Еще в прошлом году белорусы активно искали альтернативы отдыху в Крыму. Сейчас взоры опять повернулись в сторону полуострова. Многие из отдохнувших отмечают, что расходы на питание там практически соответствуют уровню Болгарии. Значительно увеличился выбор вариантов проживания, в том числе по умеренным ценам. И главное, изменилось транспортное сообщение. Общее расстояние осталось прежним, но при отсутствии пока прямого железнодорожного пути проехать на полуостров автотранспортом стало быстрее и проще по новому мосту.
Конечная – не конечная
Для приверженцев железно-дорожного транспорта оптимален маршрут через Краснодар, куда можно доехать поездом Минск – Адлер Белорусской железной дороги или Калининград – Адлер российского формирования. Дальше – автобусом или такси.
Предложений комфорта легкового автомобиля предостаточно, но цена может оказаться настолько заоблачной, что лучше лететь бизнес-классом на самолете.
Из Краснодара следует много рейсовых автобусов, а автовокзал находится через дорогу от железно-дорожного. Поезд Минск – Адлер прибывает в 05.09. В запасе будет почти полтора часа, чтобы без спешки добраться на автовокзал и купить билет. Конечно, в сравнении с такси получится дольше – примерно 10,5 часа до Алушты и около 11 часов до Ялты. Но дорога сама по себе интересная: через Славянск-на-Кубани и Темрюк до Крымского моста, затем – через Керчь, Феодосию, Симферополь на Алушту и Ялту. В перечисленных городах предусмотрены 5–20-минутные остановки. Под Старым Крымом и Белогорском внимание привлекут меловые горы, потом весь участок пути Симферополь – Ялта с видами на Чатыр-Даг, Демирджи с Долиной Привидений и знаменитыми скальными фигурами выветривания.
Расписание рейсовых автобусов небезгранично. Значительно чаще маршруты по «единому» билету РЖД (причем не только из Краснодара) – транспортному документу, разработанному автономной некоммерческой организацией «Единая транспортная дирекция» (АНО «ЕТД»), которая обеспечивает транспортную доступность Крымского полуострова и координирует перевозки пассажиров на всем протяжении пути от железнодорожных вокзалов до курортов Крыма и обратно. «Единый» билет предоставляет право на получение услуги перевозки по специальному тарифу. Например, стоимость на автобусную составляющую сохранилась на уровне 2015 года, а дети в возрасте до пяти лет перевозятся бесплатно с предоставлением отдельного места.
В основном на юг полуострова
Сегодня автобусные перевозки пассажиров в крымском направлении представлены достаточно объемным списком частников, с услугами которых можно ознакомиться в Интернете. Однако, несмотря на внушительный перечень белорусских городов отправления, большинство перевозчиков предлагают проезд к местам отдыха на Южном берегу Крыма. Что касается центральной части полуострова, то в Симферополь, Севастополь, Ялту, Алушту везут уже немногие. Переезд в Евпаторию обеспечивается транспортом местных пансионатов и баз отдыха из городов юга полуострова.
Установленные перевозчиками расценки на автобусное сообщение практически не отличаются, но стоимость – ниже, чем поездом. Следует иметь в виду, что сезон скидок на проезд детей завершился в середине июня, посему актуальным для семьи, где несколько маленьких путешественников, становится сравнение общей платы проезда по железной дороге, где скидки для малышей действуют постоянно. Ну и не исключайте факторы времени в пути и комфорта. Вместе с тем некоторые туроператоры при организации проезда автобусом стали предусматривать возможность ночевок в небольших уютных отелях по пути следования.
По «Дону» – с ветерком
В настоящее время большинство автолюбителей рассматривают два маршрута – через российские Брянск или Калугу. Первый составляет 2023 км по трассам направления Смоленск – Брянск – Орел – Елец – Воронеж – Ростов-на-Дону – Краснодар – Анапа – Тамань – Крымский мост. Те, кто им воспользовался, констатируют: дорога не ахти, да и в пути быстро устаешь.
Несмотря на расстояние 2084 км, предпочтение чаще отдается в сторону Калуги по М1, затем – на Краснодар по трассе М4 «Дон». В разгар курортного сезона автомагистраль достаточно загружена, но заторы случаются нечасто, риск дорожно-транспортных происшествий ниже – сказывается хорошее качество дороги.
Вместе с тем водители выделяют три места, где можно оказаться в пробке: возле поселка Лосево Воронежской области, участок дорожных работ перед Ростовом-на-Дону, железнодорожный переезд в Томашевске. Вот здесь отмечается небывалая активность «доброжелателей», готовых за небольшую плату указать объездные пути. Однако на практике оказывается, что альтернативные маршруты не совсем таковые.
Берег левый, берег правый
Протяженность автомобильной части Крымского моста через Керченский пролив – 19 км. На 20–30 км с каждой его стороны пока нет автозаправочных станций. Это нелишне будет учесть, чтобы не оказаться с пустым баком.
Перед въездом весь транспорт проходит через КПП, где проверяются в том числе багаж и пассажиры. Впрочем, процедура занимает не более 15-20 минут и особых сложностей не представляет.
Проезжая часть моста имеет по две полосы в каждую сторону. Несмотря на свежее и ровное дорожное полотно, здесь установлено ограничение скорости – 90 км/ч. Также запрещено останавливаться.
Соблюдение Правил дорожного движения, мер личной и общественной безопасности контролируется системами видеонаблюдения. На въезде со стороны Краснодарского края функционирует мобильный комплекс ДПС.
Невзирая на все принятые меры, здесь уже случались ДТП, зафиксирована и первая гибель водителя. Словом, следует быть предельно внимательными и беспрекословно соблюдать установленные требования.
Съезд с Крымского моста организован за пределами Керчи. Со временем отсюда до любой точки полуострова можно будет добраться за 4–6 часов, но в настоящее время в связи со строительством федеральной трассы «Таврида» по дороге на Симферополь есть много участков, где движение ограничено или осуществляется по временным схемам объезда. На этом объекте круглосуточно работает более трех тысяч человек. В целом же «Таврида» построена на треть – это почти 100 км первой очереди дороги, уже покрытой асфальтом. В декабре планируется открытие двух полос от Керчи до Симферополя.
Что касается особенностей местного управления автомобилями, то, как утверждают пользователи соцсетей и блогеры, на двухполосных дорогах полуострова, качество которых заметно улучшилось, часто практикуются обгоны, причем нередко в лоб встречному транспорту. Столкновения в таких случаях имеют очень тяжелые последствия… Не рискуйте, берегите себя и своих близких.
Расстояние более чем две тысячи километров на личном автомобиле – нелегкий путь. Поэтому, планируя маршрут, реально оценивайте физические возможности не только свои, но и попутчиков, коими зачастую являются дети.
Елена ПЕТРОВА, «ТБ»