Утром 17 января социальные сети наводнили фотографии с пассажирским автобусом, который сбил бетонное ограждение путепровода Металлистов в Витебске и передней частью завис над пропастью.
Чтобы разобраться в ситуации, корреспондент «ТБ» Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ встретился с начальником сектора БД филиала «Автобусный парк № 1 г. Витебска» ОАО «Витебскоблавтотранс» Александром ХОДОСЕВИЧЕМ.
– Александр Иванович, давайте для начала проясним, почему автобус чуть не слетел с путепровода?
– Начну с изложения фактов. 17 января в 06.30 МАЗ-105 двигался по маршруту № 26 со стороны улицы Буденного в сторону улицы Леонова. Переезжал путепровод Металлистов. Данный участок дороги после закрытия на ремонт Полоцкого путепровода является основным связующим звеном двух частей города. Дорожное полотно неширокое. С учетом конструкции моста на этом участке ограничена обзорность. Вначале машина идет на подъем, а после следует спуск. Водитель выполнял первый рейс. Это опытный человек: ему уже более 50 лет, а стаж по обслуживанию автобусов превышает 30 лет. Большую часть своей жизни он добросовестно отработал в автобусном парке № 1 и не имел нарушений трудовой дисциплины. Утром, как и положено, прошел предрейсовое медицинское обследование и чувствовал себя нормально. Водитель хорошо знал технику и, уверен, без проблем справился бы с возложенными на него обязанностями… Значит, что-то помешало.
– Погодные условия?
– Незадолго до происшествия действительно выпал снег, и дорожное покрытие было заснежено. Но что в этом необычного для января? Обыкновенный рейс в зимних условиях.
– Значит, возникло препятствие?
– Когда автобус поднимался на путепровод, на спуске с него выполнялись работы дорожными службами предприятия «Гордормост» по очистке снега возле бордюрного камня. На проезжей части находились грузовой автомобиль, погрузчик и группа рабочих. Автобус двигался не быстро, да там и невозможно разогнаться – подъем на мост начинается после поворота. К тому же технические характеристики автобуса не позволяли ему развить большую скорость. Знаков, предупреждающих, что на проезжей части выполняются дорожные работы, не было. Как отсутствовала и информация о том, что данный участок дороги в это время закрыт для движения. Транспортные средства дорожников имели темный и серый вид. Водитель автобуса с учетом подъема и закругления дороги заблаговременно не мог обнаружить специальную технику.
– То есть он поздно увидел дорожников?
– Конечно, Госавтоинспекция сделает свои выводы. Но нам видится именно такая ситуация. Автобус поднимается на путепровод, водитель замечает дорожную технику и людей, тормозит. Но с учетом уклона машину при таком состоянии дороги удержать на месте сложно. Автобус после торможения понесло влево, он выехал за пределы проезжей части, пересек тротуар и столкнулся с бетонным ограждением. В салоне находилось около 20 пассажиров. К счастью, никто не пострадал.
А вот дорожники, я хочу это подчеркнуть, до прибытия Госавтоинспекции экстренно свернулись и уехали в другое место. При этом их даже нельзя оправдать тем, что они завершили работы. Снежный вал остался неубранным.
Водитель сразу сообщил о ЧП руководству предприятия, на место выехали заместитель директора по эксплуатации и служба БД. Совместно с ГАИ мы приняли меры для обеспечения безопасного проезда других транспортных средств и обеспечили эвакуацию поврежденного автобуса. Туда экстренно приехала наша техпомощь на базе трехосного МАЗа. Последствия ЧП быстро устранили. Кстати, автобус вернулся в парк своим ходом.
– В таких случаях вы проводите собственное расследование?
– Безусловно. Это важно, чтобы не допускать подобных инцидентов в дальнейшем. Мы беседовали с водителем, кондуктором, очевидцами происшествия. И с уверенностью заявляем: причина аварии – выполнение на проезжей части путепровода дорожных работ, о ходе которых водитель заранее не мог знать.
Наши выводы: после обнаружения препятствия водитель применил экстренное торможение и тем самым выполнил пункт 87.2 ПДД. Скорость не превышал.
– Говорят, такого снегопада давно не знали здешние места. Возникают ли в связи с этим проблемы?
– Действительно, в этом году снег падает чуть ли не ежедневно. В целом дорожные службы работают добросовестно. Но определенные проблемы для нормального функционирования общественного транспорта периодически возникают.
Главная проблема в Витебске – расчистка от снега остановочных пунктов и подъездов к посадочной площадке. Пассажиры, которые покидают салон автобуса, оказываются в снежном валу. Да и зайти в транспортное средство проблематично. Особенно инвалидам и людям с детскими колясками. Бывает, трудно подъехать к остановочным пунктам, чтобы безопасно высадить пассажиров.
Мы осуществляем перевозки людей на работу и обратно. И они не обязаны страдать от того, что выпало много снега или ударили сильные морозы. Сложные метеорологические условия вообще не должны влиять на перевозку пассажиров.
Чтобы выполнить задачу, которая поставлена перед нашим предприятием, мы заблаговременно приняли все необходимые организационные решения. Издан приказ, в котором указано, какие должностные лица и какие конкретные действия должны предпринимать при наступлении неблагоприятных погодных условий.
При этом мы руководствовались не голой теорией, а анализировали причины возникающих проблем с перевозкой пассажиров на нашем предприятии в прошедшие годы, когда приходилось экстренно менять схемы движения маршрутов, наблюдались задержки движения по установленному графику из-за дорожных проблем.
Одним из неблагоприятных условий является интенсивный снегопад. На нерасчищенных дорогах происходит пробуксовка автобусов, им трудно подъехать к остановкам и развернуться. Мы пошли по пути опережения. Кроме информации Гидрометцентра и данных коммунальных служб, мы имеем собственное представление о дорожных условиях.
Водители, которые работают в ночную смену, в обязательном порядке информируют диспетчера о состоянии дорог. Вся информация к утру накапливается в диспетчерской службе. Диспетчер ставит в известность дежурного работника сектора безопасности дорожного движения. Если имеются проблемы, тот связывается с представителем предприятия «Гордормост» и указывает, на каких участках затруднено движение. Коммунальные службы их устраняют. Хотя в последнее время мы чаще обращаемся в Витебский горисполком. Там более действенно реагируют на нашу информацию по обработке проезжей части. Просьбы об очистке и подсыпке проезжей части оперативно выполняются. Но проблема с остановками остается.
Кроме того, мы сами выезжаем на опасные участки. Как правило, сложности возникают там, где имеется крутой подъем. Иногда практикуем совместное обследование дорог с представителями жилищно-коммунальных служб Витебска. В этом году срывов рейсов из-за нерасчищенных дорог в городе не было. Хотя сложности есть.
– А как обстоят дела на пригородных маршрутах?
– У нас часто возникают вопросы к участкам дорог, за которые отвечает Витебское ДРСУ № 144 КУП «Витебскоблдорстрой». В этом случае мы также собираем информацию от водителей, которые обслуживают пригородные маршруты. Объехать самим всю территорию практически невозможно. Да, там работать сложнее. Расчистка снега и обработка проезжей части противогололедными материалами производятся не так быстро, как нам хотелось бы. А еще почему-то дорожники в деревнях забывают очищать разворотное кольцо на конечных пунктах. Были случаи, когда автобусы буксовали. Это же не внедорожник. Радиус разворота автобуса достаточно большой. Более того, наличие разворотных колец требуют стандарты. Но, к сожалению, их далеко не всегда расчищают как надо.
В этом году на разворотном кольце буксовал МАЗ-103 в деревне Дрюково. Туда даже приходилось отправлять техпомощь, из-за чего произошла задержка движения по маршруту. Получается, что автобусы легко доезжают до конечного населенного пункта, а развернуться там не могут. Лучше бы дорожники больше внимания обращали на разворотные кольца. Справедливости ради стоит отметить, что после нашего обращения кольцо в Дрюково было расчищено и автобус не испытывал там проблем.
– Вслед за снегопадами в Витебск пришли морозы. Как справляетесь?
– Это еще небольшие морозы. Хотя мы были подготовлены и к такому развитию ситуации. Здесь, в первую очередь, четко сработали технические службы. На предприятии имеется запас керосина, который в случае необходимости добавлялся в топливо для облегчения запуска двигателей. Несмотря на мороз, все маршруты обслуживались в обычном режиме, без сбоев. Как в Витебске, так и за пределами города.
Конечно, напряженно трудились технические службы и служба эксплуатации. Но залог успешной работы был создан раньше, когда в мастерских по ремонту техники автобусы готовили к зимней эксплуатации. С нашей стороны проведены инструктажи водителей. Они были проинформированы и обучены, как эксплуатировать машины в зимних условиях.
– Тем не менее в интернете периодически появляются сообщения о ДТП с участием автобусов…
– На дорогах – не только мы. Надо заметить, что большая часть аварий с участием общественного транспорта происходит по вине других водителей. За руль автобуса садятся люди, которые не только имеют определенный стаж вождения, категорию D, но и прошли соответствующую стажировку. Под наблюдением водителя-наставника новичок заново постигает азы безопасного вождения. Наставниками назначаются водители, которые имеют огромный опыт, награждены нагрудным знаком Минтранса «За работу без аварий», не имеют нарушений ПДД. У нас после приема на работу стажировку проходят даже водители с 20-летним стажем.
Сектор безопасности движения проводит инструктаж. Мы обращаем внимание вновь прибывшего водителя на все требования ПДД, особенно на те, нарушение которых может привести к совершению ДТП. В первую очередь обращаем внимание на скоростные режимы, правила проезда перекрестков, подъезд к остановочным пунктам, соблюдение дистанции и бокового интервала. Причем мы говорим не абстрактно, а разбираем конкретные ситуации, которые могут произойти на улицах Витебска.
Напоминание водителям, как действовать в той или иной ситуации, – наша основная задача. Вы, наверное, заметили, что у нас на досках объявлений регулярно вывешиваются «молнии» о ДТП с участием общественного транспорта, которые происходят в Беларуси. При этом мы не только информируем о том, что случилось, но и выделяем основные причины аварий, даем рекомендации.
Увы, все предусмотреть невозможно. На дороги выезжают и неопытные водители, и лихачи.
Бывало, легковушки заносило на скользком покрытии дороги, и они соприкасались с автобусами: фиксировалось столкновение боковое или в заднюю часть автобуса. Водители легковых автомобилей часто не учитывают погодные условия и не соблюдают дистанцию между транспортными средствами.
В таких случаях мы всегда быстро выезжаем на место происшествия, чтобы восстановить движение автобуса по маршруту, участвуем в оказании помощи водителю. Когда нет пострадавших, решения принимаются без участия Госавтоинспекции, по европротоколу. У водителей автобусов всегда есть в наличии бланки заявлений.
Хочу обратиться к другим участникам движения, чтобы они понимали: автобус везет много людей, он имеет другие габариты и другие технические возможности. Не надо его подрезать при перестроениях. Такая ситуация возникла на улице Буденного. Легковушка резко перестроилась перед нашим автобусом из второго ряда в первый, и водитель автобуса вынужден был резко тормозить. Вследствие этого автобус выбросило с дороги, и он врезался в дерево. Таким образом наш водитель, возможно, спас жизни людей, находившихся в легковом автомобиле. Виновник происшествия получил лишь незначительные повреждения машины.
Хорошо, что в этот момент в салоне автобуса не было людей. Но последствия этого ДТП, не будучи его участниками, ощутили пассажиры на автовокзале. Был сорван рейс в Бешенковичи – МАЗ-241 шел на автовокзал. Естественно, на замену автобуса потребовалось время. Более того, транспортному средству необходимо восстановление. А это дополнительные затраты. И хотя экстренное торможение явилось следствием резкого перестроения другого участника движения, от этого не легче.
Мы не требуем от других участников движения уважать автобус. Просим лишь о соблюдении ПДД. Тогда будем безопасно возить людей, и никто от этого не пострадает. Меньше будет издержек в работе и сломанных автобусов в парке.
– ДТП считается и получение травмы пассажиром вследствие его падения…
– Увы, такие случаи тоже имеются. Но при детальном расследовании часто выясняется, что люди падают в салоне после того, как водитель применяет экстренное торможение. А почему он резко жмет на педаль тормоза? Только для того, чтобы предотвратить ДТП с тяжелыми последствиями. Недавно на Московском проспекте, в районе микрорайона Билево, водитель легковушки обогнал и подрезал автобус, чтобы повернуть на второстепенную дорогу, к магазину «Евроопт». Чтобы не смять эту машину, водитель автобуса нажал на тормоз. После экстренного торможения произошло падение пассажиров. Говорю об этом спокойно, потому что в ГАИ уже установили и наказали виновника ДТП. Поверьте, ни один водитель автобуса не станет без нужды резко тормозить.