ЛЕТНЯЯ СЕРИЯ РЕАЛИТИ-ПРОГРАММ
Говоря о профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, мы всегда делаем акцент на восприятии ребенком дороги. Много говорим о наглядном примере окружающих, который, как известно, не всегда бывает положительным. Ну а если затронуть тему уже не первый год блуждающей по нашим дорогам меломании, то за отрицательными примерами далеко и ходить не надо. Достаточно просто посмотреть вокруг.
Пешеходов в наушниках на наземных переходах мы видим с завидным постоянством. Причем не с маленькими аудиоаппаратами, а с устройствами, издающими звук такой мощности, что, находясь рядом, можно даже начать пританцовывать.
Вместе с тем для пешеходов и велосипедистов умение слышать дорогу так же важно, как и зрительное ее восприятие. Ведь все, что мы здесь видим, как правило, воспроизводит определенные звуки. Поэтому услышать опасность можно раньше, чем увидеть. Вот только наушники…
Так как же нам удалось убедить сразу группу ребят снять акустику, двигаясь по дороге? Что мы дали прослушать и на какие вопросы попросили потом ответить?
Круче и доходчивее
Тесты, тесты и еще раз тесты. С картинками и фотографиями, с одним правильным ответом или даже несколькими. Так может ли обычное тестирование стать не просто интересным, но и увлекательным? Этим вопросом мы озадачились уже давно.
Сегодня организаторы реалити «Модель поведения» – журналисты газеты «ТБ», инспекторы ОГАИ Московского РУВД и работники компании «Аркитек Мультима» (Adrive) – с уверенностью утверждают: тесты могут быть не просто интересными и увлекательными, но и весьма эффективными.
Вглядитесь в лица ребят. Если вам показалось, что мы опубликовали серию однотипных фотографий, то вы ошиблись. Это – эмоции, которые испытывали подростки, слушая новый аудиотест.
Мы не случайно закачали его в мобильный телефон и дали послушать через наушники. Просто для того, чтобы доказать, что ребята теряют важное. Иной раз и надо воспользоваться тем же ограничителем. Итак, все без исключения мальчики и девочки слушали двухминутную запись… звуков дороги.
Сразу отметим, аудио было сделано велосипедистом во время движения рядом с остановкой общественного транспорта, по тротуару и пешеходному переходу. Наличие множества сигналов ярко свидетельствует о том, что большая часть маршрута пролегает в месте интенсивного движения пешеходов, где велосипедист активно просит уступить ему дорогу с помощью звука. По ходу движения также слышны шумы движения 17 различных транспортных средств. В четырех комбинациях четко прослеживается необходимость обратить внимание на происходящее и убедиться в отсутствии опасности.
Перед тем как включить МР3, мы попросили подростков определить: кто записал этот аудиофайл, сколько разных звуков, важных для пешехода или велосипедиста, они слышат и различимы ли ситуации, требующие повышенного внимания участника дорожного движения? Несмотря на все старания, сделать это удалось не всем.
Старшие ребята сразу определили, что запись сделана очень вежливым, но спешащим велосипедистом, едущим в основном по тротуару. Однако с количеством проехавших рядом транспортных средств некоторые запутались, дав ответы в диапазоне от 20 до 45 единиц техники. Зато число непонятных ситуаций, на которые надо было обратить внимание, назвали точно.
Младшие ребята тоже справились с заданием не полностью. Некоторые не смогли понять, кто сделал запись. Зато по числу звуков, принадлежащих транспорту, были точнее. Однако опасные ситуации, требующие визуального контроля, определили не все.
– Интересное наблюдение отметили ребята, – поделились журналисты. – Среди дорожных звуков пешеход, идущий по тротуару, может не услышать опережающего его велосипедиста. Поэтому очень важно, чтобы и пешеходы, и велосипедисты правильно двигались по тротуару.
– Правила запрещают подачу звукового сигнала без необходимости предотвращения аварийно-опасной ситуации, – продолжили представители Adrive. – Ведь это может напугать пешехода и толкнуть его на неверные действия на дороге. Дети заметили и это.
– А мне очень понравился вывод ребят, – заключила старший инспектор по АиП ОГАИ Московского РУВД Любовь Трепашко. – Наушники надо снимать не на пешеходном переходе, а заранее, чтобы лучше воспринимать все происходящее вокруг. Однако правильнее – вовсе от них отказаться на дороге: после музыки адекватно и сразу услышать другие звуки сложно.
Так можно ли отойти от практики тестирования с помощью бумажных или компь-
ютерных билетов, состоящих только из теоретических вопросов?
Не только можно, но и нужно. Ведь каждый грамотный участник дорожного движения знает, что пешеход или велосипедист опасную ситуацию сначала слышит, а только потом видит.
Вероятно, уже и неважно, что послужило толчком для добровольного отказа многих пешеходов от возможности различать опасность. О ее существовании значительно актуальнее уже напомнить. И одним из вариантов такого напоминания может стать аудиотест. По мнению подростков, он крутой. По мнению организаторов реалити, доходчивый.
ВИРТУАЛЬНОЕ – В РЕАЛЬНОСТЬ!
В обучении детей и подростков что-то должно постоянно меняться. Вернее, не что-то, а многое. И чем разнообразнее станут методы обучения и контроля полученных знаний, тем больше вероятность того, что дети, уже и так лучше некоторых взрослых знающие Правила дорожного движения, вырастут грамотными водителями.
В реалити «Пиратский захват», об итогах которого можно было прочитать в предыдущем номере газеты, мы предложили один из вариантов нового подхода к формированию учебных контрольно-измерительных инструментов.
Организаторы реалити убеждены: технологии, примененные в компьютерной версии «задачи на 360º» компании Adrive, педагоги и воспитатели повторить не смогут. Вместе с тем мы выдвигаем еще одну теорию.
Получится ли выстроить аналогичную «задачи на 360º» методику обучения, используя только возможности учреждения образования?
Так удастся ли виртуальное, когда-то бывшее реальным, снова переместить в реальность?
Елена ПЕТРОВА, «ТБ»