Не надо врать!

Наш народ не привык жаловаться. Оказали некачественно услугу – ничего страшного, и так сойдет. Нагрубили – может, у человека проблемы в личной жизни. Часто выяснение отношений и поиск виноватых не стоит потраченных на это времени и нервных клеток. Народ не любит, когда его обманывают. Чаще всего люди обращаются в контролирующие организации именно тогда, когда их пытаются представить идиотами.

Не надо врать!

О том, с какими проблемами и когда обращаются граждане с жалобами в филиал Транспортной инспекции по Витебской области, мы попросили рассказать начальника отдела контрольной деятельности Константина РОЯ.

А билета нет!

Эта история произошла в начале марта. Две жительницы Витебска возвращались из командировки в Полоцк. Когда люди по служебным делам едут в другой город, бывает трудно рассчитать время возвращения домой – обратные билеты в таких случаях сразу не приобретаются. Тем более что транспортное сообщение между Витебском и Полоцком характеризуется как устойчивое. Уехать можно в любое время суток. К услугам пассажиров – и железная дорога, и автобусы, и маршрутки.

– Около 16.30 мы с коллегой на перроне автовокзала в Полоцке заметили маршрутный микроавтобус Нарочь – Витебск, – пишет заявительница. – Поскольку это было нужное нам направление, а времени отправления микроавтобуса мы не знали, то уточнили у водителя, успеем ли приобрести билеты на этот рейс в кассе. Тот посоветовал не ходить в кассу, так как микроавтобус отправляется буквально через несколько минут. Мы предупредили водителя, что нам нужны билеты. Около водительского места я заметила кассовый аппарат, поэтому его слова не вызвали недоверия. Буквально через пару минут он позвал нас в маршрутку, сказав занимать свободные места. На вопрос, сколько стоит проезд до Витебска, водитель ответил: «Пять рублей». Мы отдали деньги и еще раз напомнили, что хотим получить билеты. Микроавтобус тронулся. Свободные места оказались только в самом конце салона, и я не смогла проследить, выбил водитель билеты или нет. Маршрутка следовала до Витебска без остановок, так что спросить об этом водителя не было возможности. К тому же впереди ехал нетрезвый пассажир, который во время следования пил пиво из полуторалитровой бутылки и очень громко разговаривал по телефону, вызывая недовольство окружающих. Водитель замечаний парню не делал, хотя не мог не заметить его вызывающего поведения. По прибытии на Витебский автовокзал мы с коллегой обратились к водителю с просьбой отдать нам проездные документы. В ответ услышали: «Я вам ничего не обещал. Делайте, что хотите, но билетов я вам не дам». Предупреждения, что мы будем жаловаться, на водителя не подействовали. Он вел себя грубо. На все наши претензии отвечал, что ничего не боится и будет работать, как работал, а билетов у него нет.

После нашего обращения к дежурному по автовокзалу в Витебске водитель начал заметно нервничать – сразу вспомнил о своем обещании выдать билеты, сказал, что найдет их, и попросил подождать прибытия следующего автобуса из Полоцка, чтобы взять билеты у других пассажиров.

– Вскоре водитель вернулся вместе с мужчиной, который представился владельцем ОДО «Экспресс-Автотранс», которому и принадлежал микроавтобус, выполнявший рейс Нарочь – Витебск, – пишет вторая потерпевшая в этой истории. – Мы объяснили ему ситуацию, и он предложил нам в течение десяти минут привезти «приходники», выписанные бухгалтером его фирмы, которые мы сможем представить в качестве проездных документов к отчетам о командировочных расходах. Однако в указанное время он не появился и проездные документы не привез. Узнав у дежурной по вокзалу его номер телефона, мы позвонили ему и спросили, сколько еще ждать обещанные билеты. Владелец фирмы ответил, что никаких документов он нам привозить не будет, извинений за допущенные его водителем нарушения не принес, предложил самим, если есть желание, приехать к нему.

– Мы вызвали к себе и водителя, и руководителя ОДО «Экспресс-Автотранс», – поясняет Константин Рой. – Они признали факты допущенных ими нарушений. За провоз пассажиров без билетов в отношении водителя вынесено постановление о наложении административного взыскания. Кроме того, обращение перенаправлено в ИМНС по Витебской области, ОАО «Витебскоблавтотранс» и ОВД Администрации Железнодорожного района Витебска для принятия мер в отношении руководства ОДО «Экспресс-Автотранс» в рамках компетенции этих организаций.

При детальном рассмотрении вопроса мы выяснили, что водитель микроавтобуса, выполнявшего рейс по маршруту Витебск – Нарочь и обратно, вообще не имел возможности обилечивать пассажиров. Это транспортное средство ранее использовалось в Витебске по маршруту № 42. И соответствующего кассового аппарата в машине не было. На что рассчитывал водитель, обещая выдать билеты? На то, что пронесет, что билеты у него никто требовать не будет? И он спокойно положит в карман 10 рублей. По условиям выданного разрешения водитель на маршруте Витебск – Нарочь не имеет права сам обилечивать пассажиров, оплата производится только через терминалы автовокзалов.

Тест на внимательность

Эта история произошла в Витебске. В середине дня мужчина вошел в салон полупустой маршрутки, отдал водителю деньги за проезд и получил в ответ странную бумажку. Присмотревшись внимательнее, он вместо необходимой информации прочел на билете слово «тест».

– Извините, но это не билет. Бумажка всего лишь означает, что тестируется кассовый аппарат! – возразил пассажир водителю.

Тому бы извиниться и выдать правильный билет. Но водитель нехотя протянул пассажиру другую мятую бумажку. Пассажир решил, что его на самом деле начали тестировать и увидел, что билет выбит из кассового аппарата в семь часов утра, тогда как на часах – полдень.

– Еще раз извините, но это какой-то старый билет, – протянул он снова чек водителю.

Водитель что-то пробурчал себе под нос и выдал пассажиру новый билет. В нем разночтений было еще больше. Не совпадало не только время, но и день.

– Прошу прощения, но сегодня другое число, – в очередной раз возвратил пассажир бумажку водителю.

– Только с четвертой попытки пассажир смог получить правильный билет, – поясняет Константин Рой. – Такое впечатление, что водитель с маниакальным упорством не желал выдать мужчине билет с использованием кассового аппарата, тестируя его на внимательность. Когда мы разбирали эту жалобу, водитель ссылался на то, что кассовый аппарат «глючило». Но на деле он, не глядя, протягивал пассажиру старые билеты, которые валялись у него в кабине. Водитель уже привлечен к административной ответственности.

Я же предупреждал!

От железнодорожного вокзала в Витебске до торгово-развлекательного центра «Марко» на улице Ленина – только три остановки. Всего-то и надо переехать через улицу Кирова и Кировский мост. Мужчина опаздывал. Прибыв в город поездом регионального сообщения, он должен был к 17.00 оказаться на рабочем месте. В запасе было не более 10 минут. Самым быстрым видом общественного транспорта в городе являются маршрутки, а потому он, не раздумывая, запрыгнул в первый же подвернувшийся микроавтобус. И пустяк, что свободных сидячих мест в нем уже не было. Главное – успеть!

После мужчина не раз пожалел о случившемся. Во-первых, на работу он все-таки опоздал. Во-вторых, ему еще пришлось идти около километра пешком. В-третьих, его высадили из машины в огромную лужу, и он промочил ноги.

– К нам обратился мужчина, который сообщил, что опаздывал на работу, а потому зашел в микроавтобус, который от вокзала должен был следовать через Кировский мост на Московский проспект, – поясняет Константин Рой. – Однако водитель, понимая, что около пяти часов дня в центре города, в районе площади Свободы, наблюдаются пробки, самовольно изменил маршрут и поехал через улицу Комсомольскую и мост Блохина. Пассажира он высадил на площади Победы. Кстати, маршрутка шла с перегрузом, но, как мы установили, билеты были выданы только четверым пассажирам. По словам водителя, остальные – дети. Если ему верить, получается, в маршрутке ехали четыре многодетные мамы с малолетними детьми. К таковым он, видимо, отнес и обратившегося к нам с жалобой мужчину – ему билет тоже не выдали. Впрочем, все это было бы смешно, если б не было так грустно – пассажир реально пострадал из-за водителя, который набил битком салон микроавтобуса людьми, не обилетил их и повез по измененному маршруту. В свое оправдание водитель лишь сообщил, что предупреждал об этом пассажиров. Правда, каким образом, неизвестно. Он тоже понес административное наказание. В общей сложности за ряд нарушений ему надо заплатить штраф в размере восьми базовых величин.

Психологический дискомфорт

При проведении контрольной деятельности сотрудниками филиала Транспортной инспекции по Витебской области делается большой упор именно на профилактическую работу с перевозчиками, которые, несмотря на наличие определенных проблем с перевозкой пассажиров, успешно справляются с работой. В последние годы заметно обновляется и подвижной состав. Уже примерно 50 процентов старых «ГАЗелей» снято с маршрутов, вместо них работают «Мерседесы», «Фольксвагены» и «Фиаты». Еще два-три года – и старые «ГАЗели» исчезнут с городских улиц естественным путем. Они проигрывают западным иномаркам, а у пассажиров все меньше желания ехать в таких маршрутках.

Часто выявляемым нарушением в Витебске является изменение маршрута движения (водители не доезжают до конечной остановки или срезают путь, экономя топливо). Нередка и перевозка пассажиров сверх нормы. Также зафиксированы факты посадки- высадки пассажиров в неустановленных местах. Водители порой идут на поводу у девушек, которые просят высадить их у парикмахерской, или «жалеют» пожилых людей, высаживая их ближе к дому. Не искоренены факты нарушения режима труда и отдыха водителей, невыдачи билетов пассажирам.

– Когда мне надоели жалобы на невыдачу билетов пассажирам, я установил в микроавтобусе видеорегистратор, который фиксирует все, что происходит в салоне, – рассказал один из перевозчиков. – Результат превзошел все ожидания. Выручка в день увеличилась на 100 пассажиров. Я схватился за голову! Прежде чем нормализировать ситуацию, пришлось поменять три состава водителей. Конечно, все заявляли, что им психологически сложно работать под присмотром видеокамеры. Воровать тяжело, согласен. Это вызывает психологический дискомфорт. Новые водители попросили увеличить зарплату, но ведь и выручка стала больше.

Почему так медленно?

Еще одно обращение на имя начальника филиала Транспортной инспекции по Витебской области пришло от жительницы Минска. Женщина решила воспользоваться услугами перевозчика, работающего по договорам фрахтования.

Возвращаясь из Витебска, она вошла в интернет, чтобы найти лучший для себя вариант возвращения домой. Самый быстрый и удобный сервис обещал один из интернет-порталов, который предлагал заказать поездку на удобное время в комфортабельном микроавтобусе. Его водитель отправлялся от железнодорожного вокзала в Витебске и за три с половиной часа обещал привезти людей в Минск. Наверное, так бы оно и произошло, но, по словам женщины, как только автобус выехал в рейс, на панели управления загорелись тревожные лампочки и водитель с горечью заявил: «Машине хана!»

Что делают в таком случае ответственные перевозчики? Правильно. Производят замену вышедшего из строя транспортного средства. Что произошло в нашей истории? Водитель вез полный салон людей из Витебска в Минск на неисправном микроавтобусе.

– Мы двигались со скоростью не более 40 километров в час. Путь из Витебска до Минска занял почти шесть часов. Естественно, я опоздала на работу. Мне изначально были обещаны совершенно другие условия поездки, – сетовала женщина.

Как выяснилось, данный автомобиль зарегистрирован в Минске, а потому разбираться будут там. В данном случае пассажирке остается только поблагодарить судьбу, что путешествие на неисправном автомобиле завершилось относительно благополучно. Люди, хоть и медленно, добрались до места назначения. А ведь могло все обернуться гораздо трагичнее…

Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ДТП»