Железная дорога – не место для прогулок. Эта истина известна, пожалуй, каждому. Но ведь находятся люди, которые беззаботно гуляют по железнодорожным путям и в подпитии, и с наушниками в ушах, что нередко приводит к трагедии.
Чтобы предотвратить беду, железнодорожники и сотрудники милиции периодически проводят всевозможные акции и учения.
Недавно на один день небольшая деревня Сосновка в Витебском районе стала пунктом повышенной бдительности. Здесь прошли масштабные мероприятия, направленные на профилактику правонарушений на объектах железнодорожного транспорта. Совместно с сотрудниками Витебского ОВДТ на очередное дежурство заступили представители Витебского РОВД и роты по обеспечению общественной безопасности на объектах железнодорожного и воздушного транспорта ОМОН ГУВД Мингорисполкома.
Местом первой высадки милицейского десанта стала республиканская туберкулезная больница «Сосновка», где прошла информационная встреча с работниками учреждения здравоохранения. Начальник отделения охраны правопорядка и профилактики Витебского ОВДТ Андрей Чикирев проинформировал медперсонал о соблюдении мер личной безопасности на объектах железнодорожного транспорта, а также об ответственности в случае их несоблюдения.
По его словам, несчастные случаи в основном происходят из-за несоблюдения гражданами элементарных правил. Нарушая их, люди оказываются в габарите подвижного состава либо перед приближающимся поездом. Любой переход путей в местах, не оборудованных пешеходными настилами, запрещен, поскольку несет угрозу жизни и здоровью, ведь наезд на человека, внезапно появившегося на пути, предотвратить практически невозможно – тормозной путь железнодорожного состава составляет не менее 400 метров. И это в лучшем случае. Чаще составу, чтобы остановиться, и километра недостаточно.
То, как не в теории, а в жизни соблюдаются требования безопасного перехода и переезда железнодорожных путей, сотрудники милиции проверили уже непосредственно на остановочном пункте Сосновка. Время для рейда выбрали удачное: скоро должен прибыть очередной дизель-поезд, поэтому людей на платформе прибавлялось с каждой минутой.
Пока старший инспектор Витебского ОВДТ Алена Красовская проводила профилактическую беседу с пассажирами о предупреждении травмирования в зоне движения поездов и раздавала тематические памятки, внимание участников рейда привлекла пара молодых людей. В нарушение всех правил они пересекали железнодорожные пути, хотя совсем рядом имеется оборудованный переход. Не остановило парня и девушку даже то, что на перроне были люди в форме. Нарушителям теперь придется заплатить штраф. К слову, фамилия одного из них уже значится в базе данных об административных правонарушениях.
Зачастую именно желание сократить путь и сэкономить время толкает пешеходов на серьезный риск для жизни. Еще один бич современности – наушники.
В Витебском районе в течение первого квартала этого года за переход путей в неустановленных местах к административной ответственности привлечено 23 гражданина (из них восемь человек – на территории Новкинского сельсовета). По факту нарушения правил проезда железнодорожных путей составлено два протокола.
– Такие рейды в большей степени не направлены на выявление нарушителей, а призваны напомнить о том, что железная дорога – это зона повышенной опасности, которая требует особого внимания и строгого соблюдения правил безопасности, – отметил старший инспектор по обеспечению общественного порядка Витебского РОВД Александр Недведь.
– Железная дорога – источник повышенной опасности. Эта фраза регулярно раздается из динамиков на каждой железнодорожной станции. По идее, она должна зафиксироваться в сознании каждого. Но почему-то этого не происходит. Далеко не все граждане соблюдают меры личной безопасности и переходят железнодорожные пути там, где вздумается: и перед движущимся поездом, и под вагонами стоящего состава, а также просто ходят по железнодорожному полотну. В итоге нарушители создают реальную угрозу не только своей жизни, но и жизни других граждан. Думается, 21-летний парень, переходивший пути вблизи разъезда Грибачи Городокского района, тоже слышал эту фразу. Увы, он погиб, а потому не расскажет, что его заставило лезть под поезд.
Причиной большинства трагедий является то, что пострадавшие находились в состоянии алкогольного опьянения. Случай, который в начале апреля произошел недалеко от Бобруйска, железнодорожники и сотрудники милиции теперь воспринимают как чудо. Там мужчина уснул на путях на перегоне между станциями Бобруйск и Березина. Ночью шел пассажирский поезд Минск – Гомель. Машинист, заметив мужчину, начал подавать звуковые сигналы и применил экстренное торможение. Человек не реагировал. Когда поезд все же остановился, железнодорожники достали мужчину из-под вагона. Как выяснилось, для начала его пришлось разбудить. Ни царапинки. Пьяный встал и ушел в неизвестном направлении.
Особое внимание железнодорожники уделяют профилактике среди детей и подростков. В период весенних школьных каникул на Белорусской железной дороге проводится акция «Дети и безопасность». Участие в мероприятиях в рамках акции на Витебском отделении в этом году приняли молодые работники, члены ОО «БРСМ», которые на территории вокзальных комплексов станций Витебск и Полоцк распространили листовки и буклеты о правилах безопасного поведения несовершеннолетних на железной дороге.
В листовках доступным для детского понимания языком говорилось, что категорически запрещается: ходить по железнодорожным путям; переходить и перебегать через железнодорожные пути перед близко идущим поездом, если расстояние до него менее 400 м; переходить через путь сразу же после прохода поезда одного направления, не убедившись в отсутствии следования поезда встречного направления; переходить переезды при закрытом шлагбауме или запрещающем сигнале светофора; на станциях и перегонах подлезать под вагоны и перелезать через автосцепки для прохода через путь; проходить вдоль железнодорожного пути ближе пяти метров от крайнего рельса.
Кстати, за нарушение данных правил предусмотрена административная ответственность по ч. 5 ст. 18.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (проход по железнодорожным путям или нахождение на железнодорожных путях в неустановленном месте) в виде штрафа в размере от двух десятых до двух базовых величин. Нарушение правил проезда железнодорожного переезда согласно ст.18.15 КоАП Республики Беларусь влечет штраф в размере от двух до четырех базовых величин.
Каждому надо знать: поезд, движущийся со скоростью 100–120 км/ч, за одну секунду преодолевает 30 метров, а пешеходу, чтобы перейти через железнодорожный путь, требуется не менее пяти–шести секунд. Не следует пересекать пути и сразу после прохождения состава, так как в этот момент может надвигаться встречный поезд, которого вы не заметили. Между двумя поездами сила воздушного потока составляет 16 тонн. При такой нагрузке человека может затянуть под состав.
Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТБ»