Не хочу учиться?..

Не хочу учиться?..

Непростые времена нынче переживают автошколы в Витебске. В городе, где на уровне горисполкома и облисполкома ведется работа по борьбе с распространением коронавируса, уже сегодня серьезно пострадала сфера услуг. Автошколы, наряду с пассажирским транспортом, турбизнесом и общепитом, тоже можно отнести к этой категории.

– Я начала учиться в автошколе в феврале, в группе – 10 человек. Вначале все шло в штатном режиме, все по вечерам приходили в назначенное время на занятия. Поворотным событием стало

31 марта. К этому дню по городу из уст в уста распространялись новые и новые слухи о переполненных больницах, росте числа заболевших пневмонией. 2 апреля на занятия пришли только пять человек. Когда преподаватель появился в кабинете, люди начали требовать введения карантина и приостановки занятий. Они заявляли, что не знают, есть ли среди нас на самом деле больные, не были уверены, только ли здоровые люди сидели за этими партами ранее и хорошо ли их обрабатывали антисептиком, выясняли, насколько опасно два часа находиться в замкнутом помещении… 7 апреля в класс пришла только я одна, – рассказывает Мария, курсант одной из автошкол Витебска.

– Поначалу мне было прикольно, – говорит учащаяся автошколы Татьяна. – Вдруг на занятия все стали приходить в медицинских масках. Дружно их носить стали и преподаватели. В маске был даже мой инструктор по практическому вождению, который в шутку назвал меня бессмертной из-за отсутствия этого аксессуара. Я не верю тем, кто кричит, что единственно правильный выход – спрятаться за дверью своей квартиры. Но когда я узнала, что соседа по лестничной площадке забрали в больницу с пневмонией, мое мировоззрение поменялось, и я стала более ответственно относиться к своему здоровью. Думаю, что учебу в автошколе нужно отложить до лучших времен.

Мария и Татьяна, с которыми мне удалось побеседовать, держались до последнего. Многие их сокурсники еще раньше написали заявления, что не могут по объективным причинам посещать автошколы. Студенты, а их в автошколах значительная часть, разъехались по своим регионам – в учебных заведениях для них организовано дистанционное обучение. Мамы боятся, что могут заразиться, а потом заразить своих детей. В общем, и так небольшие группы курсантов в автошколах растворились.

Глупо отрицать, что паника, которая даже более опасна, чем сам коронавирус, все-таки проникла в сознание многих витебчан. Именно последствия этих панических настроений уже сказываются на жизнедеятельности автошкол города. Их доходы складываются из предоплаченных знаний. Не будет курсантов – не будет и доходов. Уже остро стоит вопрос удержания преподавателей и мастеров практического вождения. Исключены расходы на рекламу, без которой приток новых курсантов затруднителен.

– У нас в различных районах Витебска работают шесть классов, – рассказывает директор авто-

школы «Светофор» Дмитрий Руколь. – Учащихся в группах было и так немного – по 7–10 человек. Позже примерно 70 процентов курсантов перестали ходить на занятия. Ситуация плачевная. Со своей стороны мы делаем все возможное. Проветриваем помещения, дезинфицируем их после каждого занятия, закупили маски для преподавателей и мастеров практического вождения, имеются в достаточном количестве антисептики, есть возможность рассаживать всех на социально безопасное расстояние… Но это не помогает. Сегодня мы до минимума сократили расходы. Хочется надеяться, что ситуация с распространением коронавируса качнется в обратную сторону и мы всех доучим. У каждого курсанта есть свои доводы и опасения, поэтому никого за прогулы наказывать не собираюсь. Будем договариваться с Госавтоинспекцией о переносе сроков сдачи экзаменов.

Не хочу учиться?..

В Витебском учебно-курсовом комбинате ситуация не намного лучше.

– Нелегко сейчас, – поясняет директор государственного учреждения образования «Витебский учебно-курсовой комбинат подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров» Игорь Бодяко. – Люди не ходят на занятия. Авторитетно заявляю, никакой инфекции у нас нет! Мы выполняем все рекомендации сан-

эпидемстанции. Причем не только учебные аудитории обрабатываются после каждого занятия дезинфицирующими препаратами, но и ручки дверей, подоконники, перила в коридорах. Весь персонал обеспечен медицинскими масками и перчатками. В учебных автомобилях после каждого ученика протираются антисептиком рулевое колесо, рычаг переключения передач, дверные ручки, сиденья. Мы внимательно изучили решение Витебского горисполкома, которым регламентируются меры по борьбе с распространением вирусных заболеваний, и исполнили все пункты.

В частности, досконально продумали безопасное расположение учащихся в классах. Учли каждого. Только располагать уже некого. Ученики отказываются ходить на занятия, и заставить их это делать мы не можем. Графики сдачи экзаменов в ГАИ – под вопросом.

Жесткий карантин в Беларуси не вводился. В нашем случае это означает, что у автошкол нет оснований приостанавливать занятия. Наоборот, перед ними согласно заключенным договорам стоит задача обучить управлению автомобилем каждого курсанта. Но как это сделать, если курсант не является на занятия? Самое простое, что приходит на ум, дать возможность курсантам самостоятельно подготовиться к зачетам и экзаменам.

Когда я учился в автошколе, наш преподаватель на первом занятии после общего знакомства с группой поднял вверх брошюру – Правила дорожного движения. И сразу заявил: чтобы сдать экзамены в ГАИ, а потом уверенно чувствовать себя на дороге, вам необходимо всего лишь освоить эту не большую по объему книжку. Весь курс преподаватель зачитывал определенные пункты ПДД, а после сразу переводил формулировки на более понятный простому человеку язык. Иногда это перемежевывалось воспоминаниями из личной практики. Иногда для лучшего запоминания он переходил на шутливые стихи: «Если палка смотрит в рот, делай правый поворот, если палка смотрит влево – проезжай, как королева. Если мент стоит спиной, то не рыпайся и стой!». Удивительное дело, прошло уже много лет, а до сих пор помню. Суть его метода обучения заключалась в том, чтобы постоянно держать внимание курсанта, чтобы тот не отвлекался и соотносил каждую формулировку правил дорожного движения с реальной дорожной ситуацией. Со сдачей теоретического экзамена в нашей группе почти все справились без особых проблем.

– Согласно белорусскому законодательству самостоятельная подготовка курсантов, как и дистанционное их обучение, не предусматривается, – говорит председатель Витебской объединенной организационной структуры ДОСААФ Александр Соловов. – Ситуация в нашей автошколе мало отличается от других: люди опасаются ходить на занятия. ДОСААФ уже выступил с предложением дать возможность нам в этой непростой ситуации доучить курсантов дистанционно, но по данным на 7 апреля никаких решений не принято. Скажу прямо, я не сторонник дистанционного обучения, роль преподавателя в этом процессе достаточна большая. У хорошего группы чуть ли не стопроцентно сдают экзамены с первого раза. Хороший преподаватель умеет держать аудиторию, доступно доносить материал каждому, в голове курсанта вся информация раскладывается по нужным ячейкам.

Не хочу учиться?..

Думая о том, как обезопасить себя от коронавируса, не надо забывать и о безопасности дорожного движения. 7 апреля у нас четыре группы сдали экзамен в автошколе. Дальше – экзамены в ГАИ. Нас уже предупредили, что в помещении Госавтоинспекции – 20 компьютеров и, чтобы соблюсти безопасное расстояние, курсантов будут рассаживать через одного. За один раз войдет только десять человек, а после произведут дезинфекцию помещения и запустят остальных. Судить, что будет дальше, тяжело. Осуществляя набор в новые группы, мы обнаружили, что заявку подали около 20 человек. А сегодня только 10 из них ее подтвердили.

– В Советском Союзе допускалась самостоятельная подготовка к экзаменам в ГАИ, однако эта практика после была признана неэффективной, – размышляет председатель Витебской областной автошколы БОАМЛ Андрей Иванов. – Я согласен с тем, что обучение должно вестись преподавателем, который досконально владеет предметом. Это обычный учебный процесс с планами подготовки, журналом успеваемости, зачетами… Но в трудной, можно сказать, критической ситуации надо предпринимать какие-то неординарные меры. Среди наших курсантов подавляющее большинство – студенты, которые сегодня уже обучаются в своих вузах дистанционно. Мы тоже рассматриваем возможность дистанционного обучения. Сейчас созваниваемся с каждым курсантом и предлагаем различные пути решения проблемы. Но пока все наши предложения можно расценивать как самодеятельность. Считаю, на государственном уровне нужно оперативно разработать и утвердить единый подход к решению вопроса. Больше всего нас пугает неопределенность: наборы в группы упали на 60 процентов. Сейчас вообще нет желающих обучаться в автошколе. Многие не желают идти даже на порог поликлиники, чтобы получить медицинскую справку.

Конечно, ситуацию можно свести к простому решению. Если курсант не ходит на занятия без уважительной причины, то он не исполняет условия договора. А значит, сам виноват в том, что не получает оплаченный им же объем знаний. Другое дело, что считать в нынешней ситуации уважительной причиной? Ведь студентов отправляют домой и переводят на дистанционное обучение не просто так, а чтобы они меньше контактировали друг с другом. Должны ли руководители автошкол настаивать, чтобы они собирались вместе, но уже в другом месте?

Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТБ»

Добавить комментарий