Многогранник забот о дорожной безопасности региона

Многогранник забот о дорожной безопасности региона

Снизить аварийность – задача каждого инспектора и каждого отделения Госавтоинспекции, считает начальник ОГАИ РОВД Витебского райисполкома Алексей КУЗЬМИН, рассказавший в беседе с корреспондентом «ТБ» о профилактической работе со всеми участниками дорожного движения и о том, что нужно для комфортной езды. К слову, разговор состоялся вскоре после областного слета юных инспекторов дорожного движения, где команда из Вороновской СШ заняла призовое второе место. Это не могло не порадовать и Алексея Геннадьевича, искренне заинтересованного в качественной подготовке к конкурсу местных школьников, а главное, в их готовности встретить любые дорожные риски во всеоружии.

– Переходя от приятной для вас и педагогов района темы достойного выступления команды ЮИД на областном уровне, позвольте узнать: что делается в регионе для обеспечения безопасности детей-пешеходов – самых уязвимых и юных участников движения?

– Профилактической работе в учреждениях образования Госавтоинспекция уделяет особое внимание. В прошлом году были открыты классы по безопасности дорожного движения на базе Октябрьской и Вымнянской средних школ. Программа обучения там построена посредством игр, поэтому школьники учатся с увлечением. Внедряем схемы безопасных маршрутов от школы до дома, проводим пятиминутки безопасности. Существенную роль в защите детей на республиканских дорогах, в местах с высокой интенсивностью движения играют установленные там на пешеходных переходах автономные активные светодиодные сигналы (СДС). За детвору из агрогородков Новка, Октябрьский, Кировский, Вороны можно быть спокойнее: каждый перейдет автотрассу в обозначенном электронным устройством, действующим, кстати, круглосуточно, месте уверенно и безопасно. Любой водитель издалека заметит сигнал, предупреждающий о возможном появлении на шоссе ребенка, и снизит скорость, а при необходимости остановится, чтобы пропустить пешехода.

Государство прилагает все усилия для защиты детей, но все-таки, как ни крути, если взрослые не позаботятся об их без-

опасности, избежать печальных последствий не удастся. Основы поведения на дороге должны закладываться в семье, и родители обязаны всегда подавать пример детям. Мы повторяем это на всех акциях, которые организуем как со взрослыми, так и с детьми. Вот и накануне летних каникул, задолго до начала объявленного в республике СКМ «Внимание – дети!», мы провели аналогичную декаду в области и, конечно, в районе. Встречались с учащимися и педагогами, выступали на родительских собраниях, акцентировали внимание на правилах поведения детей на дороге и выполнении условий их перевозки в автомобилях. Просили не оставлять дошколят и младших школьников без присмотра, контролировать отдых старшеклассников, не позволять им развлекаться вблизи проезжей части.

– Сейчас на дорогах часто встретишь велосипедистов, летом их станет еще больше. Насколько организованны владельцы двухколесных транспортных средств и как часто они становятся жертвами ДТП?

– В 2018-м из семи погибших в дорожно-транспортных происшествиях двое были велосипедистами. В текущем году также были наезды, причем на несовершеннолетних. По счастливой случайности они не получили телесных повреждений. Несомненно, велосипед – это удобный и не очень дорогостоящий вид транспорта, который активно используется жителями нашего района, однако зачастую велосипедисты пренебрегают Правилами дорожного движения и безответственно относятся к техническому состоянию своих «коней». Между тем велосипед должен иметь исправную тормозную систему, рулевое управление и звуковой сигнал. Его также необходимо оборудовать зеркалом заднего вида, световозвращателями белого, красного и оранжевого цвета. Недопустимо управлять велосипедом в состоянии алкогольного опьянения, в таком случае попадание в ДТП – вопрос времени.

– Наверное, это в неменьшей степени относится и к мотоциклистам…

– С наступлением теплого времени года они активизируются, а значит, хлопот у инспекторов ДПС прибавляется. Причем на районе головная боль вовсе не от байкеров, летающих по скоростным автотрассам, а от «самоделкиных» и бесправников. Многие сельчане мастерят мотоциклы из всевозможных узлов и деталей разных старых моделей. Такую технику нигде не зарегистрируют, техосмотр она не пройдет. Двойное несчастье, когда восседает на ней бесправный, неумелый водитель, а то и нетрезвый. Такие обычно на сигнал госавтоинспектора об остановке не реагируют. Только за нынешнюю весну на территории района задержано около 40 горе-мотоциклистов, буквально провоцировавших ДТП, а в мае – почти десяток бесправных и трое нетрезвых. У подобных мотовладельцев техника, зачастую самодельная или много лет не бывавшая на станциях диагностики, изымается и отправляется на штрафстоянку.

К сожалению, и за управление автомобилями очень часто берутся люди, не имеющие прав. За пять месяцев задержано более 180 таких безответственных водителей, на 61 больше, чем за аналогичный период прошлого года. Они несут реальную угрозу жизни всем участникам движения, как и пьяные за рулем. Действия нетрезвого человека или наркомана непредсказуемы. Более того, возможность пострадать в ДТП от их неожиданных и порою необоснованных маневров невинным гражданам увеличивается в разы. Работа с этой категорией водителей у нас ведется постоянно. Неустанно призываем жителей района или проезжающих по его территории людей сообщать в дежурную часть ГАИ либо на номер 102, если видите или знаете, что транспортным средством управляет водитель, находящийся в состоянии алкогольного опьянения. Возможно, это убережет чью-то жизнь.

– Алексей Геннадьевич, а что говорит статистика: снижаются ли показатели смертности и травматизма на дорогах района?

– На протяжении последних пяти лет количество погибших и раненных в результате ДТП на территории Витебского района заметно снижалось. Однако в 2018 году было зарегистрировано 33 происшествия, в которых семь человек погибли (на два больше, чем в предыдущем) и 30 получили ранения (+8). Из семи погибших шестеро – уязвимые участники дорожного движения (четыре пешехода и два велосипедиста). Дорожная обстановка сложилась довольно непростая, но в целом контролируемая.

Количество ДТП и тяжесть их последствий во многом обусловлены спецификой расположения района: с одной стороны, 9 республиканских трасс и непосредственная близость к областному центру, с другой – растянутые границы района, отдаленные населенные пункты. С наступлением периода отпусков количество автотранспорта на наших дорогах возрастает в разы, ведь все спешат на природу. Особенно интенсивным движение становится в выходные. Приходится максимально увеличивать число нарядов для сотрудников Госавтоинспекции на эти дни.

– Какие участки дорог являются наиболее аварийно-опасными?

– Из года в год самой аварийной является М8 Граница РФ – Витебск – Гомель – граница Украины. Есть в районе аварийные места, где совершаются наезды на пешеходов, чаще в темное время суток. Это, например, участок дороги от Витебска до Вороновского кольца. Здесь отсутствуют световые опоры, нет освещения. Такой же небезопасный участок – от деревни Андроновичи до поселка Витьба. Основной причиной наездов на пешеходов является их беспечность: в нарушение действующих правил люди двигаются по проезжей части дороги при наличии обочин, а зачастую находятся в состоянии алкогольного опьянения. А вообще, ДТП происходят чаще всего из-за нарушения водителями скоростного режима и правил обгона, управления транспортом в состоянии алкогольного опьянения или без достаточного опыта и водительских прав. Из совершенных с начала текущего года четырех дорожно-транспортных происшествий (на одно меньше по сравнению с тем же периодом прошлого года) три – на совести бесправников, двое из которых были пьяны. Пьянство – зло социальное, а появление нетрезвых на дороге – двойная опасность, граничащая с преступлением.

– Как вы организуете работу личного состава, какие меры принимаете для снижения аварийности?

– В первую очередь проводится анализ аварийности, на основании которого принимаются управленческие решения, организуется служба сотрудников Госавтоинспекции. Это кропотливая работа, в ходе которой анализируются ДТП за несколько лет по категориям, видам, местам и времени совершения. Выставление нарядов для сотрудников осуществляется в определенные часы и дни недели, на конкретные участки автомобильных дорог. Основные задачи – усиленный контроль за дорожной обстановкой на трассах, выявление и пресечение фактов превышения скорости, выезда на встречную полосу движения, управления транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии алкогольного опьянения или не имеющими права управления. Особое внимание инспекторов ДПС сконцентрировано на пешеходах. Казалось бы, большую часть водителей уже приучили быть предельно внимательными, но у многих пешеходов такой осторожности при выходе на дорогу нет. Они игнорируют настоятельные призывы использовать в темное время суток световозвращающие элементы. Анализ смертельных ДТП с участием пешеходов показывает, что большинства наездов можно было избежать, будь пешеход обозначен фликером.

Многогранник забот о дорожной безопасности региона

Эффективность снижения ДТП зависит не только от количества инспекторов ДПС, выставленных на дорогу. Львиная ее доля приходится на организацию движения, внедрение дополнительных технических средств организации дорожного движения, оборудование аварийных участков наружным уличным освещением, состояние покрытия. Здесь дела обстоят сложнее, ведь на Госавтоинспекцию возложены контрольные функции по обеспечению безопасности дорожного движения, а не по обслуживанию и содержанию дорог и улиц нашего района. Во многом состояние аварийности зависит от работы дорожных и коммунальных служб, их своевременного реагирования на изменение погодных условий, проведения ямочного ремонта и т. д. Совместная работа с этими организациями ведется, и не всегда штрафы на должностных лиц, отвечающих за содержание дорог и улиц, могут решить проблемы с безопасностью движения. К административной ответственности привлекаются в основном лица, отстранившиеся от работы, не выполняющие своих обязанностей. Есть взаимопонимание и с дорожниками. Несмотря на финансовые трудности, ежегодно по инициативе Госавтоинспекции на территории Витебского района появляются новые технические средства организации движения, которые, на мой взгляд, существенно повлияли на безопасность на дорогах.

Было бы неплохо достичь такого же взаимопонимания с руководителями сельхозпредприятий. Увы, финансовое состояние, на которое обычно ссылаются некоторые из них, не повод к снижению дорожной дисциплины. Годами не проводится техосмотр автопарков аграрных предприятий «Липовцы» и «Ольговское», бывших когда-то на слуху как лидеры сельхозпроизводства.  Сегодня в пример им ставим СХП «Мазоловогаз» и сельхозфилиал Витебской бройлерной птицефабрики. Где есть настоящий хозяин, там дисциплина и ответственность. Не имеющая допуска техника не должна появляться на автодорогах. Управляя ею, рискуют собственными жизнями водители. Пора это понять и в корне изменить ситуацию. Госавтоинспекция, со своей стороны, поблажки игнорирующим законодательство руководителям не дает и давать не будет. Привлекаем и будем привлекать к административной ответственности должностных лиц, виновных в несоблюдении требований по безопасности дорожного движения.  Это еще одна составляющая масштабной работы в этом направлении.

– Успехов вам в этом непростом, но очень нужном обществу деле!

Беседовала Светлана ЗАЛЕССКАЯ, «ТБ»

Добавить комментарий