Главное в работе филиала Транспортной инспекции по Гомельской области – обеспечить безопасность перевозок пассажиров и грузов. Потому отдел контроля транспортной деятельности во главе с Геннадием Титковым – всегда на посту. Подчас с другими, так сказать, заинтересованными организациями. В частности, с ГАИ, «Белтехосмотром», инспекцией Министерства по налогам и сборам, «Гомельпассажиртрансом» и даже Комитетом госконтроля и пограничной службой. Ведь, увы, нарушений на наших дорогах пока еще хватает.
Между работой и отдыхом
Никак не могут найти компромисс наши перевозчики. Впрочем, справедливости ради надо сказать, что не только наши. В удельном весе штрафов, которые благодаря сотрудникам отдела контроля транспортной деятельности поступили в бюджет страны, именно платежи за нарушение режима труда и отдыха занимают более половины. Но, несмотря на все увеличивающиеся суммы платежей, водители упорно стремятся проехать как можно больше и как можно дальше, не давая «ни сна, ни отдыха измученной душе». Последствия же такого трудового энтузиазма могут быть самыми печальными.
– Нарушают все, – говорит начальник отдела контроля транспортной деятельности филиала Транспортной инспекции по Гомельской области Геннадий Титков. – Тут нельзя привязываться к каким-либо отдельным странам. Это, скорее, вопрос дисциплинированности самого водителя. А недисциплинированные, к сожалению, бывают везде. И это проблема. Причем мы привлекаем к ответственности только самого водителя. А в некоторых странах пошли дальше – за своего работника отвечает непосредственно перевозчик. И, скажите, будет ли он его подгонять?
Да уж вряд ли… Хотя, простите, каждый мало-мальски разумный человек вообще, а водитель-профессионал со стажем тем паче должен в полной мере осознавать: что такое усталость за рулем. Та самая, которая наваливается внезапно и буквально смыкает глаза. И что такое уснувший за рулем водитель большегруза, тоже объяснять никому не надо. Но, тем не менее, нарушают. Потому что каждый считает, что уж с ним-то точно ничего случиться не может. А случается…
Все эти вопросы четко регулируются международным соглашением ЕСТР (Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки). В одних случаях водители нарушают установленные нормы труда и отдыха, в других – не используют регистрационные листки, на которых отображается информация об определенных периодах работы водителя, либо выполняют перевозки грузов без контрольного устройства (тахографа). За подобные нарушения ст. 18.26 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде штрафа. И немалого. Но зато справедливого: решил сэкономить на достойном отдыхе, так будь добр, отдай эти деньги государству. Так что странная экономия получается. Хотя, если переиначить известную поговорку: не себе, так людям…
К примеру, пришлось заплатить такой штраф и перевозчику фирмы «Хегель Ман Транспорт» из Казахстана. При проверке сотрудниками отдела контроля транспортной деятельности филиала Транспортной инспекции по Гомельской области он был уличен в искажении данных о режиме труда и отдыха. Попросту говоря, ввел другую информацию на карту водителя. И попался. В результате наказал себя по ст. 18.26.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях на 30 базовых величин. Дороговато вышло…
Впрочем, более печально получилось у водителя фирмы «Групп Логистик» из Турции. Из-за отсутствия карты водителя в тахографе по той же статье он оставил в нашей казне уже 40 базовых величин.
Хотя некоторые нашли выход и из этой ситуации. Вот едет человек, скажем, из Перми (название города тут, впрочем, принципиального значения не имеет). И не думает ни о каком режиме труда и отдыха. Подъезжает к границе Беларуси. А тут, как известно, «халява» заканчивается. От международных перевозчиков не раз приходилось слышать, что Беларусь «пройти» гораздо сложнее, чем, например, Польшу. Да и сами поляки, если видят наши отметки на документах водителя, особыми проверками себя не утруждают. Это как стандарт качества. И это очень приятно. Так что от ответственности никто не уйдет! Они это знают и… идут добровольно «сдаваться» российским службам контроля в последнем населенном пункте на своей территории. Виноват, мол, спешил, исправлюсь, готов понести заслуженное наказание. И несут. И уже потом с соответствующей отметкой спокойно пересекают границу.
Вы спросите, зачем такие финты? Да все очень просто: сумма штрафа за нарушение водителями режима труда и отдыха при выполнении международных автомобильных перевозок там и тут разная. Тогда зачем платить больше? Кстати, по нашей территории иностранные перевозчики уже стараются передвигаться без нарушений. По означенным выше причинам. Весьма веским, надо сказать.
Итак, на дороге работы много. Так что у сотрудников филиала Транспортной инспекции по Гомельской области нет особой возможности разговоры разговаривать. Одну за одной они тормозят многотонные фуры с нашими и другими «братскими» номерами. Водители безропотно достают документы. Дело-то привычное.
Гоняют с техосмотром и без
Вот как-то остановили на трассе фуру венгерской фирмы «Котаса Транс». Как выяснилось, у водителя отсутствовал действующий международный сертификат технического осмотра. А это нарушение весьма серьезное. Как, впрочем, и наказание: по ст. 18.42 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях штраф составляет 20 базовых величин. Не так много, конечно, как за нарушение режима труда и отдыха, но все равно неприятно. О техосмотре разговор особый, и поскольку он может изрядно затянуться, перенесем его на другой раз и остановимся на иных проблемах.
У иностранцев часто отсутствуют разрешение на проезд по дорогам общего пользования (с оплатой дорожных сборов или без оной), страховка (она же «зеленая карта»), необходимые документы на холодильное оборудование или перевозку опасных грузов и т. д. Но это так, к слову пришлось.
– Главную нашу цель, я думаю, можно определить одним словом – безопасность, – подчеркивает Геннадий Титков. – Во всех ее проявлениях: безопасность людей, перевозки грузов, экологическая безопасность. А вообще это понятие на редкость многогранное. Так что работы хватает. И не только непосредственно на дороге. Транспортная инспекция – орган не столько карающий, сколько консультативный. Жалоб и предложений нам поступает много. И все они рассматриваются индивидуально и самым внимательным образом. Если в них упоминаются конкретные факты, то по каждому проводим тщательную проверку и при необходимости принимаем меры.
Но вернемся на дорогу. Вернее, к дорожным проблемам безопасности. Вот как-то филиал ТИ по Гомельской области совместно с Госавтоинспекцией проводил мероприятия по безопасности дорожного движения. Причиной тому стала сложная обстановка с обеспечением безопасности движения при перевозке пассажиров в регулярном и нерегулярном сообщении на междугородних маршрутах. Причем она продолжает оставаться таковой, несмотря на принимаемые меры. Впрочем, на городских и пригородных маршрутах эта обстановка не менее далека от идеала.
Нет, язвить я не собираюсь. Хотя бы потому, что меры на самом деле принимаются. Сама не один час отстояла на дорогах вместе с сотрудниками Транспортной инспекции. Вот только научить наших граждан жить если уж не по совести, то хотя бы по закону, по-моему, весьма проблематично. Да что там жить, хотя бы ездить!
В тот раз основной упор был сделан на нарушение скоростного режима. Оно и понятно: превышение скорости во все времена является одной из основных причин ДТП. Причем той их части, которая почти никогда не обходится без жертв. Кстати, во время проведения одного эксперимента группе водителей предложили ответить на вопрос: при какой скорости они смогут остановить автомобиль так, чтобы полностью предохранить себя от последствий, связанных со столкновением. Многие назвали скорость около 25 км/ч. Кажется, совсем немного. Вот только реально она составляет всего 7 км/ч.
На дороге, как нигде, надо четко чувствовать грань между уверенностью и самоуверенностью. Ведь первая помогает, вторая губит. Но вся беда в том, что грань эта слишком тонка, а порой даже прозрачна.
Скажите, куда так гнал водитель свой «Радзiмiч» с пассажирами? Нет, вопрос, наверное, поставлен не совсем корректно. Куда – как раз известно: домой, в Ветку. Зачем? Вот это и в самом деле интересно. До Ветки, по сути, рукой подать, можно сказать, пригород. И за спиной все же не воз картошки, а люди. Так что вы, дяденьки, можете сколь угодно долго и нудно говорить о безопасности, погодных условиях, скоростном режиме. А он сел за баранку и рванул. А пассажиры… А что пассажиры? Им-то все равно ехать надо. Хоть и близко, но пешком не пойдешь.
И, думаете, он один такой Шумахер? На том же маршруте с разницей в один день был остановлен «Пежо-Боксер». Тоже за превышение. Тут объективности ради стоит отметить, что частники подобными нарушениями все же грешат несколько чаще. В продолжение списка нарушителей стоит сплошь эта категория водителей. А ведь они едут не по личному делу на своей легковушке. Они везут людей. И случись что, это уже будет не случайность. И даже не самоубийство. А самое банальное убийство.
А вот водитель микроавтобуса «Семар», с которым нам довелось познакомиться на улице Победы в Гомеле, устроил настоящее представление. Сначала он долго и упорно искал необходимые документы, потому что в бардачке у него был, простите великодушно, полный бардак. Мне оставалось только дивиться поистине потрясающей выдержке сотрудников Транспортной инспекции и ГАИ. Лично я отошла в сторону, боясь не сдержаться. Да и как тут сдержишься? Он был остановлен за нарушение рядности движения (при трех полосах двигался в крайней левой) и в то же время разговор по мобильному телефону. Торопился успеть на свой маршрут вовремя. Не успел. Пассажиры с билетами остались на перроне. Кто в этом виноват? Даже гадать не надо. Конечно же, бездушные сотрудники Транспортной и Госавтоинспекции! При этом водитель предложил диспетчеру взыскать с них стоимость проданных билетов…
Не оштрафовать, а убедить!
Начальник отдела контроля транспортной деятельности филиала Транспортной инспекции по Гомельской области Геннадий Титков как-то сказал:
– Еще раз хочу подчеркнуть: мы – не карательная организация. Мы – за порядок. Почему-то когда речь заходит о работе Транспортной инспекции вообще и Гомельского филиала в частности, то первым делом говорят о количестве проведенных проверок на линии и суммах штрафов, пополнивших бюджет. Конечно, принципа неотвратимости наказания еще никто не отменял. И, тем не менее, в нашей работе есть еще одна составляющая: не такая показательная, но от того не менее важная.
Что я имею в виду? Да, по сути, вещь самую банальную, но которая лежит в основе всего, – профилактику. Ведь главный смысл деятельности Транспортной инспекции как раз и состоит в том, чтобы нарушений действующего законодательства на наших дорогах стало как можно меньше. Для чего она, собственно говоря, и была создана, а вовсе не для пополнения бюджета.
В филиале Транспортной инспекции по Гомельской области одной из основных форм профилактики является проведение разного рода встреч и семинаров с представителями внутриреспубликанских и международных автомобильных перевозчиков. Посвящены они, как правило, информации об изменениях законодательства Республики Беларусь в сфере транспортной деятельности, обсуждению вопросов лицензирования на автомобильном транспорте и связанных с особенностями разрешительной системы при осуществлении международных перевозок, а также контролю ТКТС, эксплуатации цифровых тахографов, соблюдению режима труда и отдыха водителями. Одним словом, как совершенно точно заметил начальник Транспортной инспекции по Гомельской области Сергей Чучвага: «Чтобы работать на этом рынке, нужно соблюдать все правила».
В чем еще особенность данных встреч? Информацию по всем вопросам собравшимся доводили не просто чиновники, а практики. То есть те, кто сталкивается с проблемами перевозчиков изо дня в день и знает все нюансы не понаслышке.
Этой же цели служат и проверки транспортных организаций. Казалось бы, где-где, а в филиалах ОАО «Гомельоблавтотранс» все схемы должны быть отработаны до мелочей. А поди ж ты… На некоторых предприятиях (не будем сейчас их называть) не была обеспечена сохранность информации о соблюдении водителями режима труда и отдыха (тахограмм). Более того, напрочь отсутствовали даже ответственные за это дело лица. Практически везде зафиксированы нарушения инструкций о порядке оформления путевых листов при выполнении автомобильных перевозок пассажиров. Был даже выявлен случай допуска к таким перевозкам водителя, не прошедшего соответствующую аттестацию. И прочие, так сказать, недочеты. Но объективности ради стоит подчеркнуть, что мониторинг этих же предприятий по вопросам подготовки к зиме дал самые положительные результаты.
Так что работать приходится много, тяжело и по самым разным направлениям. А это было бы просто нереально без хорошо подготовленных сотрудников и, простите за банальность, дружного коллектива. Что есть, то есть. Коллектив в отделе контроля транспортной деятельности и в самом деле подобрался достойный.
– Коллектив у нас на редкость стабильный, – подчеркивает Геннадий Титков. – Многие работают тут чуть ли не с первого дня. А это дорогого стоит. Ведь любые, даже самые распрекрасные знания ничто без практического опыта, который приходит с годами. В свое время в связи с переносом транспортного контроля с белорусско-российской границы на внешнюю границу Союзного государства произошла реорганизация пункта пропуска автомобильного контроля «Селище». Посему с 1 апреля 2011 года транспортный контроль в ППАК «Селище» не осуществляется. А тем временем из-за прекращения осуществления транспортного контроля произошла оптимизация сотрудников реорганизованного ППАК. На практике это означает, что руководством было принято решение перевести освободившихся людей в отдел контроля транспортной деятельности Гомельского филиала, который всегда испытывал в них недостаток. Но главное – в отдел пришли квалифицированные люди, имеющие многолетний опыт осуществления контроля за соблюдением перевозчиками требований законодательства и международных договоров Республики Беларусь в области автомобильного транспорта при выполнении международных автомобильных перевозок.
О своих сотрудниках начальник отдела может говорить бесконечно. Да это и понятно: работа плечом к плечу изо дня в день сплачивает как ничто другое. Хочется только добавить: они стараются делать (и делают) все возможное, чтобы выполнить возложенные на них весьма нелегкие задачи. Кстати, сотрудник отдела Сергей Прокофьев недавно внесен в Республиканскую книгу Почета Транспортной инспекции.
Подведем итоги. Предварительные
А куда ж без них!
Отделом контроля транспортной деятельности филиала Транспортной инспекции по Гомельской области за 11 месяцев года в соответствии с координационным планом контрольной (надзорной) деятельности по Гомельской области проведено 12 плановых проверок. Выявлено 56 нарушений действующего законодательства. По результатам рассмотрения актов выдано 12 предписаний об устранении выявленных нарушений, а за совершение грубых нарушений законодательства в области лицензирования в отношении 6 субъектов хозяйствования материалы направлены в Минтранс для принятия решения.
Также отделом контроля транспортной деятельности филиала Транспортной инспекции по Гомельской области за 11 месяцев проведено 530 внеплановых тематических оперативных проверок за соблюдением производителями транспортных работ (услуг) законодательства в области автомобильного транспорта.
Проверено 8179 транспортных средств. Выявлено 790 нарушений законодательства Республики Беларусь в области транспортной деятельности. Составлено 394 акта внеплановых тематических оперативных проверок и 195 – осмотра автомобильного транспортного средства. По результатам выдано 460 предписаний об устранении нарушений. За совершение грубых нарушений законодательства в области лицензирования в отношении 9 субъектов хозяйствования материалы направлены в Минтранс для принятия решения в соответствии с законодательством. По результатам рассмотрения направленных в Минтранс РБ материалов 7 субъектам хозяйствования прекращено действие специальных разрешений (лицензий).
По результатам выявленных нарушений работниками отдела контроля транспортной деятельности филиала Транспортной инспекции по Гомельской области 920 лиц привлечено к административной ответственности в соответствии с нормами Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в виде штрафа на общую сумму 102 335,1 руб. (1 млрд 23 млн 351 тыс. неденоминированных руб.): статья 18.26 – 168 привлеченных на сумму 54 тысячи 411 рублей, статья 18.24 – 153 привлеченных на сумму 13 тысяч 125 рублей, статья 18.42 – 25 привлеченных на сумму 11 тысяч 445 рублей, по остальным статьям – 23 тысячи 354 рубля.
Кроме того, за данный период составлено 14 актов контрольного оформления заказов, в одном случае выявлен факт безлицензионной деятельности.
Итоги, хоть и предварительные, но, как видите, весьма убедительные!
Надежда Тарасова-Гуль, «ДТП»