«На лицах проезжающих мимо мужчин сразу читаю удивление»

Как сменить торговлю на автобус

Всего за 9 месяцев работы водителем городского автобуса Надежда Тищенко в масштабах Жлобина стала настоящей знаменитостью. Причем не только в городе, но и в большом коллективе ОАО «Гомельоблавтотранс».
В филиал «Жлобинавтотранс» она устроилась в прошлом году, став первой и пока единственной женщиной – водителем автобуса в истории предприятия.

Первая и единственная женщина-водитель в «Жлобинавтотрансе» ездит на новом автобусе, в обслуживании которого имеет привилегии и поблажки по сравнению с мужчинами
Надежда Тищенко: «Пришла, антифриз залила, масло проверила, колеса осмотрела, чтобы не спустили, – и вперед, на маршрут. И в зеркальце, конечно же,
не забываю взглянуть»

По словам коллег-мужчин, своих пассажиров Надежда Тищенко возит хоть и быстро, но аккуратно – без резких остановок или поворотов. Случается, и сила нужна, и сноровка, чтобы вписать многотонную машину в крутой поворот. Но у нее получается – Надежда хорошо чувствует ее габариты, ездить с ней комфортно и безопасно.

– Выезжая на маршрут, всегда замечаю к себе повышенное внимание, – говорит Надежда. – Согласитесь, женщина за рулем автомобиля – уже привычная картина, а вот женщина – водитель автобуса для нашего города в диковинку. Мои пассажиры, конечно же, разные, но многие не жалеют для меня теплых, благодарных слов. Некоторые говорят, что я управляю автобусом лучше, чем мужчины. Но я так не думаю. В нашем автобусном парке работают настоящие профи. Именно у них я и училась мастерству вождения. Предугадывать любую сложную ситуацию, видеть боковым зрением то, что происходит на дороге сзади машины научил меня наставник Сергей Сотников, у которого проходила стажировку. А еще – постоянно помнить о том, что в салоне автобуса едут люди, которых надо довезти в целости и сохранности. А значит, безопасность – превыше всего! Дорожная обстановка в нашем городе не самая сложная, большого скопления транспорта, как в столице или областном центре, нет. Правда, кое-где на узких улицах весь первый ряд занимают припаркованные машины, что усложняет управление автобусом. Но я очень люблю свою работу, стараюсь ездить аккуратно и на такие сложности реагирую адекватно.

Жизненный кульбит

Стать водителем автобуса Надежда Тищенко никогда не планировала. Жила и училась в агрогородке Кирово Жлобинского района. Окончив школу, а затем Жлобинский государственный колледж сферы обслуживания, работала продавцом, потом заведующей магазином в агрогородке Бобовка. Но, по ее признанию, быстро поняла, что эта профессия не для нее, и решила из торговли уйти. Вот только что выбрать взамен, не знала. Да и не до того было – в семье Надежды росли трое детей: Семен, Матвей и Милана, которым она отдавала всю свою любовь и заботу.

А вот с супругом не повезло – в конце концов развелись, и Надежда с детьми, опираясь на поддержку родителей бывшего мужа, переехала в Жлобин. К этому времени ее старший сын уже учился в одном из гомельских лицеев – филиале УО «Белорусский государственный университет транспорта», а младших определила в детский сад. В этом году Матвей пойдет в первый класс, а Милане недавно исполнилось 3 года. Справляться с ними помогает и мама Надежды, регулярно приезжая из деревни, и свекор, проживающий в райцентре неподалеку.

Зная твердый характер снохи и ее трудолюбие, именно он и подал Надежде идею устроиться в автобусный парк водителем, напомнив ей о 15-летнем водительском опыте. Та подумала и пошла учиться на курсы по вождению в ДОСААФ. С первого раза сдала на категорию C, а затем и на D (управление грузовыми автомобилями и пассажирскими автобусами).

Так Надежда Тищенко решилась, несмотря на ответственность перед малышами, приобрести новую профессию, втянуться в новый для нее ритм жизни и снова пройти испытание на прочность, терпение и выносливость.

– При всем моем оптимизме все-таки вначале, пока привыкла, было непросто. Ложиться спать приходится поздно, а вставать в первую смену нужно рано – в полчетвертого-четыре часа. Сперва, помню, не могла дождаться утра, чтобы быстрее на линию выехать. Пришла, антифриз залила, масло проверила, колеса осмотрела, чтобы не спустили, – и вперед, на маршрут. И в зеркальце, конечно же, не забываю взглянуть. Правда, за рулем слишком не покрасуешься: никаких тебе шпилек и мини-юбок. Но без аккуратного макияжа рабочий день не начинаю. На смену всегда хожу пешком, и меня это очень радует: есть возможность сбросить лишний вес. Предпочитаю домашнюю кухню, забочусь о здоровом питании – своем и детей. Регулярно посещаю занятия по фитнесу. А в свободное от работы время стараюсь общаться с малышами, радоваться их успехам, – рассказывает о себе Надежда Тищенко. – Вот готовлюсь выехать на свой любимый маршрут № 1 «Депо – пос. Подольск». Думаю, все у меня складывается замечательно, потому что от своей работы получаю истинное удовольствие.

Будни дамы за рулем

Интересуюсь у Надежды, как относятся к женщине за рулем автобуса другие водители транспортных средств.

– До того, как я села за баранку автобуса, много слышала, что мужчины-водители смеются над женщинами за рулем, особенно новичками, – отмечает наша собеседница. – Со мной такого не было. Может быть потому, что все понимают: водить автобус – дело нелегкое даже для мужчин. Ведь если женщина-водитель крепко держится за руль и выглядит не очень уверенной, это не значит, что она плохо водит машину. На самом деле, в начале своей водительской карьеры я просто была полностью сосредоточена на дороге. А реакция на меня чаще всего такая: на лицах проезжающих мимо мужчин сразу читаю удивление, а потом они улыбаются. Ни разу не слышала обидных слов, каких-то замечаний. Многие машут рукой, приветствуют. И мне это, признаюсь, очень приятно.

Если говорить об экстремальных ситуациях, то, по словам Надежды Тищенко, вообще неважно, кто тогда за рулем. Имеют значение только навыки, опыт, характер и темперамент водителя. А еще – отличное знание маршрута движения и на нем каждого люка, выбоины или ямки на дороге. Признается, выучила их досконально. Говорит, что дотошно соблюдает ПДД, старается быть сверхаккуратным водителем, для которого в первую очередь важна безопасность.

– На дорогах проигрывают те, кто не слишком стрессоустойчив, ведь обстановка там не для слабых, а управлять многотонным транспортным средством, да еще с большим количеством пассажиров, гораздо труднее, чем легковым автомобилем, это я знаю теперь точно, – рассуждает Надежда. – Случается, меня обгоняют, подрезают, забывая, что в автобусе едет больше сотни людей. В конфликт никогда не вступаю. Стараюсь вести себя сдержанно, реагировать на любую ситуацию спокойно, не бояться. В прошлом году продолжительное время в Жлобине был закрыт на ремонт мост, его надо было объезжать. Автомобилисты нервничали, торопились, создавали аварийную обстановку. Из-за этого было особенно трудно управлять общественным транспортом: то руль выворачиваешь, то тормозишь. Как-то ехавший сзади автомобиль повело «юзом», и он зацепил мой автобус. Слава богу, отделалась царапинами на кузове.

Несмотря на все трудности, свою профессию Надежда считает для себя идеальной. Говорит, что особой физической силы или каких-то специфических знаний от нее не требуется. На любые посторонние шумы, световые сигналы на приборной панели она реагирует сразу, а если сломалось что-то в дороге, то просто едет в автобусный парк.

– Потому что у меня точно не хватит силы, например, открутить колесо, – улыбается Надежда. – По первой же просьбе, без промедления, мне меняют щетки, обновляют резину. Правда, я езжу на новом автобусе, поэтому больших ремонтов не требуется. Так что в его обслуживании у меня есть привилегии и поблажки по сравнению с мужчинами.

А еще мне хочется сказать большое спасибо не только коллегам по филиалу, но и своим пассажирам – за их приветливые взгляды, улыбки и добрые слова в мой адрес.

Людмила КОПАТЬ, «ТБ»

Добавить комментарий