Окончание. Начало в № 16
Начальник УГИБДД УМВД России по Брянской области полковник полиции Вячеслав Лопатников отметил идентичность форм и методов работы ГАИ и ГИБДД. Однако, несмотря на то что мы существуем в едином таможенном пространстве, некоторые несоответствия в законодательстве наших стран имеются.
Об этом, в частности, шла речь в январе на совещании, в котором принимали участие главы ведомств Дмитрий Корзюк и Виктор Нилов. Характерный пример: граждане Беларуси, впрочем, как и россияне, не стремятся вовремя оплачивать штрафы за нарушения, совершенные на территории сопредельного государства. А вот механизм взаимного признания ответственности по многим пунктам (исключая наиболее тяжкие) пока до конца не отработан, что противоречит основополагающему принципу неотвратимости наказания. Правда, есть надежда, что все эти вопросы будут решены на совещании профильных министерств, которое состоится этим летом в Казани.
Вячеслав Лопатников также сообщил, что на территории Брянской области сейчас усиленно развивается система фото- и видеофиксации. То есть фактор объективного контроля, который исключает непосредственное общение инспектора и нарушителя. Впрочем, и мы в этом вопросе стараемся не отставать, добавил его гомельский коллега.
Кстати, о непосредственном общении. Сейчас в Российской Федерации активно обсуждается вопрос о перераспределении функций ГИБДД среди иных подразделений полиции. Потому нас особенно заинтересовало мнение о целесообразности таких преобразований самих сотрудников ГИБДД. Тут надо сказать, что ответ заместителя начальника ГИБДД Брянской области Дмитрия Лепетюхи был достоин дипломата самой высшей пробы:
– Мы, люди в погонах, будем работать в той структуре, что нам определят. Я считаю, что при должной подготовке личного состава мы вполне способны выполнять любые дополнительные функции. Как руководство решит, так и будет.
А вот мнения простых россиян были более категоричными, что ли. Например, Станислав, водитель с 35-летним стажем, припомнил про сапожника и пирожника:
– Считаю, есть много других проблем, которые в России требуют безотлагательного решения, а такие реформы придумывают те, кому больше заняться нечем. Ведь существует старинная мудрость: пироги должен печь пирожник, а сапоги – тачать сапожник. И не надо ничего выдумывать…
Поддержал его и Александр, который за рулем провел около 40 лет. Долгое время он работал дальнобойщиком, гонял фуры не только по России, но и по ближнему и дальнему зарубежью:
– Во всех странах существует дорожная полиция. Так было, так и должно быть. И не надо нам тут опять дорвавшихся до власти молодых реформаторов. Все это мы уже проходили в девяностых. Сами знаете, чем закончилось. Власть на дорогах должна быть в одних руках.
Владимир, севший за руль относительно недавно, подобными проблемами просто не заморачивался:
– А мне в принципе все равно, кто меня штрафовать будет: гаишник или участковый. Впрочем, стараюсь не нарушать – пока у меня серьезных проколов не было.
Не могли мы не поинтересоваться мнением по этому вопросу и белорусской стороны. Ветеран Госавтоинспекции Андрей Лавшук подошел к вопросу весьма рационально:
– Сегодня ГАИ – это специализированное подразделение, в работе которого есть свои тонкости, иному человеку, даже сотруднику других служб, малопонятные. Так что каждый должен заниматься своим делом. В уголовном розыске – своя специфика, у участковых – своя. Каждый сотрудник должен быть профессионалом в своем деле. В своем! Я, конечно, понимаю, что в любом высоком кабинете есть люди, которые пытаются родить какие-то идеи. И не просто родить, но и воплотить в жизнь. Но в данном случае считаю это нецелесообразным. Человек на своем месте, на своей работе постоянно совершенствуется. А тут придется опять кого-то заново обучать. На это нужны и время, и ресурсы. Да и не факт, что результат будет именно такой, какой ожидается.
С этим трудно не согласиться. Ведь со временем у профессионала вырабатывается некое шестое чувство. Ведь сколько раз приходилось слышать о сотруднике Госавтоинспекции, который в сплошном транспортном потоке вычисляет именно ту машину, за рулем которой сидит нарушитель. Иногда только потенциальный. Самое интересное, что инспектор и сам не всегда понимает, почему тормозит именно это авто. Так же и у сотрудника уголовного розыска вырабатывается «чувство преступника».
Когда-то уже ветеран ГАИ Вячеслав Шкурко рассказал мне одну историю. Спецподразделение «Молния», которым он тогда руководил, занималось одним «скрытым» ДТП: на безлюдной улице под проливным дождем водитель сбил пешехода и с места происшествия скрылся. Следов практически никаких. Свидетелей тоже. И тут появляется молодой парень, который утверждает, что видел наезд. Называет марку и цвет автомобиля.
– Вернулись в отдел. Начали анализировать. Чувствую: что-то не то. Какой-то парень… недостаточно промокший, что ли. А ведь на улице ливень. Собрались и поехали к этому «свидетелю». А он в это время в гараже на своем авто пытается следы наезда замазать! – рассказывал Шкурко.
…И мне почему-то кажется, что это «чувствую» и называется профессионализмом. Тем самым, который как раз и вырабатывается долгой работой на безлюдных улицах под проливным дождем. А вы как думаете? Впрочем, давайте вернемся на наш нулевой километр.
Помимо всего прочего, полковник полиции Вячеслав Лопатников и полковник милиции Игорь Макушенко провели прием граждан. Обратиться к ним решили многие водители, проезжавшие мимо на автомобилях как с российскими, так и с белорусскими номерами.
Вопросы были разные, в том числе о качестве автодорог и многих правовых аспектах, отличных для автовладельцев двух стран. Впрочем, некоторые подходили просто поговорить – когда еще такая возможность представится. Каждый водитель получил в подарок памятку о безопасности дорожного движения.
Как надеются участники встречи, ее результатами будут спасенные жизни на автодорогах двух стран, а также более высокий процент раскрываемости преступлений в сфере автомобильного транспорта, когда порой так необходимо тесное оперативное взаимодействие госавтоинспекторов соседних государств.
Ну а теперь – итоги. В результате проведенных рейдовых мероприятий сотрудниками Госавтоинспекции Гомельской области было выявлено и пресечено 127 нарушений Правил дорожного движения, в том числе: один водитель управлял транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения; три факта управления автомобилем лицом, не имеющим на это права; шесть водителей нарушили правила обгона либо выехали на полосу встречного движения, когда это запрещено ПДД.
Мобильными датчиками контроля скорости было зафиксировано 155 фактов превышения скоростного режима.
Кроме того, на приграничной территории сотрудниками «Молнии» в районе н. п. Хорошевка Добрушского района вблизи лесополосы был задержан автомобиль «Мерседес-Спринтер» под управлением гомельчанина 1976 г. р., который перевозил 1,5 тонны черного металла и 400 кг цветного металла без сопроводительных документов. Для дальнейшей проверки водитель и груз доставлены в Добрушский РОВД.
Надежда ТАРАСОВА-ГУЛЬ, «ТБ»