НЕ НАДО ПРИТВОРЯТЬСЯ!

Серьезный резонанс в среде перевозчиков, оказывающих услуги по перевозке пассажиров автомобилями-такси, вызвал судебный процесс в Бресте. Напомним, индивидуальный предприниматель, который считал, что оказывает услуги по аренде автомобиля с водителем, подал в суд на Транспортную инспекцию, которая определила его как обычного таксиста, и проиграл.

В Витебске транспортники привлекают к ответственности водителей и предприятия, оказывающие услуги под видом аренды.

– Аренда авто с экипажем – это притворная сделка, которая совершена с целью прикрыть другую, поэтому она признается ничтожной. К сделке, которая действительно была произведена, применяются относящиеся к ней правила, – пояснили в Транспортной инспекции.

Для чего притворяются перевозчики, ни для кого не секрет. Такие схемы позволяют таксистам «экономить», но ухудшают положение пассажира.

Транспортники отметили, что сегодня фирмы и ипэшники, которые оказывают услуги такси, массово перешли на заключение притворных сделок. Делают это они с одной целью – сэкономить средства на гарантиях, предоставляемых пассажирам по договорам перевозки.

КОГДА В СТОЛБ

В последнее время в оперативных сводках милиции машины-такси фигурируют настолько часто, что это обстоятельство уже воспринимается как обыденность. А ведь еще совсем недавно таксисты считались самыми дисциплинированными водителями. Куда подевалось мастерство?

Дело доходит до случаев из ряда вон выходящих. Судите сами.

В конце мая по проспекту Куйбышева в Витебске водитель такси врезался в опору линий электропередачи, и в результате удара оборвались провода. Они упали на крышу частного жилого дома и вызвали возгорание. Хозяйка вовремя покинула жилище. Но в результате оказались повреждены кровля, потолочное перекрытие, стены и имущество.

В Витебске на перекрестке проспекта Строителей и улицы Чкалова 61-летний водитель такси, управляя автомобилем Citroen Xsara Picasso, двигаясь со стороны проспекта Победы в направлении проспекта Черняховского,  совершил выезд на перекресток на желтый сигнал светофора, где произошло столкновение с автомобилем Volkswagen Passat под управлением водителя 1995 года рождения. В результате ДТП женщина, пассажир такси,  получила телесные повреждения и была доставлена в больницу.

В районе садового товарищества в Ольгово таксист сбил пожилую женщину и скрылся с места происшествия.

ДТП с участием такси, особенно с пострадавшими пассажирами, вызывают широкий общественный резонанс, обсуждение на различных форумах в сети.

Законы рынка суровые. Таксисты в условиях жесткой конкуренции вынуждены держать низкие цены. Чем ниже цена, тем выше вероятность поездки. Повысить выручку можно только за счет увеличенного в разы количества поездок. И чем быстрее водитель выполнит заказ, тем больше у него на счету будет поездок, а значит, и выше зарплата. Вот почему в погоне за деньгами о Правилах дорожного движения некоторые водители особо не задумываются. Желтый сигнал светофора у витебских таксистов давно негласно превратился во второй зеленый. О режиме труда и отдыха во многих фирмах тоже забыли.

– Мы несколько лет упорно наводили порядок в сфере обслуживания пассажиров автомобилями-такси, боролись с нелегальными перевозчиками и к концу 2017 года добились заметных успехов, – говорит заместитель начальника филиала Транспортной инспекции по Витебской области Константин Рой. – Порой, чтобы выявить нелегала, надо было ночь ездить по городу. Да и то не всегда такая «охота» заканчивалась удачно. В сфере перевозок пассажиров автомобилями-такси был наведен определенный порядок. Встретить такси без гостехосмотра было нереально. Все водители проходили предрейсовый медосмотр. Даже к оформлению автомобиля было сложно придраться. Но после того, как этот вид деятельности перестал быть лицензионным, перевозчики расценили смягчение законодательства как вседозволенность. Но мы уверены, что порядок снова будет наведен.

ЛОЯЛЬНОСТЬ НЕ ЗНАЧИТ ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ

Напомним, Декретом Президента Республики Беларусь № 7 от 23 ноября 2017 года «О некоторых мерах по развитию предпринимательской деятельности», другими нормативными актами законодательства значительно упрощена деятельность субъектов хозяйствования, осуществляющих перевозки пассажиров автомобилями-такси.

В частности, такая перевозка может осуществляться по уведомительному принципу, то есть без получения специального разрешения (лицензии) на право осуществления деятельности в области автомобильного транспорта. Не требуется также получение регистрационных номерных знаков транспортного средства «тип 13» (так называемых желтых номеров), упрощен порядок предрейсового медицинского освидетельствования  водителей.

Некоторыми перевозчиками  либерализация деятельности была воспринята как вседозволенность и полное снятие с них каких-либо обязанностей по организации  безопасных перевозок пассажиров. По всей стране, и в Витебской области в частности, начали в массовом порядке появляться разного рода серые схемы выполнения перевозок пассажиров автомобилями-такси под видом аренды авто с экипажем, присоединения к публичному договору. Другими словами, перевозчики позиционируют свою деятельность не как перевозку, а как аренду автомобиля и считают, что таким образом на них не распространяются законодательные акты, регулирующие перевозку пассажиров. Между тем аренда транспортного средства с экипажем является фрахтованием и относится к перевозкам пассажиров в нерегулярном сообщении. Перевозка пассажиров в нерегулярном сообщении в соответствии с требованиями закона бывает двух видов – перевозка по договорам фрахтования и перевозка пассажиров автомобилями-такси. Перевозка по договорам фрахтования – это перевозка предварительно организованной заказчиком группы пассажиров к месту их работы, учебы, проведения массовых мероприятий, туристические путешествия и т. д. Такая перевозка осуществляется после заключения письменного договора фрахтования, оформляется заказ-наряд фрахтования транспортного средства. Перевозка пассажиров автомобилями-такси осуществляется по публичному договору, то есть по обращению любого лица, без заключения письменного договора. Фактически пассажир звонит в диспетчерскую службу или заказывает через приложение автомобиль-такси, письменные договоры не заключаются, перевозка пассажиров осуществляется по публичному договору, автомобиль имеет признаки такси.

– Недобросовестные перевозчики пытаются прикрыть свои действия такими терминами Гражданского кодекса, как «публичная оферта» и «акцепт», – говорит Константин Рой. – Другими словами, на сайте таких перевозчиков размещен текст некоего договора, и если пассажир сделал звонок в диспетчерскую, то, по их мнению, тем самым выразил согласие с условиями договора. А если оплатил услугу, значит, де-факто признал сделку. Но на самом деле это филькина грамота. Руководители фирм, занимающихся таким притворством, даже своим водителям не в состоянии обосновать легитимность действий. Зачастую водители даже не понимают, как работают – при проверках только повторяют: «У нас аренда авто». Хотя сами не знают, что это. Почему? Прием на работу в такие горе-фирмы происходит очень просто: не требуется стажа, медицинской справки, безаварийной работы. К тому же наниматель не озабочивается стажировками на новом рабочем месте. Бери машину и таксуй! Без предрейсового медосмотра, не соблюдая режим труда и отдыха. Главное – сдавай выручку хозяину. Что мы видим в ходе рейдовой работы? Такие автомобили не проходят гостехосмотр, контроль технического состояния перед выездом на линию, не оборудованы таксометром, не оформлены согласно законодательству. Водители не имеют стажа, медсправок, не проходят предрейсовый медосмотр, не соблюдают режим труда и отдыха.

ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРЕВОЗЧИКУ, ВОДИТЕЛЮ И АВТОМОБИЛЮ

Согласно законодательству ответственность за организацию работы по обеспечению безопасного выполнения автомобильных перевозок пассажиров возлагается на руководителей организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся автомобильными перевозчиками.

Безопасное выполнение перевозок пассажиров складывается из многих факторов.

Во-первых, особые требования предъявляются к водителю такси. Он должен быть профессионально компетентным, иметь соответствующие навыки и знания. Это стаж работы в качестве водителя либо стаж управления транспортным средством. Ему необходимо пройти обучение на курсах по программе, утвержденной Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, каждые пять лет повышать квалификацию, проходить стажировку на автомобиле перед допуском к самостоятельной работе,  периодические медицинские обследования, предрейсовые медицинские осмотры, соблюдать режим труда и отдыха.

Во-вторых, о квалификации водителей обязан заботиться перевозчик. В частности, постоянно проводить с ними работу по обеспечению безопасного выполнения перевозок пассажиров. Она включает в себя  учебную и профилактическую работу по предупреждению ДТП, инструктажи по безопасности дорожного движения, инструктирование  о порядке действий при управлении в сложных дорожных и метеорологических условиях, проверку знаний ПДД и других актов законодательства по вопросам безопасной перевозки. Перевозчик также обязан планировать и проводить мероприятия, направленные на соблюдение требований Правил дорожного движения и безопасной перевозки пассажиров, оперативно доводить до водителей информацию об изменении Правил дорожного движения, о причинах и обстоятельствах известных ему дорожно-транспортных происшествий, а также об изменениях условий движения и работы на маршрутах автомобильных перевозок пассажиров; проводить мероприятия, направленные на повышение профессионального мастерства водителей, в том числе по безопасной автомобильной перевозке пассажиров; осуществлять контроль за обеспечением безопасности дорожного движения и автомобильных перевозок пассажиров в процессе выполнения этих перевозок, в частности за соблюдением скоростных режимов.

Второй фактор, влияющий на безопасность выполнения перевозок, – это само транспортное средство. Автомобиль-такси должен находиться в технически исправном состоянии, что подтверждается разрешением на допуск к участию в дорожном движении, отметкой механика о выпуске в технически исправном состоянии на линию.

РАБОТЫ НЕ ЛИШИШЬСЯ, НО ДЕНЬГИ ЗАПЛАТИШЬ

Отмена лицензирования деятельности повлекла за собой смягчение санкций со стороны контролирующих органов к перевозчикам.

Ранее за грубые нарушения, влияющие на безопасность выполнения перевозок пассажиров, такие как эксплуатация транспортного средства, не прошедшего гостехосмотр, выпуск на линию транспортного средства, имеющего неисправности, повторный допуск водителя, не прошедшего предрейсовый медицинский осмотр, привлечение к работе водителя, уровень подготовки которого не соответствует требованиям законодательства, незаключение договора обязательного страхования, перевозчик лишался лицензии, а значит, работы. Действие лицензии прекращалось, на перевозчика и должностных лиц предприятия налагалась административная ответственность. В том числе с конфискацией дохода, полученного от такой деятельности. На сегодняшний день за грубые нарушения требований безопасности дорожного движения существует только административная ответственность должностных лиц. Но это не освобождает их от обязательств по выполнению законных требований.

– В марте – июне этого года нами было установлено около 15 случаев, когда водители такси грубо нарушали условия работы: перевозили пассажиров без таксометра, водитель не проходил предрейсовое медосвидетельствование, автомобиль не прошел гостехосмотр, перевозчик не заключил договор страховой ответственности перед пассажиром, – говорит Константин Рой. – При проверке одного из частных предприятий установлено, что только в мае механик 15 раз выпускал на линию автомобиль, не прошедший гостехосмотр, водитель не имел межсменного отдыха,  водители не проходили предрейсовый медосмотр, не было страховки перед пассажирами. В отношении директора этого предприятия  составлены протоколы, а водители были привлечены к административной ответственности. Огорчает и то, что при проведении выборочных проверок практически в ста процентах случаев выясняется: работа по обеспечению безопасных перевозок пассажиров у перевозчиков не проводится. Не проводятся инструктажи водителей, не проверяется наличие квалификации и медицинских справок, не контролируется режим труда и отдыха, к самостоятельной работе водители допускаются без стажировок, не организован контроль технического состояния автомобилей перед выпуском на линию и т. д. Заявляю, время на уговоры закончилось. Мы знаем, как бороться с такими явлениями и уже занимаемся этим.

В рамках борьбы с негативными тенденциями в сфере перевозок пассажиров автомобилями-такси сотрудниками филиала Транспортной инспекции по Витебской области  проводятся выборочные и внеплановые проверки перевозчиков автомобилями-такси, мероприятия технического характера, а также профилактической и предупредительной направленности – встречи с перевозчиками, разъяснение через СМИ. В первом полугодии  работниками Транспортной инспекции  по Витебской области проверено 298 автомобилей-такси,  установлено 234 нарушения (в 8 из 10 проверенных автомобилей-такси) законодательства транспортной деятельности. В том числе 46 фактов эксплуатации без разрешения на допуск к участию в дорожном движении, 10 – без таксометра, 8 – без предрейсового медосмотра, 6 нарушений режим  труда и отдыха, 8 – без страховки перед пассажирами. К административной ответственности привлечено 83 перевозчика  и должностных лица, сумма штрафов составила 4335 рублей.

 Совместно с ИМНС и ГАИ проведено 15 рейдов. Установлено 3 факта осуществления  деятельности без государственной регистрации. 

Кстати, по приблизительным данным, перевозку пассажиров автомобилями-такси в Витебской области осуществляют 1050 индивидуальных предпринимателей и 231 юридическое лицо. В этой сфере задействовано более 2000 автомобилей. Заказы на перевозку от пассажиров принимают около 30 диспетчеров. Кроме того, деятельность осуществляют  интернет-платформы «Яндекс Такси» и «Такси Максим», которые используют электронные информационные системы, где расчет стоимости и сама оплата производятся в безналичном порядке через интернет. Наибольшее количество автомобилей-такси – в областном центре (около 1000), Полоцке, Новополоцке, Орше (по 300). Тарифы на перевозку автомобилями-такси становятся все доступнее для пассажиров, поэтому объемы перевозок неуклонно растут. В среднем один водитель выполняет 10-15 заказов в день, перевозит около 20 пассажиров. В Витебске за месяц услугами такси пользуется 5-7 тысяч пассажиров. Доступность услуги, массовость использования, заметность на  дорогах общего пользования приводят к тому, что большинство граждан крупных городов сталкиваются в своей жизни с работой этого вида транспорта.

Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТБ»

Добавить комментарий