Нелегкий водительский хлеб…

Есть такая профессия – водитель автобуса. Для многих мальчишек это – мечта детства, которая у них ассоциируется с понятием «мужчина». Реализовать ее не так сложно. Труднее удержать «в руках», точнее, удержаться самому. Особенно если речь идет о городском общественном транспорте.

Вряд ли кто-то из молодых парней, впервые пришедших в автобусный парк, отдает себе отчет, что отныне придется вставать в 3 часа ночи, чтобы начать работу в первую смену, или ложиться спать в это же время, придя со второй. Не каждый готов постоянно быть «буфером» между ситуацией на дорогах и недовольством пассажиров. И, наконец, у многих просто не выдерживают нервы и психика: осознание ответственности за сохранность жизни и здоровья 60–100 человек, находящихся в салоне, для некоторых становится слишком тяжелым грузом.

Проблемы, связанные с общественным транспортом, касаются каждого. Как бы ни совершенствовалась техника и сколь бы ни улучшались дорожное полотно и организация движения, главным гарантом безопасности на проезжей части по-прежнему остается человек. От качества работы водительского состава предприятия напрямую зависит безопасность граждан на дорогах. И личная ответственность водителя автобуса – постоянно помнить о людях, которые у него в салоне.

Чуть больше года назад службу безопасности движения Могилевского филиала «Автобусный парк № 1» ОАО «Могилевоблавтотранс» возглавил ведущий инженер Виталий Гущо.
22 года он отслужил в милиции, из них 18 лет – в УГАИ УВД Могилевского облисполкома, в отделе организации дорожного движения. Виталий Антонович, как никто другой, знает, как непросто приходится водителям в условиях городского движения.

– Водитель – центральная фигура во всем транспортном процессе, – рассказывает мой собеседник. – Многие о своей профессии говорят как о большом искусстве, за рулем работают творчески и умело.

В наше время водитель автобуса должен проявлять колоссальное внимание, поскольку ему приходится удерживать под контролем одновременно несколько факторов, среди которых – ситуация на дороге, возможное появление аварийных ситуаций или неисправностей автобуса, а также действия пассажиров в салоне.

Безопасность дорожного движения – одна из серьезных проблем в любом обществе. От ее решения зависят жизнь и здоровье многих людей.

Немаловажное значение в деятельности по сокращению числа дорожно-транспортных происшествий с участием автобусов занимает такой вид работы, как профилактика аварийности в этой сфере перевозок.

На предприятии проводится целенаправленная работа по укреплению транспортной дисциплины среди водителей, в том числе по предупреждению ДТП. Работает класс по безопасности дорожного движения, оборудованный современными средствами наглядной агитации, стендами и компьютером. Проводятся занятия по техминимуму и предрейсовые инструктажи. Ведь водители парка, а их около 600, постоянно обязаны повышать уровень профессионального мастерства, должны служить примером для остальных участников дорожного движения в соблюдении ПДД и безаварийной работе. Независимо от стажа работы, классности и профессионализма все ежегодно сдают теоретический экзамен, а после отпуска – в обязательном порядке зачет по Правилам дорожного движения.

С водителями проводятся различные мероприятия профилактического характера. Все они направлены на укрепление дисциплины.

– Какое пополнение приходит в парк?

– Если говорить о текучести кадров на предприятии, то она не наблюдается. Водители держатся за свои места и стараются добросовестно работать.

Несомненно, приходят и молодые кадры. Все принимаемые на работу водители проходят стажировку в соответствии со стажем, классом и уровнем подготовки. Для повышения профессиональных навыков поступивших на работу опытные наставники помогают им обрести уверенность и опыт для безопасной и эффективной работы.

У водителей, работающих в городе, – хлеб не легкий. Постоянно увеличивающийся поток транспортных средств в Могилеве осложняет движение на улицах и проспектах, особенно в час пик. Этому способствует и капитальный ремонт моста через реку Днепр, где постоянно возникают заторы. Кроме того, на остановки общественного транспорта часто тоже не подъехать. Чтобы большому автобусу высадить или забрать пассажиров, нужно маневрировать либо ждать, когда освободится место.

На мой взгляд, чтобы улучшить дорожную обстановку, необходимо постоянно повышать уровень самосознания каждого участника движения без исключения, а также ответственный подход к своим действиям на дороге. Внимание и осторожность, взаимное уважение, неукоснительное соблюдение Правил дорожного движения – вот те основы, которые сделают наши дороги безопасными.

– В последнее время участились случаи, когда водители, находясь за рулем общественного транспорта и почувствовав себя плохо, совершают аварии. Как в организации поставлен вопрос медицинского осмотра?

– В автобусном парке круглосуточно работает медпункт, специалисты которого контролируют физическое состояние водителей как перед выходом на линию, так и после окончания работы. Кроме того, служба БД совместно с медицинскими работниками парка совершает постоянные выезды на линию с целью контроля физического состояния водителя.

За последние годы на предприятии не было выявлено ни одного случая нахождения за рулем в состоянии алкогольного опьянения. Руководство филиала имеет принципиальную позицию и беспощадно относится к нарушению правил внутреннего распорядка. С такими работниками разговор короткий – расторжение контракта.

Напряженная и ответственная работа у водителя автобуса – в среднем 90 процентов времени он находится в движении. Продолжительность рабочего дня зависит от графика маршрута и составляет от 6 до 12 часов. Напряжение сказывается буквально во всем: при посадке-высадке пассажиров, выезде из остановочного кармана.

В целях предупреждения профессиональных заболеваний работники ежегодно проходят профилактический медицинский осмотр. С возрастом у каждого человека накапливаются и обостряются болезни. Тяжелая стрессовая работа провоцирует в первую очередь заболевания сердечно-сосудистой системы. И если у водителя перед выходом на линию поднимается давление, он будет отстранен от работы. Дорога ошибок не прощает, ведь в салоне – десятки пассажиров, за которых водитель несет ответственность.

– Как сегодня обстоят дела в парке с по-движным составом?

– Все автобусы, выезжающие на линию, имеют сертификаты о прохождении технического осмотра. За работой механиков, контролеров технического состояния и качеством осмотра подвижного состава перед выездом на линию осуществляется постоянный контроль. Кроме того, автобусы согласно графику проходят плановый ремонт ТО-1, ТО-2.

Говорят, причина ДТП – не в неумении водить автомобиль, а в неожиданном, неправильном, нестандартном поведении или состоянии сидящего за рулем. И для профессиональных водителей, отвечающих за жизнь пассажиров, нужен почти такой же отбор, как для летчиков. Эмоциональная устойчивость, высокая нравственность, быстрота реакции, хорошо развитое чувство самосохранения, технический склад ума, способность анализировать поступающую в больших объемах информацию – это лишь небольшой перечень профессиональных качеств, необходимых водителю…

Вера ОБРАЗЦОВА, «ДТП»