Не за приз, а за честь!

Когда мы приехали на место проведения соревнований по профессиональному мастерству среди водителей автомобилей филиалов ОАО «Гомельоблавтотранс», лил такой дождь, что действо следовало бы переименовать в состязания по экстремальному вождению. Правда, скоро погода все же смилостивилась над участниками.

И вот, бодро прыгая через лужи, судейская коллегия устремилась на площадку. Следом потянулись водители.

В соревнованиях принимали участие водители всех подразделений ОАО «Гомельоблавтотранс» на автобусах МАЗ-103 и МАЗ-105, а также грузовых автомобилях МАЗ-5516, МАЗ-544008 и легковом – «Саманд LX». Главное же и не допускающее исключений требование – отсутствие грубых нарушений ПДД за текущий год. Более того, в случае представления судейской коллегии недостоверной информации, а также недисциплинированного поведения участника жюри было вправе отстранить его от соревнований и аннулировать результаты, полученные им в конкурсах.

Этап первый. Конкурс по проверке знаний Правил дорожного движения. Он проводился, как и водится, с помощью компьютерной программы. Далее согласно положению участники должны были ответить на 10 вопросов, каждый из которых имеет от двух до пяти вариантов ответов, и только один из них правильный. Время, затраченное для ответов, фиксировалось судьями с точностью до 1 секунды. А за каждую неточность начислялось 50 штрафных баллов. Плюс к тому за каждые десять секунд, затраченных на решение вопросов билета, добавлялось еще одно штрафное очко. Результаты оценивались по количеству штрафных баллов, полученных за ответы на вопросы, и времени, затраченному на решение вопросов билета.

Непростая, надо сказать, задача. С теорией возникли наибольшие сложности. Но водители боролись с каверзными вопросами, аки львы. И в большинстве случаев побеждали. Дело было только во времени, которое они затратили на ответы. Впрочем, здесь разбежка была, надо сказать, солидной. От полутора до без малого пяти минут. Впрочем, и количество ошибок колебалось от нуля до, как это ни печально, семи. Безоговорочным победителем и лучшим знатоком Правил дорожного движения был признан Дмитрий Пинчук, водитель филиала «Автобусный парк № 5». Не совершив ни единой ошибки, он на все про все потратил 1,5 минуты. Не намного отстал от него водитель филиала «ГАП-26» Петр Зуев с результатом 3,36 минуты. Почетное третье место – у Александра Ильченко, водителя филиала № 13 (6,55 минуты). На этом, правда, безошибочная серия благополучно закончилась. Хотя, как вы сами понимаете, тут необходимо сделать скидку на волнение. Впрочем, в этом никто из них не признался бы даже под пыткой – волнение профессионалам не к лицу.

Не менее насыщенным на эмоции выдался и конкурс по проверке знаний устройства и технической эксплуатации транспортных средств. Ведь помимо технических знаний он требовал еще и вполне конкретных практических навыков.

Как рассказал главный судья соревнований Александр Гареликов, готовились ребята к конкурсу долго и более чем серьезно. Да и не только к нему. Одним словом, лучше всех знают устройство и техническую эксплуатацию транспортных средств в филиалах ОАО «Гомельоблавтотранс» Алексей Еременко (автобусный парк № 5), Артем Санцевич (автобусный парк № 1) и Владимир Мироевский («Жлобинавтотранс»). Они не сделали вообще ни одной ошибки, чем и заслужили победу. Впрочем, всего таких, безошибочных, было шестеро.

И вот, наконец, самая зрелищная часть действа – конкурс по проверке навыков управления автомобилем и автобусом. К тому времени солнце уже сияло во всю, и вместо потоков воды водителям приходилось бороться с духотой. Но это так, детали. Суть же такова. При проведении данного конкурса каждый участник должен выполнить все фигуры, предусмотренные условиями конкурса: «бокс», «колея», «автобусная остановка» и «стоп». Оно-то, может, и ничего, когда восседаешь за рулем податливой легковушки. Но если через все это следует провести громоздкий автобус или габаритную фуру, которая со стороны весьма напоминает легендарного слона в посудной лавке, то тут уж совсем не до шуток. Хотя это для зрителей – «слон», а для участников – игрушка.

Если без излишней лирики, то началом выполнения фигур считается момент, при котором участник соревнований находится в автомобиле с работающим двигателем и готов к старту. Кстати, к конкурсу допускаются автобусы, конструкция и техническое состояние которых соответствуют требованиям технических нормативных правовых актов и прошедшие государственный технический осмотр. Если же в транспортном средстве произойдет отказ какого-либо агрегата или узла, участник имеет право на повторный заезд.

Общие правила таковы: при выполнении фигуры «бокс» необходимо задним ходом заехать на проезжую часть фигуры и остановить автомобиль в таком положении, когда ни одна из его деталей (за исключением наружных зеркал заднего вида) не выступает за линии сторон фигуры. При выполнении «автобусной остановки» участник, двигаясь передним ходом, должен совершить маневр вправо к посадочной площадке и остановить автобус так, чтобы стойка, установленная на 0,5 м от линии (!), обозначающей бордюр посадочной площадки, попала в створ второй двери, а колеса находились на расстоянии не более 30 см от линии бордюра посадочной площадки. При выполнении «колеи» нужно проехать на автомобиле так, чтобы передние и задние колеса правой стороны ТС прошли между ограничителями, не задев их. При выполнении фигуры «бокс» касание одного ограничителя несколько раз в одном направлении движения считается одной ошибкой. При выполнении «стоп» участник обязан двигаться перпендикулярно контрольной линии и остановить автомобиль так, чтобы его передние колеса находились в контакте с контрольной линией. При этом он не должен отпускать тормозную педаль без разрешения судьи. Фигура «стоп» выполняется последней при любых вариантах. Запрещена остановка автомобиля в обозначенной зоне – не ближе 1 м от контрольной линии. Время, затраченное на выполнение фигур, фиксируется судьей в момент пересечения контрольной линии передним бампером автомобиля.

Оно, может, и правильно. Вот только следует учесть одну деталь: водитель, которому необходимо было соблюсти эту миллиметровую точность, сидел за баранкой не какой-нибудь банальной легковушки, а весьма габаритной машины под названием «автобус». То есть под колесами у себя эту самую контрольную линию он просто физически видеть не мог. И помочь ему в данном случае могли только профессионализм и мастерство. Попросту те категории, которые и были заложены в самом названии соревнований.

Это, так сказать, теоретическая часть. Чтобы выполнить все эти условия, надо иметь кроме самого водительского мастерства еще и недюжинный опыт управления автобусом. А вот при равенстве результатов решение принимается в пользу участника, выполнившего фигуры конкурса с наименьшим временем. Так что некоторые пытались и полихачить. Да-да, полихачить, как ни парадоксально это звучит.

Я вот как-то никогда не относила «гармошку» к скоростным видам транспорта, но здесь, видя, как эта махина более чем резво проходит «змейку», в корне изменила свое мнение. Впрочем, столь экстремальная езда произвела впечатление и на судей. Потому в кулуарах было высказано мнение, что особое внимание на подобных соревнованиях стоит уделить все-таки (и в первую очередь!) безопасному вождению, ведь водителю надо доставить пассажиров из пункта А в пункт Б не как можно быстрее, а, главное, в целости и сохранности.

А вот проверка навыков управления фурой ничего, кроме восхищения, вызвать просто не может. Вниманию конкурсантов были представлены те же довольно сложные элементы. Постановка на стоянку в «бокс» (которую еще «ласково» называют «тещин дворик»), «змейка» и т. д. Некоторые-то и на легковушке умудряются не вписаться в означенные габариты. А тут такая махина. Нет, все-таки не зря их называют лучшими. Как, впрочем, и представленных тут водителей самосвалов.

В этом конкурсе итоги подводились в каждом классе отдельно. И это понятно: что дозволено одному, весьма проблематично для другого. Итак, в классе автобусов МАЗ-103 победителем стал Александр Пусев (филиал «Автобусный парк № 1»), на втором и третьем местах соответственно Сергей Шаповалов (филиал «Автобусный парк № 6») и Владимир Мироевский (филиал «Жлобинавтотранс»). На МАЗ-105 лучшим был Алексей Еременко (филиал «Автобусный парк № 5»), не намного ему уступили Артем Санцевич (филиал «Автобусный парк № 1») и Геннадий Романовский (филиал «Автобусный парк № 6»).

А вот на МАЗ-5440 равных не было Виктору Иващенко (филиал № 14). Вслед за ним отличные результаты показали Владимир Вересовой (ОАО «Гомельоблавтотранс») и Александр Ильченко (филиал № 13). Парад мастеров на МАЗ-5516 возглавил Петр Зуев (филиал «ГАП-26»), за ним Александр Швагер (филиал № 10) и Дмитрий Пинчук (филиал «Автобусный парк № 5»).

Да, можно без преувеличения сказать: водители ОАО «Гомель-облавтотранс» на соревнованиях по профессиональному мастерству показали класс! А как же иначе, ведь тут стараются делать все от них зависящее, чтобы не только завоевать доверие пассажиров и партнеров, но и избежать разного рода нештатных ситуаций. Используя для этого все имеющиеся в их распоряжении технические средства.

Тем более что, как было отмечено, рост профессионализма водителей напрямую связан с повышением эффективности перевозок, снижением эксплуатационных затрат, улучшением безопасности дорожного движения, снижением техногенной нагрузки на окружающую среду. В конечном итоге только высокопрофессиональный, надежный перевозчик способен противостоять вызовам сегодняшнего очень сложного рынка и с успехом преодолеть последствия мирового финансового и экономического кризиса.

Ах, да, чуть не забыла. Пока по основной площадке с ветерком «летали» автобусы с самосвалами, где-то в сторонке в мастерстве вождения скромненького «Саманда LX» соревновались руководители. Без шума, но с азартом, так как маленькому автомобильчику досталось больше ушибов, чем его крупногабаритным коллегам. К сожалению, представительство именно руководителей на этот раз было достаточно скромным. Да, прямо скажем, малочисленным. И все же итоги подвести надо. Тут победителем был признан Виталий Кошман – руководитель филиала № 16 из города Житковичи. Второе и третье места заняли соответственно директора филиалов «Автобусный парк № 6» Виктор Евмененко и «ГАП-26» Виктор Шутов.

Надежда Тарасова-Гуль, «ДТП»