Найти свой моторчик

Как словенский бизнесмен изменил индустрию сапбординга

Отпускной сезон в разгаре, и большинство из нас стремятся провести его где-нибудь поближе к воде. «ТБ» напоминает о необходимости соблюдения соответствующих правил безопасности и делится назидательной историей о том, как именно безопасность близких побудила словенского предпринимателя превратить модный спортивный аксессуар в более безопасное плавсредство.

Судя по фото с корпоративного сайта, Себастьяну все-таки случается нарушать регламенты безопасности, перегружая плавсредство не предусмотренным правилами пассажиром. Источник: sipaboards.co
То самое умное весло Bluetooth smart paddle, которое позволяет в критический момент прибегнуть к электродвигателю. Источник: CNN

Индустрия сапбординга (англ. standup paddle (SUP) – стоять на доске с веслом) набирала популярность все прошлое десятилетие. Сама доска, в общем-то, немудрящая, та же, что и в серфинге, но пошире, а ее обладатель не выпендривается, прыгая по океанским волнам, а честно гребет веслом. Согласитесь, так уютнее и безопаснее, хотя, может быть, менее эффектно.

Сапбординг, похоже, постепенно отпочковывается от более зрелищно-спортивного сапсерфинга – он скорее для отдыха и туризма. В Беларуси получают распространение экскурсии на сапах: минчан приглашают прогуляться вплавь по Свислочи, гродненцев – по Неману и Августовскому каналу и т.п. Доска и весло обрастают специфической субкультурой, формируются сообщества в соцсетях, рождаются новые маршруты и идеи.

Взгляд с другого берега

Прошлое десятилетие стало поворотным для сапбординга: наряду с обычной доской на рынке появился надувной сап. Мода на него быстро приобрела массовый характер.

Именно в те не столь уж далекие времена словенский бизнесмен Себастьян Ситар отдыхал с семьей на море – адриатическом побережье соседней Хорватии. Как-то раз его жена и дочь на надувных сапах плавали по заливу, оставив главу семьи на берегу. Неожиданно погода изменилась – усилившийся прилив понес женщин на противоположную сторону залива. Справиться с волной им не удалось. К счастью, все обошлось: просто пришлось высадиться на другом берегу.

Себастьян не только перенервничал, но и сделал ряд технологически значимых выводов. Во-первых, классический сап очень уязвим, когда в дело вмешивается природный фактор: 1) течение, 2) прилив, 3) ветер. Сил гребца может элементарно не хватить для спасительного маневра. Во-вторых, если снабдить надувной сап альтернативной мускулам гребца энергоустановкой, это позитивно скажется и на популярности сапбординга, и на безопасности сапбордистов.

Ситар довольно долго увлекался водным спортом, поэтому желание сделать сапбординг менее рискованным показалось ему не только актуальным, но и естественным: «Я занимаюсь греблей вместе со своей семьей и на протяжении шести лет, проведенных с веслом, вспоминаю немало ситуаций, когда мы не смогли бы совершить путешествие без мотора. Люди просто идут ва-банк на этих досках».

Ахтунг: инновация!

К счастью, наш сапбордист оказался и крепким технарем, и знающим толк в инноватике предпринимателем. «Я всегда увлекался инженерным делом, должно быть, это наследственное, в отца… Мы сделали несколько сноубордов в конце 1980-х, построили много необычных вещей», – признается Ситар.

Были у него и индивидуальные изобретательские достижения: «Когда я активно инвестировал в спорт, внедрял инновации в спортивном снаряжении. Позже, когда помогал жене в ее кафе, мне пришла в голову идея известного кошелька Eurowallet, запатентованного и до сих пор продающегося по всей еврозоне».

Короче, в 2016 году Себастьян основал компанию SipaBoards в словенском городе Камнике, а затем выдал на-гора первый в мире реактивный самонадувающийся сап: хочешь – греби, хочешь – включай мотор.

Справка «ТБ». SipaBoard оснащен небольшим реактивным электродвигателем, работающим от двух аккумуляторов, заряда которых хватает на шесть часов хода. Встроенный компрессор обеспечивает не только моментальное надувание сапа, но и оптимальное давление. Максимальная скорость плавсредства – 7 км/ч. Дистан-

ционное управление двигателем осуществляется «умным веслом» Bluetooth smart paddle – дистанционным пультом, который крепится к обычному веслу. ПО SipaBoards отслеживает время автономной работы и пройденное расстояние.

Ситар не скрывает, что стремился попасть в мегатренд: раз уже есть электросамокаты, почему не быть электросапам? Да, электрические и самонадувающиеся плавсредства существовали и раньше, но объединил обе эти функции именно словенский предприниматель. По его словам, главным барьером для изобретения было общераспространенное убеждение о плохой сочетаемости воды и электротяги.

Преодолевать его пришлось конструктивно: «Двигатель похож на маленькую подводную лодку. У него – легко снимаемая крышка. Вы можете получить доступ к батареям, зарядить доску и погрузиться в воду». Главное в инновации – найти движущую силу, своего рода «моторчик».

Бизнес на досках с мотором

Можно сказать, Ситару повезло – бизнесмен из Восточной Европы попал на насыщенный платежеспособным спросом рынок США и Западной Европы, даже угодил в рубрику «Инновации» CNN. Его e-SUP представлены разными моделями и стоят не так уж дорого: от 3,2 тыс. долларов против примерно 160–200 долларов за сап без моторчика.

Справка «ТБ». По оценке исследовательской компании Fact, емкость мирового рынка SUP в 2023 году составила порядка 1,65 млрд долларов. На 2022-й продукция SipaBoards была представлена в 38 странах.

Изобретатель показал серьезную хватку в бизнесе. Во-первых, помимо продаж, он сделал ставку на прокат своих сапов (более 30 пунктов проката по всему миру). Во-вторых, грезит идеей соцсети для любителей водных видов спорта. Его компания сейчас специализируется на двигателях для вод-ных средств персональной мобильности. Словенский e-SUP даже получил международную награду за продуктовый, коммуникационный и концептуальный дизайн Red Dot Award.

Периодически над Ситаром подтрунивают: дескать, изобретение моторчика для сапа, на котором гребут, обессмысливает что сапсерфинг, что сапбординг. В ответ он терпеливо разъясняет: «Идея заключалась не в том, чтобы изменить вид спорта, а в том, чтобы расширить его аудиторию. Люди чувствуют себя в большей безопасности, если знают, что двигатель поможет им вернуться на берег».

Не будем скрывать: симпатии редакции «ТБ» к Ситару и его изобретению привлекло то, что его инновация родилась из стремления к безопасности. Сам он, кстати, настойчиво это подчеркивает: «Когда люди думают о спорте, они думают о веселье. Никто не думает о шлемах, катаясь на лыжах или велосипедах. Но оба вида спорта существуют уже давно, и мы не раз видели, на что способен шлем. И теперь он – обычное дело».

С электродвигателем на сапе та же история: меньше шансов, что сапбордиста или сапбордистку внезапным шквалом унесет к черту на кулички. Благодаря этому водный спорт становится более степенным, даже семейным, утверждает предприниматель. Хотя, конечно, ни доска, ни моторчик не избавят от необходимости периодически перечитывать и строго соблюдать правила безопасности на водоемах.

Игорь ВЕРШИНИН

Добавить комментарий