Безопасность на транспорте – дело системное, во многом завязанное на предсказуемость. Когда знаком с потенциальными угрозами и можешь предугадать, как будут развиваться события, легче играть на опережение. Но ни одна система не застрахована от внесистемных факторов: природной случайности или человеческой безответственности.
23 марта 1994 года близ российского города Междуреченска произошла авиакатастрофа, вошедшая в историю как одна из самых нелепых по вине пилотов. Самолет A310 «Российских авиационных линий» (дочерняя компания «Аэрофлота». – Л.К.), выполнявший рейс Москва – Гонконг, через четыре часа после взлета неожиданно рухнул в лесу. Погибли все 75 человек, находившихся на борту: 63 пассажира и 12 членов экипажа.
ПВО? Теракт? НЛО?
До расшифровки бортовых самописцев никто не мог понять, что же произошло: лайнер был новенький, только с конвейера, он четко выдерживал все заданные параметры, и управлял им опытный экипаж, никаких аварийных сигналов не подававший. Также в районе крушения не проводилось учений ПВО, а теракты на самолетах для России были тогда еще редкостью.
Неудивительно, что версии высказывались разные, вплоть до экзотических, вроде столкновения с НЛО. Подогревали их заявления официальных лиц. Так, гендиректор авиакомпании «Российские авиалинии» Валерий Эксузиан предположил, что катастрофа произошла «по не зависевшим от экипажа причинам». Замначальника отдела воздушного транспорта Минтранса РФ Юрий Кореневский сообщил, что падение самолета могло быть вызвано разгерметизацией салона, произошедшей из-за взрыва на борту или столкновения с посторонним объектом. Замминистра по чрезвычайным ситуациям Юрий Воробьев заявил, что не исключает вероятности теракта.
Лишь через пару недель, когда эксперты расшифровали «черные ящики», стала ясна истинная причина, заставившая вздрогнуть даже видавших виды экспертов.
А был лишь мальчик
В 20.39 по московскому времени рейс SU593 вылетел из аэропорта Шереметьево и взял курс на Гонконг. Через час самолет занял эшелон 10 100 метров, и где-то до полпервого ночи полет проходил нормально. Но затем командир воздушного судна Андрей Данилов ушел отдыхать, а в его кресло сел сменный командир Ярослав Кудринский.
Вместе с Кудринским летели двое его детей – 13-летняя дочь Яна и 15-летний сын Эльдар. Вскоре он позвал их в кабину и в нарушение устава позволил сесть в кресло пилота сначала дочери, а потом сыну. «Ну что, Яна, будешь пилотировать?» – поинтересовался Кудринский у девочки, предварительно включив автопилот. Это был безответственный, но пока еще не смертельно опасный поступок. Зная, что дочка не сможет отключить автопилот, следующие несколько минут отец показывал ей, как управлять самолетом – например, сдвинув кремальеру задатчика курса, помог «порулить» влево-вправо.
Затем в кресло сел Эльдар. Ему отец тоже стал показывать, как работает задатчик, но мальчик попросил разрешения покрутить штурвал. Кудринский согласился и начал давать инструкции: «Так, смотри за землей, куда будешь крутить. Поехали влево, влево крути». Эльдар слегка отклонил штурвал влево, самолет стал крениться, и автопилот попытался это скорректировать. Кудринский принялся манипулировать задатчиком, чтобы помочь совершить маневр. Подросток и автопилот боролись друг с другом где-то минуту, креня самолет в разных направлениях. В какой-то момент хаотичные движения создали избыточное давление на штурвал, и автопилот отключился от управления элеронами.
Способность автопилота французского А310 частично отключаться при нажиме тогда не была известна российским летчикам, так что Кудринский, не следя за действиями сына, принялся говорить с Яной. В итоге управляемый ребенком самолет начал медленно крениться вправо. «Что-то непонятное. А чего он поворачивается?» – поинтересовался Эльдар у отца. Кудринский удивился: «Сам поворачивается?» Посовещавшись, экипаж ошибочно решил, что они «вошли в зону ожидания».
Тем временем самолет кренился вправо со скоростью около 1,5° в секунду и вскоре достиг крена 45° – выше допустимого предела, что вызвало перегрузку в 4,8G. Это чересчур даже для некоторых военных самолетов, но А310 выдержал. Однако автопилот не мог дальше поддерживать заданную высоту, и воздушное судно начало снижаться. При этом его стало сильно трясти. Все поняли, что ситуация выходит из-под контроля.
Когда крен достиг 63°, второй пилот Игорь Пискарев взялся выравнивать борт. Кудринский же попытался вытащить сына из кресла, но тот, вдавленный перегрузкой, не мог с него встать. Тогда отец стал командовать: «Держи! Держи штурвал! Держи!» Команда «держи» на языке летчиков означает выравнивание самолета, но мальчик, поняв ее буквально, вцепился в штурвал и удерживал его в правом положении, мешая второму пилоту. Таким образом, за управление лайнером боролись трое: подросток, не понимающий команд; автопилот, стремящийся достичь заданных параметров в режиме, на который не был рассчитан; Пискарев, единственный понимавший, что нужно для спасения судна, но из-за перегрузок ему не хватало сил.
Вскоре крен достиг 90°. Автопилот же продолжал увеличивать тангаж, то есть задирать нос, из-за чего скорость начала быстро падать, и А310 перешел в сваливание. Пискарев наконец догадался отключить автоматику и вывел самолет из сваливания, опустив его нос. Перегрузка уменьшилась, и Кудринскому удалось вытащить Эльдара из кресла.
Вместе пилоты вывели лайнер в нормальный режим полета, но было уже поздно – им не хватило высоты: в 00.58, задев верхушки деревьев, А310 врезался в склон сопки. Его обломки и останки пассажиров разбросало в радиусе двух километров. При крушении не выжил никто. (Хотя позднее работавшие на месте катастрофы люди утверждали, что один из пассажиров, по их мнению, оставался жив после крушения, но скончался до прибытия помощи.)
«Аэрофлот» в штопоре
Расследование, проведенное Межгосударственным авиационным комитетом (МАК) при участии представителей «Аэрофлота» и компании Airbus, пришло к выводу, что виновником катастрофы стал экипаж, доверивший управление стороннему лицу.
Зампредседателя МАК Владимир Коф-ман спустя несколько лет признался: «Случай беспрецедентный. У нас тогда, как говорится, не хватало ни совести, ни смелости заявить, что самолет погубил ребенок. Но запись на речевом самописце и дальнейшее расследование, которое длилось целый год, показали, что другие варианты исключены».
Крушение А310 под Междуреченском серьезно ударило по российской гражданской авиации. В апреле 1994 года The New York Times информировала, что Международная ассоциация авиапассажиров (IAPA) выпустила рекомендацию избегать полетов авиакомпаниями РФ и стран экс-СССР, объяснив это перегруженностью самолетов, отсутствием дисциплины и ошибками пилотов. В августе 1994 года гендиректор «Аэрофлота» Владимир Тихонов сообщил, что ситуация вокруг крушения рейса SU593 привела к потере почти 30% потенциальных клиентов.
Леонард КАПЛЕНКО