На полотне ее судьбы – узоры мужества и героизма

Екатерина Чуяшкова, отработавшая на стальной магистрали 43 года и имеющая полувековой трудовой стаж, – долгожитель. В прошлом году, 6 декабря, она отметила 100-летний юбилей и, разменяв вековой рубеж, с уверенностью может сказать: «Жизнь прожита не зря!».

Екатерина Чуяшкова

Теперь, на склоне лет, эта удивительная и героическая женщина-железнодорожница все чаще и чаще вспоминает прожитые годы. Порой задает себе вопрос: «За что это Всевышний благоволит ко мне? И прожить дает больше века, и, несмотря на трудности, у меня было много хорошего, и дочь самая лучшая: заботливая, внимательная. Она дает мне силы жить, хотя болезни порой и одолевают меня…»

И сама же Екатерина Никитовна отвечает: «Много мне было послано испытаний в жизни, но я их с честью выдержала. Не я одна хлебнула горя в военное лихолетье, не я одна отдавала все силы железной дорог, в послевоенный период. Таких много. Мы были детьми своего времени, а выросли – честно работали на благо Родины».

Катюше было три года, когда у нее не стало мамы. Отец женился, и со временем у девочки, кроме родных, появились сводные братья и сестры. Семья была дружной, большой и трудолюбивой. Конечно же, благодаря родителям – людям доброжелательным, независтливым и знающим цену куску хлеба. Мачеху, вырастившую ее, Екатерина Никитовна вспоминает с теплотой и любовью. Когда началась война, братья ушли на фронт. Трое из них не вернулись. Да и сама Екатерина совершила немало героических поступков. Даже не верится, что в этой хрупкой, симпатичной и скромной девчонке было столько решительности, смелости и отваги.

…Ее трудовая биография началась в довоенное время на станции Гомель, где она работала стрелочницей. Но Катюша мечтала о том, что однажды сама поведет железнодорожные составы по стальной магистрали. Когда впервые эта мысль появилась у нее в голове, у девушки даже дух захватило. Но постепенно мечта приобретала крылья, и они крепли для полета. В 1937 году Екатерина Чуяшкова пошла учиться на годичные курсы помощников машиниста при железнодорожном техникуме и успешно закончила их. Освоив новую профессию, о которой мечтала, перешла на работу в локомотивное депо.

Весть о начале войны застала ее во время отпуска. Екатерина отдыхала в санатории на Брянщине, но приехала в Гомель получать отпускные. Был отдан приказ приступить к работе. Так для девушки начались суровые военные будни, в которых не было места ни хитрости, ни лукавству. От нее требовались мужество и профессионализм, и молодая железнодорожница на деле доказала, что они у нее есть. С началом эвакуации предприятий и организаций, а также населения города над Сожем железнодорожные составы один за другим отправлялись вглубь страны. Труженики стальной магистрали делали все для того, чтобы эвакуировать людей и оборудование и обеспечить фронт всем необходимым.

Перед глазами Екатерины Никитовны, как в киноленте, до сих пор стоят картинки того дня, когда она с дежурным по станции заступила на смену, с которой и начались ее военные пути-дороги.

– Было это 16 августа 1941 года, – вспоминает убеленная сединами женщина. – Дежурный по станции распорядился сформировать сплотку из трех оставшихся паровозов и семи вагонов и покинуть город. Когда мы въехали на мост у станции Новобелицкая, то увидели, что все было в огне, а движение и вовсе закрыли. Несколько часов простояли на открытом месте под бомбежкой, ожидая, когда разгрузится путь.

– Страшно было?

– Еще как, – закивала головой в подтверждение своих слов Екатерина Никитовна. – Даже машинист от страха сбежал, а когда открыли движение, мне пришлось занять его место и самой вести состав на Чернигов. Там прицепили к военному эшелону и приказали двигаться в направлении Щорса. Я думала, что в Чернигове дадут подкрепление, но этого не произошло. На мои просьбы и возражения я получала отказ: мол, ежели сюда довела состав без машиниста, то и дальше сможешь.

После этого Екатерина Чуяшкова шесть суток под бомбежками провела у реверса. Это было высочайшее напряжение, когда сила воли собрана в кулак и в голове вертятся одни и те же мысли: довести состав, выполнить задание. И она справилась! Сколько было в дальнейшем таких бесстрашных рейсов – не считала. Отважная девчонка водила поезда уже не одна, в Щорсе дали подкрепление – машиниста и даже помощника, но тот оказался трусом, и, выждав подходящий момент, сбежал. А Катюша с машинистом Михедовым раз за разом водили составы в Конотоп, Бахмач, Елец, Ворожбу, Чернигов. Эти прифронтовые рейсы требовали мужества и отваги, собранности и здоровья. Выполняя их, о себе не думали: необходимо было выводить санитарные поезда с ранеными, спасать людей, доставлять грузы.

Машинист Михедов погиб. Это случилось под Курском, когда их состав попал под бомбежку. Катюша осталась жива и в дальнейшем обеспечивала дислокацию военных поездов на передовой.

После Курска и Ельца Екатерину командировали в распоряжение Москвы, где она вместе с другими ополченцами копала противотанковые рвы. Участвовала в строительстве оборонительных сооружений на подступах к столице. В 1942 году в паровозном депо Ртищево ее зачислили в 58-й отдельный дивизион бронепоездов для работы на Юго-Западном фронте. Служила храбрая железнодорожница под командованием майора Ивана Мариджанова. Задача стояла четкая и ответственная: доставка орудий, оружия, боеприпасов, продуктов к передовой, откуда увозили раненых бойцов.

Каждый день отважной девушки был наполнен опасностями, и ее жизнь порой висела на волоске. Страх не исчез, он был загнан куда-то внутрь и существовал подспудно. Появилось что-то выше страха, что заставляло эту хрупкую девчонку делать то, что надо делать на войне. Был дан приказ обеспечивать фронт всем необходимым, несмотря ни на что. И железнодорожники этот приказ выполняли, не щадя своих жизней. Кстати, после войны маршала Жукова спросили: «Кому бы вы отдали награду номер один?» И он ответил: «Железнодорожникам – они очень много сделали для Победы».

В ходе нашей беседы рассказ Екатерины Никитовны дополняла ее дочь Валентина Михайловна:

– В жизни бригад был не один эпизод, когда эти отважные люди могли погибнуть под бомбежками. Мама вспоминала, как однажды под Харьковом они приняли смену и начали готовить состав к отправке. А тут – вражеский налет, бомбежка. Машинист Николай Рябцев не растерялся и вовремя отдал всем распоряжение спуститься и лечь на землю. Благодаря этому люди остались в живых, а бронепоезд пришлось отправлять на ремонт. После этого бригада была откомандирована в депо Абдулино Оренбургской области.

На родную Гомельщину в составе войск Екатерина Никитовна возвращалась через освобожденный Щорс. Отважная железнодорожница с горечью вспоминала трудное начало войны и то, что здесь, в Щорсе, ей, необстрелянной девчонке, тогда пришлось пережить. В то же время ее сердце наполнялось гордостью за то, что советский народ не дрогнул и разгромил врага.

После войны женщин-железнодорожниц переводили на более легкий труд. Екатерина Чуяшкова стала проводником по охране вагонов и работала в Гомельском вагонном участке. Первое время на сердце было тревожно – не могла забыть свои трудные военные рейсы. Но мир, труд и созидательная работа брали свое, жизнь продолжалась. Она текла в новом русле, и Екатерина Никитовна целиком отдавалась железной дороге, принимала активное участие в общественной жизни и радовалась каждому дню. В непростом полотне ее судьбы появились новые, жизнеутверждающие узоры, и оно засияло яркими красками.

Иногда под стук колес в дальнем рейсе могли нахлынуть воспоминания о войне, она не отгоняла их, они ведь закалили, выковали бойцовский характер. Порой Екатерине Чуяшковой казалось, что ее жизнь, которая длится больше века, состоит из нескольких маленьких жизней, и каждая из них по-своему важна. И далекая пора ее молодости, на которую выпали тяжелые испытания, вызывает в памяти и горечь, и радость. Как же давно это было…

Когда Екатерина Никитовна была более здоровой, она охотно встречалась с молодежью, радовалась успехам юношей и девушек, рассказывала им о том, как ковалась победа над немецкими захватчиками и какой вклад в нее внесли железнодорожники. Ну а личный вклад этой отважной женщины отмечен орденом Великой Отечественной войны II степени, медалями Жукова, «За победу над Германией», «За оборону Москвы», «За доблестный труд во время Великой
Отечественной войны», «Участник трудового фронта».

В чем же секрет долголетия этой замечательной женщины? Может, в генах ее родителей – простых крестьян из деревни Даниловка Ветковского района? Но, скорее всего, в ее невероятном жизненном оптимизме, который, несмотря ни на какие перипетии и невзгоды, позволяет ей держаться и в преклонном возрасте.

– Я с уверенностью могу сказать, что мама никогда никого не осуждала, она воспринимает людей такими, какие они есть, – рассказывает дочь Чуяшковой. – Любовь к окружающим, доброта – вот ее прекрасные человеческие качества. А добро, как известно, бумерангом к нам возвращается.

Когда материал был готов к печати, решила позвонить Валентине Михайловне, узнать, как у них дела, как здоровье мамы. И услышала до слез печальную весть: Екатерина Никитовна недавно ушла из жизни. Светлого человека, долгожителя, помощника машиниста бронепоезда в военные годы, замечательную женщину, глаза которой искрились добрым светом и в сто лет, отпевали в Никольской церкви, в Гомеле. Похоронили на ее малой родине, в деревне Даниловке, что на Ветковщине.

Рождает же земля-матушка таких стойких духом, прекрасных душой и сердцем людей, как Екатерина Никитовна. Она сполна выполнила свое предназначение и оставила добрый след на земле. Ее уже нет с нами, но память о ней останется в сердцах родных, друзей и сослуживцев.

Валентина ШИНКЕВИЧ, «ТБ»

Фото Анны ПАЩЕНКО