Королевство ямочного ремонта

Несколько десятилетий нам рассказывали про английский газон, который нужно регулярно стричь, чтобы зеленел пуще прежнего. Теперь настал черед рассказов про английскую выбоину – транспорт вообще и выбоины в частности неожиданно для англичан оказались в центре предвыборной кампании.

К моменту выхода номера «ТБ» голосование в Великобритании уже завершится и одна партия (тори), находившаяся у власти аж 14 лет, похоже, проиграет, а вторая (лейбористы), похоже, выиграет. «Транспорт стал символом упадка и износа социальной инфраструктуры, от сбоев в железнодорожном сообщении до выбоин, которыми испещрено асфальтовое покрытие Великобритании», – пишет The Guardian, честно признавая: «В результате этих выборов транспорт дико политизирован».

Где-то на дорогах Соединенного Королевства. Potholes – это по-английски «выбоины»
Станция Юстон, начальная точка замороженной HS2, с плакатом о том, какой современной и высокоскоростной должна стать эта магистраль
Лондонское придорожное зарядное устройство для электромобилей, которые пока субсидируют и с которых уже намереваются брать по два пенса за 1 км пробега. Источник: The Guardian

Предвыборное ралли на скорости 32 км/ч

Тори находились у власти достаточно долго, чтобы автопотребности и автопристрастия британского общества изменились. Мода 2000–2010-х годов вынудила власти Соединенного Королевства массово создавать районы с низким трафиком (LTN) и зоны со скоростью 20 миль в час (32 км/ч), а «зеленая повестка» привела к учреждению Лондонской зоны со сверхнизким уровнем выбросов (Ulez).

Еще одна модная игрушка – концепция «15-минутных городов (районов)», где все находится в шаговой доступности, поэтому автотранспорт ограничен или вовсе не нужен и автомагистрали превращены в парки, по которым на электросамокатах рассекают духовно богатые хипстеры. Тори объявили «15-минутные города» идеологической диверсией лейбористов. Лейбористы объявили точку зрения тори на этот вопрос «теорией заговора».

Справка «ТБ». По данным YouGov, концепцию «15-минутных городов» поддерживают 62% британцев, включая 57% сторонников консерваторов и 73% сторонников лейбористов.

Пока две партии упражнялись во взаимных обвинениях, разъезжать по Великобритании стало совсем уж трудно, что вызвало массовое недовольство. Кампания тори шла под лозунгом «свободы людей пользоваться своими автомобилями», а лидер лейбористов Кир Стармер называл своих однопартийцев «единственной партией на стороне водителей». Те и другие сходятся в необходимости ограничить и обратить вспять расширение Ulez. А вот реформистская партия, основанная Найджелом Фараджем, ставит вопрос ребром: прекратить «войны с автомобилистами», отменить ограничения скорости 20 миль в час, свернуть LTN и Ulez, полностью исключить обязательства по отказу от ископаемого топлива.

Постой, паровоз, не стучите колеса

Еще одна транспортная проблема Великобритании, которая назрела и перезрела – это HS2:  местный проект высокоскоростной железной дороги.

Справка «ТБ». В 2003 году была введена в строй High Speed 1 (HS1) – высокоскоростная железная дорога от Лондона до туннеля под Ла-Маншем (108 км). HS2 должна связать Лондон с Бирмингемом, Манчестером и Лидсом. Поезда по ней будут двигаться с максимальной скоростью 360–400 км/ч. Завершить строительство намечено к 2029–2033 годам.

HS2 в постоянных парламентских дебатах начиная с 2009-го пробивали лейбористы, заранее объявив ее крупнейшим инфраструктурным проектом в Европе. Однако протяженность HS2 непрерывно сокращалась, работы подмораживались ради бюджетной экономии, пока осенью 2023 года премьер-министр Риши Сунак не объявил, что «стоимость HS2 вышла из-под контроля». Строительство прекратили, сэкономленные 36 млрд фунтов обещали вложить в другие транспортные объекты. Проблема – в том, что отрезок от Лондона до Бирмингема уже наполовину построен. В предвыборном манифесте лейбористов упоминания о скандальном проекте, бесследно поглотившем миллиарды, отсутствуют.

Единственная партия, вспомнившая HS2 в ходе кампании, – это либерал-демократы, заведомые аутсайдеры. Вместо мега-проектов англичанам обещано реформирование обычной железной дороги, по мере непрерывного разорения частных операторов-франчайзи все более превращающейся в государственную.

Справка «ТБ». По данным Управления железнодорожного и автотранспорта, в 2023–2024 годах только 85% английских поездов прибыли на станцию назначения вовремя (плюс-минус 5–10 минут от расписания). Это худший показатель за 19 лет.

Колдобина британской короны

Но символом избирательной кампании стали не города шаговой доступности и не местный заменитель гиперлупа, а обычная английская выбоина (она же яма, ухаб, колдобина). Поскольку тори исповедовали идеологию бюджетной экономии, денег на ремонт дорог вечно не хватало. «Выбоины, покрывающие наши дороги, являются видимым признаком упадка после 14 лет правления консерваторов», – пафосно констатирует избирательный манифест лейбористов.

Справка «ТБ». С одной стороны, лейбористы тоже грозят бюджету запретом допрасходов, с другой – обещают выделить 65 млн фунтов в год на борьбу с ямочностью, заморозив строительство объездной дороги в Западном Сассексе.

Воздали должное родным ухабам и тори: осознав, что британские выбоины превращаются в мем, они выделили на ямочный ремонт сразу 8 млрд фунтов, сэкономленных на HS2.

Обе партии грозятся серьезно вложиться в дорожную инфраструктуру. Но денег в бюджете нет, несмотря на жесткую экономию предыдущих лет. Лейбористам, намекают СМИ, придется вводить дорожные сборы – например, плату за каждую пройденную транспортным средством милю. Уже идет кампания, требующая взимать с электромобилей 0,02 фунта за 1 км пробега. Тихой сапой та же практика поборов вводится на автостоянках, вызывая требования консерваторов «остановить ценообразование на дорогах». «Ценообразование на дорогах токсично, потому что очень сложное, – убеждает The Guardian Стив Гудинг, директор RAC Foundation. – Правительство хочет, чтобы вы купили электромобиль. Но как это сделать, если с вас берут плату за его вождение?»

Справка «ТБ». В Великобритании в налогах на автотранспорт наибольшая доля (27 млрд фунтов стерлингов ежегодно) приходится на топливный сбор, уплачиваемый через АЗС. Сбор в перспективе будет стремиться к нулю по мере роста доли электромобилей.

Закон газона

Как британцы дошли до жизни такой? Просто забыли, что не только газон, но и дорожно-транспортная инфраструктура нуждается в регулярном уходе, даже при жесточайшей бюджетной экономии. Айда к нам, тори и лейбористы! Устроим в какой-нибудь областной автодор, научим ямочному и неямочному ремонту, а заодно и шаговой доступности. А там и с выбоинами справитесь!

Справка «ТБ». По данным Минтранса Беларуси, на 2024-й запланирован ремонт свыше 4000 км дорог, включая 1600 км дорог республиканского значения и 2700 км местных. Согласно закону о бюджете на 2024 год, на финансирование расходов на республиканские дороги предусмотрено направить

1,8 млрд рублей, включая 811,7 млн поступлений от доходных источников, в которых на транспортный налог приходится 300 млн, или 17% стоимости работ на республиканских дорогах. За счет госбюджета покрывается 946 млн, или 50% всех расходов на дорожную инфраструктуру.

Иван ДУБОВЕЙ

Добавить комментарий