Модель поведения

Летняя серия реалити-программ

Модель поведения

Вот и наступили долгожданные летние каникулы. С одной стороны, это время беспечного отдыха счастливой детворы. С другой – время, пожалуй, самого напряженного периода работы по профилактике дорожного травматизма юных участников движения.

Из чего же складывается данная работа? Конечно, это проведение тематических рейдов, встречи инспекторов ГАИ с ребятами и их родителями, а также самые разнообразные познавательно-развлекательные программы, организуемые в местах массового отдыха детей и подростков.

Каждый раз, разрабатывая новый сценарий проведения такой программы, организаторы всегда сталкиваются с проблемой выбора новой формы закрепления знаний Правил дорожного движения. И, чего греха таить, выбранная методика может оказаться уже хорошо знакомой ребятам.

Что касается конкурсных мероприятий с обязательным установлением лидерства, которые, как известно, проводятся не только летом, то в силу вступает проверенный дедовский метод – тестирование. Но может ли оно стать не просто интересным, а еще и увлекательным?

Пиратский захват

Нет. «На абордаж!» – никто ни разу не крикнул. Как ни разу не прозвучало и знаменитое: «Полундра!». Просто взвесив все за и против, организаторы реалити − журналисты газеты «ТБ» и инспекторы ОГАИ Московского РУВД г. Минска – решили… изучить методики третьего организатора – компании «Аркитек Мультима» (Adrive), так активно используемые сейчас в новых разработках не только для взрослых, но и для детей.

В поле зрения стражей дорог и журналистов попала технология Adrive, применяемая в заданиях по изучению перекрестков и известная как «задача в 360º». Напомним, тестируемый взрослый должен правильно определить последовательность проезда перекрестка определенными транспортными средствами. При решении задачи «крутить» изображение и рассмотреть дорожную ситуацию можно со всех сторон, то есть со всех 360 градусов.

Сегодня уровень составления таких задач стал еще более высоким – изображаемый транспортный парк расширился до всех возможных вариантов, да и пешеходы появились самого разного возраста. К ним присоединились как запряженные, так и пасущиеся домашние животные.

Сутью же детских заданий стал ответ на вопрос: «Кто нарушает ПДД?». Ребенок должен сосчитать всех, кто, по его мнению, не выполнил требования законов дорог. Сложность задания определяется числом изображаемых участников движения и, конечно, уровнем требований школьных программ к знаниям ребят определенного возраста.

Заручившись поддержкой ГАИ МВД Республики Беларусь (за что отдельное большое спасибо), мы выбрали местом проведения реалити интерактивную зону мюзикла «Дорогою добра», предложив юным зрителям возможность выбора решения традиционного теста (верхнее фото слева) или задачи на 360º (верхнее фото справа).

Но как быть с независимым экспертом? Эту миссию поручили ничего не подозревающему Пирату, в роли которого выступила уже выпускница ГУО «Средняя школа № 67 г. Минска» Даша Цыманович.

Изначально мы пояснили Даше, что дети приехали на премьеру из всех уголков Беларуси и нам надо повторить Правила дорожного движения, предложив ребятам решить тесты: традиционный теоретический из 10 вопросов или новый практический. Главное – ребенок сам должен выбрать тест.

Несмотря на наличие призов за любые задания, приоритеты детей стали сразу очевидны. Ребята подходили, знакомились с вариантами тестирования и… занимали постоянно растущую очередь на «задачу в 360º». Чтобы скрасить томление в очереди, Пирату пришлось незамедлительно начать играть с детьми, ждущими, пока освободится место у большого экрана.

Время пролетело незаметно. Прозвенел третий звонок. Дети отправились в концертный зал смотреть мюзикл.

– Интересно, а после выхода из зала кого-нибудь еще будут интересовать эти тесты или все по домам сразу побегут?.. – задумался Пират.

Однако после завершения мюзикла ребята разве что не бегом спешили вернуться на площадку Adrive.

– Получается, ноутбуки с традиционными тестами можно было и не брать, – заключил Пират. – А вот экранов с новыми задачами в следующий раз надо поставить больше. Очередь – это не очень хорошо.

Так, сама того не подозревая, Даша ответила на все наши вопросы. Решили высказать свое мнение и профессионалы.

– В отличие от стационарных картинок и даже фотографий «ожившие» задания более реалистичны, – подчеркнула старший инспектор по АиП ОГАИ Московского РУВД Любовь Трепашко. – А это очень важно в закреплении знаний Правил дорожного движения.

– На дороге ребенку уже не нужны слова. Это место, где теоретические знания должны применяться на практике, – убеждены представители Adrive. – И чем реалистичнее практическое задание, тем меньше ошибок допустят дети в пути.

Остается только заметить: «задачу в 360º» выбирали и дети с особенностями эмоционального и физического развития. Для них она оказалась более понятной, чем длинные или короткие тексты привычных вопросов.

ПОДВОДЯ ИТОГИ

Что-то должно меняться. Вернее, не что-то, а многое.

Говоря педагогическим языком о новых подходах в формировании контрольно-измерительных инструментов, как-то совсем не к лету вспоминается школьная учебная программа. А коль факультативное обучение «Основам безопасности жизнедеятельности», первым разделом которых выступает изучение Правил дорожного движения, сегодня плавно переходит к учебной программе учебного предмета «ОБЖ», то очевидно: контроль уровня знаний должен стать разнообразнее и, как настаивают сами педагоги, более практико-ориентированным.

Бесспорно, технологии, примененные в компьютерной версии «задачи на 360º», педагоги и воспитатели повторить не смогут. Ведь это серьезные программные разработки качества HD. Но организаторы реалити «Модель поведения» убеждены: чтобы научиться воспринимать реальность, ребенку нужна правильная практика. Причем виртуальная должна стать итогом, а не нормой обучения.

И первым помощником выступают школьные автогородки или даже пешеходные дорожки детских оздоровительных лагерей. Здесь можно играть в самые различные игры и с разным радиусом обзора. Просто важно их правильно организовать.

Более того, чтобы оторваться от практики тестирования с помощью бумажных или компьютерных билетов, построенных на содержащих картинку или даже фотографию теоретических вопросах и нескольких вариантах ответов к каждому, бывает достаточно и мобильного телефона с функцией МР3.

Не верите? Давайте проверим, что еще выберут дети.

Елена ПЕТРОВА, «ТБ»

Продолжение следует