МАЗ – на уровне зарубежных аналогов. Фантазии или реальность?

Не так давно в прямом эфире телевизионного ток-шоу «Что происходит» обсуждались перспективы развития отечественного машиностроения. На передачу были приглашены представители МТЗ, БелАЗа, МАЗа и других машиностроительных производств, а также парламентарии и научные работники. В студию пришли высказать свое мнение представители спортивной команды «МАЗ-СПОРТавто» Валерий Козловский, Александр Василевский, ряд независимых экспертов и большое количество журналистов.Евгений Крупенько у карты мира, на которой продемонстрирована география МАЗа

Обмен мнениями во время передачи оказался очень острым и крайне полемичным. Участники мероприятия высказали все, что думали о перспективах использования китайской машины «Джили» белорусской сборки в качестве учебного автомобиля в наших авто-школах. К сожалению, после экспериментальной эксплуатации одной китайской машины более года пока много минусов: быстро выходит из строя система сцепления, есть существенные неудобства для работы водителя и непомерно высокая стоимость обслуживания.

В то же время запомнились нападки нескольких приглашенных журналистов на должностных лиц Минского автозавода. Представители СМИ огульно хаяли технику МАЗа и слишком активно восхваляли машины иностранных производителей. У меня закралось сомнение, что в этих стереотипных заявлениях были заложены чересчур крутой перекос и явное бесперспективное самоуничижение. И так это засело мне в душу, что решил узнать о сегодняшних разработках МАЗа из первых уст.

В итоге мне удалось встретиться с начальником управления маркетинга ОАО «МАЗ» Евгением КРУПЕНЬКО, который очень взвешенно рассказал о большой и многогранной деятельности завода по разработке и реализации отечественной продукции. В том числе мы коснулись и производства магистральных автопоездов для международных грузоперевозок.

Вниманию читателей газеты «ДТП» – монолог Евгения Сергеевича, который, думаю, внесет определенную лепту позитива в диалог скептиков и оптимистов на машиностроительную тему.

– Сразу хочу сказать, что разработка новых моделей автотехники на МАЗе никогда не прекращалась. У нас традиционно сильная компания в области разработки магистральных автомобилей для грузоперевозок. Мы выпускаем современные седельные тягачи и бортовые автомобили, автопоезда для перевозки грузов как внутри страны, так и на международных направлениях. Наши серийные машины оснащаются очень удачной рестайлинговой кабиной семейства МАЗ-6430, имеющей привлекательный внешний вид. Она выглядит стильно даже на фоне продукции ведущих европейских производителей.

Требования к технике ежегодно ужесточаются. Со стороны потребителей – к комфорту рабочего места, соответственно к качеству и эргономике интерьера салона. Со стороны сертификационных органов – к безопасности и экологическим нормам. Сложилась уникальная, но сложная ситуация, когда МАЗ, работая на внешних рынках стран дальнего зарубежья, в том числе в странах Евросоюза, вынужден выпускать технику от второго до шестого экологических классов, соответствующую различным национальным техническим стандартам, в том числе и по требованиям к безопасности транспортных средств.

Сейчас на финальной стадии находится создание гаммы магистральной техники экологического класса «Евро-6» для рынков стран Евросоюза. Первую опытную модель из данной линейки мы презентовали еще в 2013 году. В ней применен совершенно новый экстерьер кабины, обеспечен высокий уровень комфорта в салоне водителя, интегрированы системы обеспечения безопасности и помощи водителю на дороге, применены оригинальные решения по компоновке. Техника МАЗ нового модельного ряда ни в чем не уступает европейским аналогам. Причем это – разработка именно наших конструкторов.

Мы делаем ставку на «Евро-6», не только потому, что это модельный ряд для выхода на перспективный западный рынок, но и потому, что сталкиваемся с постоянным ужесточением требований к технике на рынках сбыта. Основные регионы – потребители продукции МАЗ – в краткосрочной перспективе тоже перейдут на более высокие экологические стандарты.

Важно также обеспечить наших международных автоперевозчиков современным автомобильным транспортом для осуществления перевозок в страны Евросоюза. Мы видим в этом большую перспективу.

МАЗ-5440М9 Евро-6МАЗ традиционно силен не только в магистральной технике, но и в самосвальной. Выпускаются сотни модификаций самосвалов с различной грузоподъемностью, колесными формулами, типами разгрузки, объемами платформ. Одних только модификаций самосвальных платформ мы готовы предложить потребителю более 60, в том числе тентованные платформы, платформы с подогревом, U-образные, П-образные и так далее.

Еще одним важным направлением является развитие специальной техники. На базе модельного ряда шасси МАЗ производит автокраны, автогидроподъемники, автотехнику, оборудованную манипуляторами, автоцистерны, коммунальную и дорожно-уборочную технику и многое другое. Разработана и запущена в серийное производство перспективная линейка коммунальной техники «Сапфир».

Принимая во внимание широчайший спектр возможных надстроек специального назначения, МАЗ также готов поставлять на своем шасси любую спецтехнику с надстройками ведущих мировых производителей. В рамках развития этого направления планируются крупные совместные проекты с мировыми лидерами в данной области.

МАЗ-5440Е9 Евро-5Развито на МАЗе и производство прицепной техники. Мы готовы предложить потребителю не только автомобиль-тягач, но и сразу целый автопоезд. Зачастую такой вариант является для потребителя выгодным решением логистической задачи, так как одна единица техники транспортирует в два раза больше груза.

Отдельно стоит отметить пассажирскую технику, которая завоевала признание как на внутреннем рынке, так и на экспортных направлениях. Важным шагом стала разработка автобусов, работающих на компримированном (сжатом) природном газе (метане). Эти экологически чистые машины эффективно эксплуатируются в Республике Беларусь и Российской Федерации, есть значительный спрос со стороны иностранных потребителей. Так, за счет газовых автобусов дополнительный объем реализации пассажирской техники на рынок Российской Федерации в 2015 году составил 77 единиц, всего было реализовано 88.

Сегодня в основе нашей работы – пожелания потребителей. Каждая новая модель – это работа с конкретными конечными покупателями, учет опыта предыдущих моделей и особенностей эксплуатации, опрос потребительского мнения.

Обывателю может показаться, что МАЗ стоит на месте или отстает от других производителей автотехники. Однако это не так. С виду автомобили меняются не сильно, зато серьезно изменяются внутри – повышаются качество и надежность техники.

МАЗ 203088 Евро-6Недавно мы пошли на увеличение гарантийных пробегов и межсервисных интервалов обслуживания грузовых автомобилей для рынков Беларуси и России. Это позволило нашим покупателям планировать свою экономику, снизить затраты на эксплуатацию техники. МАЗ делает все возможное для повышения удовлетворенности компаний, которые выбрали нашу продукцию в качестве транспортного средства.

2014 и 2015 годы характеризовались существенным падением спроса на всю технику. Больше всего просел как раз сегмент машин для магистральных грузоперевозок. Это связано со снижением потребностей экономики в данной услуге. Соответственно основной индикатор – это снижение объемов грузоперевозок.
Объем российского рынка грузовых автомобилей в 2014 году снизился на 20%, а в 2015-м, по оценкам экспертов, упал еще примерно на 50–60%. Безусловно, это повлияло не только на нас, но и на наших основных конкурентов. В этом отношении работать тяжело, однако мы делаем все, чтобы падение продаж было в темпах ниже падения рынка. Стремимся сохранить свою долю, а кое-где и нарастить ее.

Что касается потребителей, то прежде всего мы работаем в сегменте B2B (бизнес для бизнеса). Наш основной партнер – частник. У нас нет такой государственной поддержки, как у машиностроителей в Российской Федерации. Например, в период падения рынка ЕАЭС основных российских производителей поддержали серьезным государственным заказом. При этом к поставкам автотехники для Вооруженных Сил и прочих силовых структур, обеспечивающих государственную безопасность наших восточных соседей, МАЗ не допущен – действуют определенные законодательные ограничения.

MAЗ-6516M9 Евро-6Повторюсь, основной наш потребитель – это коммерческие структуры, которые реально считают стоимость владения техникой. Действительно, возможно, отдельные показатели у импортной техники выше, чем у МАЗа. Но при этом и стартовая цена значительно выше, значительнее стоимость запчастей и обслуживания. В то же время импортная техника, как правило, более требовательна к обслуживанию и зачастую не способна работать в таких условиях, где успешно работает наша.
Идет серьезное взаимодействие с корпоративными партнерами, с заводами, устанавливающими широчайший перечень надстроек на наши шасси. Это и работа с крупными потребителями: перевозчиками, транспортными операторами, добывающими и строительными компаниями. Есть такие потребители, под которых даже создаются новые модели техники – с определенными условиями и техническими требованиями: увеличением гарантии, обеспечением каких-то специальных характеристик. Например, есть солидный партнер в Сургуте, ради которого мы идем на такие подвижки.

У нас хорошие достижения в реализации пассажирской техники российским потребителям. Удалось выиграть несколько солидных тендеров, и мы поставили в Российскую Федерацию большой объем техники, в том числе на газомоторном топливе. Имеем очень хорошие отзывы об ее эксплуатации – экономичности и надежности.

МАЗ также старается наращивать продажи в других странах СНГ и поставки в страны дальнего зарубежья. Конечно, это удается не без проблем. Сталкиваемся с серьезными логистическими издержками при доставке техники. Зачастую ее приходится отправлять за несколько тысяч километров, а это существенно влияет на цену. Есть тарифные и нетарифные барьеры на рынках, требования к происхождению товаров, локализации. Поэтому ведется серьезная работа по созданию сборочных производств, позволяющих экспортировать не готовую машину, а комплекты деталей и собирать их на месте.

Сеть сборочных производств становится отправной точкой. Они работают не только на одну страну, а на целый регион. Скажем, наше сборочное производство во Вьетнаме способно поставлять технику на рынки стран АСЕАН, Юго-Восточной Азии. Внутри данных государств существует возможность беспошлинной торговли при достижении определенного уровня локализации производства.

Сейчас, чтобы повысить эффективность наших продаж, на фоне снижения спроса мы еще шире развиваем такой инструмент продвижения, как открытие в ряде стран шоу-румов и демонстрационных площадок техники. Это требует серьезных, взвешенных решений, поскольку техника достаточно дорогая. К примеру, автобус большого класса стоит около 100 тысяч евро. Поэтому невозможно поставить технику в каждую страну для демонстрации. Нужно правильно выбирать ключевые регионы с потенциально высоким платежеспособным спросом.

Таким образом, формируются привлекательные цены на внешних рынках. Несмотря на высокий уровень конкуренции, нам удалось достигнуть весьма высоких результатов в отдельных регионах. В 2015 году на внешние рынки было реализовано 58% единиц автотехники, в 2016-м запланировано довести долю экспортных поставок до 70% от общего объема реализации.

К сожалению, эта работа не быстрая, требует взвешенных решений, проработки, создания новых продуктов для каждого рынка с учетом специфических особенностей региона и требований потребителей. В частности, специальные автобусы для стран Африки, праворульные машины, автомобили с нестандартным расположением двигателя, специфические автобусы для организации скоростных маршрутов в мегаполисах. Нужна и особенная прицепная техника, скажем, такая как прицепы-тростниковозы.

В настоящее время на заводе – пять основных конструкторских направлений: по грузовой, прицепной, специальной и автокрановой технике; по пассажирской технике. Создан центр перспективных разработок, который ведет долгоиграющие и сложные проекты, глобальный переход на новые модельные ряды и классы техники. Сейчас, например, идет работа по созданию третьего поколения автобусов. Учитывая перспективы развития пассажирских перевозок и тенденции в области развития общественного транспорта, уже сегодня мы думаем об автобусе будущего с качественно новыми характеристиками: новой эргономикой, интерактивными возможностями, прогрессивным дизайном и так далее.

Выход на рынок невозможен без поиска серьезного партнера. В связи с этим мы помимо торговых домов в ключевых регионах создаем свои представительства. В них работает сотрудник МАЗа, который занимается поиском партнеров, крупных потребителей, продвигает нашу технику, помогает решать вопросы по устранению тарифных и нетарифных ограничений, получать маркетинговую информацию о рынке. В этом году планируется открытие пяти новых представительств.
Есть и серьезный план по выставочно-ярмарочным, презентационным мероприятиям. Запланированы автопробеги с демонстрацией новых моделей техники, созданной с учетом специфики регионов. На МАЗе разработан медиаплан по работе прежде всего с профильными СМИ, в том числе в странах, где мы раньше не публиковались.

Беседовал Андрей ДРОБ,
начальник пресс-центра ДОСААФ