«Монастыри – тихая пристань. Они подобны светочам, которые светят людям издалека, привлекая всех к своей тишине».
Святитель Иоанн Златоуст
«На карте каждой христианской страны есть особые места, олицетворяющие собой духовное начало национальной истории. В Украине такой святыней является Успенская Киево-Печорская лавра, в России – Троице-Сергиева лавра, на Белой Руси – Жировичский Успенский монастырь».
Эти слова принадлежат Почетному Патриаршему Экзарху всея Беларуси митрополиту Филарету.
– Матерь Божия живет в Жировичах, – говорит он. – Всех, приходящих к ней, она принимает с любовью, благоволит праведным и милует грешных, ответствует на самые сокровенные просьбы, дарует все потребное и для здравия тела, и для спасения души.
Национальная духовная твердыня в этом году отмечает сразу три юбилея – 550-летие явления Жировичской иконы Божией Матери, 500-летие повторного обретения Жировичской иконы Божией Матери, 500-летие образования Жировичского Успенского мужского монастыря.
За пять веков существования Жировичская обитель видела немало бедствий, гонений и войн. Но она никогда не закрывала свои врата перед паломниками и богомольцами, притекавшими, чтобы поклониться чудотворному образу. В прошлом столетии, ставшем для православной церкви временем тяжелых испытаний, Жировичский монастырь оставался единственным действующим в БССР. Много скорбей пришлось претерпеть его насельникам. Но духовная обитель неизменно пребывала под покровом своей заступницы. Монастырская братия не раз бывала свидетелем случаев благодатной помощи и утешения Пресвятой Богородицы.
Удивительно, но за 500 лет существования Успенского Жировичского монастыря не было создано ни одной масштабной исторической монографии. Этот пробел попыталась восполнить настоятельница Гродненского Рождество-Богородичного женского монастыря игумения Гавриила (Глухова). По письменным источникам, преданиям и свидетельствам современников, она воссоздала историю духовной обители. Книга получила название «Всерадостное заступление Белой Руси».
Во время работы над ней автор совместно с преподавателем Минской духовной семинарии протодиаконом Павлом Бубновым разыскала в архивах документы, подтверждающие дату первого обретения Жировичской иконы Божией Матери в 1470 году. А специальная комиссия богословов, работавшая по благословению Патриаршего Экзарха Всея Беларуси, митрополита Павла, пришла к выводу, что второе обретение иконы и основание монастыря относятся к 1520 году.
Матушка Гавриила сумела охватить огромный пласт времени, событий и лиц, не упустив политические, экономические и идеологические аспекты, без которых было бы трудно понять и оценить существование обители благочестия. Презентация книги стала важнейшим событием в рамках празднования юбилейных дат.
– Прежде всего я хотела привнести в это исследование частичку своей любви, своего сердца и своей благодарности тем подвижникам, которые несли здесь свой молитвенный подвиг и хранили святую обитель во все периоды ее многоскорбной истории, – сказала матушка Гавриила. – Роль любого монастыря в современном мире ничуть не отличается от той, которая была сто лет назад. Монастыри – как термометры, определяющие температуру общества. Монастыри – это маяки, показывающие правильный путь к Богу, к Правде, к Свету. Здесь совершается круглосуточная молитва, благодаря которой и существует мир. Мы молимся не только о себе и близких, мы молимся о всех. Это очень сложно! Постойте, помолитесь хотя бы полчаса – и вы почувствуете невыносимую тягость и усталость. Легче стог сена перенести или дров нарубить. Жить в монастыре гораздо тяжелее, чем в миру. Монастырь – это высшая школа жизни. Преподобный Паисий-Святогорец говорил: «Если бы мирские люди знали, какая сложная и трудная жизнь в монастыре, то никто б никогда не пошел в монастырь. Но если бы люди знали, какая награда в Вечности ждет тех, кто претерпит все скорби и трудности земные, то тогда бы все пошли в монастырь».
Жировичская обитель принимает до 100 тысяч паломников в год. Ее посещали многие известные люди и государственные деятели. В мае 1996 года здесь побывал Президент Беларуси Александр Лукашенко. В книге «Всерадостное заступление Белой Руси» приводятся его слова: «Жировичскую чудотворную икону Божией Матери почитают и православные, и католики. Государство в долгу у святых людей, которые через все трудности жизни сохранили для народа эту святыню и сам монастырь».
– Надо отдать должное руководителю нашей страны, – говорит матушка Гавриила. – Он не бросил слова на ветер, хоть это были сложные 1990-е годы. На территории Жировичской обители начались масштабные строительные работы. Те, кто был здесь 10–20 лет назад, могут сравнить, каким был и каким стал Жировичский монастырь. Такого благолепия, которое мы видим сейчас, духовная обитель еще не переживала.
Промыслом Божиим Успенский монастырь, переживший все исторические лихолетья, не только сохранился до наших дней, но и преображается внутренне и внешне. В преддверии юбилейных торжеств Жировичи словно переживают второе рождение. За счет средств республиканского бюджета ведется реконструкция монастырских зданий, благоустраивается территория. В полутысячелетних монастырских стенах сегодня по-прежнему кипит жизнь. А значит, летопись духовного подвига продолжается.
Татьяна АЗАРЕВИЧ, «ТВ»
Председатель Синодального информационного отдела Белорусской Православной Церкви протоиерей Сергий Лепин:
– Я – типичное дитя перестройки. Я учился в старших классах, когда рушился Советский Союз. И однажды разговоры о родине стали для меня разговорами ни о чем. Но в годы учебы в Минской духовной семинарии я вдруг обнаружил, что слово «родина» для меня стало ассоциироваться с Жировичами.
Профессор Минской духовной академии Валентина Теплова:
– Каждое новое слово о Жировичах заставляет размышлять, изучать очень непростую историю православной церкви и монастырей на белорусской земле. Они возникли вскоре после крещения Руси и развивались весьма полнокровно. В монастырях создавали летописи, писали жития святых, обучали грамоте детей. Можно с полным основанием говорить о том, что монастыри были не только центрами духовности. Они создавали традиции православной культуры на белорусской земле.
По преданиям, когда-то на этом месте, где ныне располагается Жировичская обитель, были дремучие леса и жирные пастбища. Они принадлежали православному вельможе Алесандру Солтану. Весной 1470 года юные пастухи боярина в самой чаще леса увидели на ветвях дикой груши чудесное сияние, исходившее от маленькой иконы. Дети с благоговением сняли образ с дерева и отнесли его в дом хозяина. Однако боярин не придал особого значения этому проявлению Божией милости и положил икону в ларец. А когда вечером, принимая гостей, захотел показать им находку, не обнаружил ее на месте.
На другой день дети-пастушки опять заметили сияние на груше. И опять отнесли икону боярину. На этот раз, уразумев чудо Божие, Солтан с благоговением принял святыню и дал обет возвести в Жировичах, на месте явления образа, храм в честь Пресвятой Богородицы.
Вскоре была построена деревянная церковь, а весть о явлении образа Божией Матери быстро распространилась по окрестностям, привлекая множество богомольцев для поклонения.
По историческим летописям, в 1520 году в селении случился сильный пожар, уничтоживший деревянный храм. В огне исчезла и чудотворная икона. Однако спустя некоторое время дети удостоились увидеть на огромном камне в лучезарном сиянии Божию Матерь. В руках Пресвятой Девы была исчезнувшая икона. Дети побежали в селение и поведали взрослым о видении. Люди поспешили к камню, но не сподобились лицезреть Царицу Небесную. Зато к великому своему утешению обнаружили на камне чудотворную икону. Она была целой и невредимой, только потемневшей от огня. Это событие и называют вторым явлением Жировичской чудотворной иконы Божией Матери. Образ и ныне свято хранится в главном храме монастыря – Успенском соборе.