с пограничным значением, пытаются протиснуться под мостом. Помимо указанного знака над пролетом висит «растяжка» с предупредительной надписью: «Опасно! Низкий мост. «ГАЗель» не проедет». Однако, совершенно не замечая крупного прямо перед въездом плаката, водители пытаются протиснуться под мостом.

Что ими движет, кроме мотора? Надеются на чудо? Манит дух соревновательности? Но несравнимы «весовые категории» – они в пользу моста. Да, само сооружение – 2,7 м, но под ним – большая балка, урезающая высоту пролета всего до 2 м. Поэтому даже «ГАЗели» тут застревают.

В конце мая Питер отпраздновал свой день рождения – 315 лет с момента основания. Тупое бетонное сооружение преподнесло свой подарок родному городу – 150-я сбитая «ГАЗель»!

При этом следует понимать, что в данном случае «ГАЗель» – собирательный термин, который лимитирует по нижней метрической границе. Так, здесь сносило крышу в прямом и переносном значении и автобусам, и большегрузным автомобилям, и даже эвакуатору с погруженной на него машиной.

Справедливости ради стоит упомянуть: некоторые низкорослые «ГАЗели» все же проходят. С натягом, перекрестившись и на спор.

…И, НАКОНЕЦ, ПОСТРОИЛИ!

Задолго до сооружения трассы нынешняя Софийская улица была облюбована для высокоскоростной магистрали (ВСМ).

В 1987 году при участии Министерства путей сообщения и Государственного комитета по науке и технике СССР началось проектирование магистралей для скоростей 300–350 км/ч, о создании которых в 1991 году президент России Борис Ельцин подписывает соответствующий указ. В 1992-м утверждается Государственная научно-техническая программа «Высокоскоростной экологически чистый транспорт». В качестве направления ВСМ рассматривается только линия Санкт-Петербург – Москва. В 1995 году принимается проект, расписываются этапы сдачи участков.

Вдруг после длительной подготовки Ельцин 1 июля 1998 года подписывает указ об отмене создания высокоскоростной пассажирской железнодорожной магистрали Санкт-Петербург – Москва. Вскоре строящая организация признается банкротом и прекращает свое существование. Проект не реализуется. Из всех работ реально был сооружен котлован вблизи Московского вокзала в Санкт-Петербурге, который полностью застроили только в 2010 году. Его прозвали самой дорогой ямой в мире. Теперь на месте несостоявшегося вокзала ВСМ – торгово-развлекательный центр «Галерея».

На 18-м километре трассы был установлен памятный столб: «ВСМ Санкт-Петербург – Москва. Начало строительства – 30 июля 1993 года». В его основание были заложены капсула с табличкой: «На этом месте началось строительство высокоскоростной магистрали Санкт-Петербург – Москва, сооружаемой согласно Указу Президента РФ Б. Н. Ельцина № 120 от

13 сентября 1991 года» и несколько номеров питерских газет.

В начале создания Софийской улицы в 2006 году памятник был снесен. Трасса должна была соединить жилой массив Купчино, кольцевую (КАД) и промышленную зону «Шушары» с нежилыми зонами «Металлострой» и «Ижорский завод», а также с городом Колпино. В сентябре 2009 года дорогу с недоделками открыли от КАД до Колпинского шоссе.

НЕ ТАКАЯ, КАК ВСЕ

В итоге длинная получилась дорога – 18 км. (Для сравнения: протяженность проспекта Независимости в Минске – всего 15,3 км.) Это не только рекорд среди улиц Петербурга, но и смелая заявка на всю Европу.

Кроме протяженности самой улицы Софийской, особенной является проложенная вдоль всей новой части трассы велосипедная дорожка. Она самая длинная в Петербурге. Но ведет из ниоткуда в никуда, на своем пути неоднократно прерываясь и возникая вновь. Ее пунктирная оригинальность, по-видимому, должна не только способствовать развитию у велосипедистов икроножных мышц, но и закладывать у них в мозгу извилины: как перебраться на дорожку дальше в местах ее разрыва?

Да и добраться к ней ни на велосипеде, ни пешком невозможно, не подвергнув себя при этом

серьезной опасности. От старой части Софийской улицы проехать к этому месту можно через путепровод. Но на нем нет велосипедной дорожки. Зато есть повороты направо, и, учитывая скорости движущихся по путепроводу автомобилей, езда на велосипеде в правом ряду может быть крайне опасна. В среднем же ряду по путепроводу на велосипеде рискнет двигаться разве что камикадзе. В принципе можно проехать под путепроводом, но и тут возникает препятствие. Велосипедная дорожка-то – на другой стороне улицы, а пешеходного перехода нет. Учитывая ширину и загруженность дороги автотранспортом, перебежки через нее с велосипедом на плече сопряжены с известной долей риска для жизни.

На этом приключения не заканчиваются. В одном месте проезжая часть Софийской улицы, по которой осуществляется движение в сторону Петербурга, делает крутой поворот с дальнейшим выходом на прежнее направление. Таким образом осуществляется объезд мачты ЛЭП, как-то неожиданно оказавшейся прямо посреди дороги. И снова аварии…

АПОФЕОЗ КОНСТРУКТОРСКОЙ МЫСЛИ

«Чем больше думаешь, тем дурнее кажешься», – утверждает народная мудрость. Размышления над объектом «Улица Софийская» заняли треть века. Дорога вышла на загляденье: длинная, широкая, гладкая, ровная, без ухабов и выбоин, без сучка и задоринки… Но только наверху моста!

Однако почему проектировщики сочли рациональным конструкцию и без того невысокого путепровода снабдить балками по центральным осям в каждом направлении движения (мост двойной)? Кто и как принимал в эксплуатацию это форменное безобразие? Зачем служба ГИБДД на ограничивающем дорожном знаке указала величину большую, чем реальная высота просвета? Неумение замерить, безалаберность, намеренное создание на выезде из города – «прокрустово ложе» для автомобилей? И со знаками на подъезде подстраховались, переложив вину с проектировщиков и конструкторов дороги на ее пользователей.

«Мы все учились понемногу

чему-нибудь и как-нибудь», полагая, что обойдется, что исправят другие. Но путепровод не подрастет – он результат головотяпства и чиновничьего беспредела. Одни создали это чудо мостостроения, другие его приняли, третьи о конструкцию лбы разбивают, а целая армия за всем этим наблюдает.

Да-да! Это так современно: чужое горе снимать на камеру. Но здесь не только праздно любопытствующие. За участком бдит телевидение. Сбитым «ГАЗелям» посвящаются произведения искусств. Например, один преподаватель института Пастера смог «написать» про путепровод картину из микробов в чашке Петри. К слову сказать, «Мост глупости» имеет собственный аккаунт в Твиттере. Что ж, необычному герою – нестандартные гимны.

Вот только высокие технологии пасуют перед ломом. Ну почему для иных горе-шоферов утверждение «Навигатор привел» убедительнее надвигающегося айсберга?

ЧЕМ СЕРДЦЕ УСПОКОИТСЯ?

«Мостотрест», занимающийся ремонтом и содержанием мостов Петербурга, после многочисленных жалоб принял решение сделать сооружение более заметным для водителей. С этой целью его нижнюю часть выкрасили свето-

отражающей краской, а задолго до подъезда к развязке установили дополнительные информационные щиты и знаки, указывающие на ограничение по высоте. (Кстати, их регулярно демонтируют водители-неудачники, не проехавшие под мостом.)

На «Яндекс.Карте» (@yandexmaps) появилась специальная пометка с восклицательным знаком – воз и ныне там.

Вопрос об исправлении ситуации поставлен сегодня перед губернатором Ленинградской области. Кажется, появилась идея углубить ныряющую под путепровод улицу Ленсоветовскую. Будем ждать продолжения этой трагикомедии, поскольку делать «подкоп» под мостом надо крайне обдуманно – соседство с речкой Кузьминкой запросто обеспечит этой транспортной развязке подтапливаемость.

Но все это – в будущем. А сегодня «Мост глупости» претендует на то, чтобы стать символом не только города, но и страны.

А ода спета для того, чтобы в плане глупых ошибок не набивать собственные шишки, в том числе и о низкие балки, а учиться на чужих, анализировать их и думать на опережение.

Оксана ГУЧЕК, «ТБ»

Добавить комментарий