Мамочки, не волнуйтесь!

Отправляя детвору на занятия или в садик, сельские мамы из Бешенковичского района абсолютно уверены: доставят в целости и сохранности на самом надежном желтом, как солнышко, автобусе.

Водят такие машины опытные шоферы, не позволяющие себе вольностей с превышением скорости или закладыванием крутых виражей, ведь в салоне – драгоценный груз: юные пассажиры. Отвечать за их безопасность помогает и сопровождающий каждый рейс педагог. Он не просто поголовно пересчитает при посадке и проследит за аккуратной высадкой ребятишек, но и непременно проверит вместе с водителем, все ли пристегнуты, всем ли хватает жилетов, удобно ли малышам.

– Эти непреложные для нас требования даже обсуждению не подлежат, – уверяет водитель Островенской средней школы, служивший до этого в местном расчете МЧС. – Я за два рейса на своем ПАЗике подвожу детей из девяти деревень и так же возвращаю их домой после занятий. Перед утренним рейсом успеваю пройти медосмотр – прямо в школе состояние моего здоровья проверяет медик, обычно в присутствии директора, а также убедиться в исправности техники. Без огнетушителей и аптечки не выезжаю.

Школьные автобусы дважды в год проходят техосмотр на станции диагностики в Бешенковичском АТП № 21. Там же всегда могут помочь с ремонтом в случае необходимости. Да и сами водители – люди мастеровые, стараются для профилактики заблаговременно смазать, «подлечить» вызывающие сомнения узлы. Именно этим и занимался во время школьных уроков водитель автобуса из Улльской СШ. Вылез из-под машины вынужденный прервать возню с механизмами при появлении сотрудников Транспортной инспекции. А едва гости распрощались, так же деловито забрался обратно: к окончанию занятий надо успеть – не задерживать же пассажиров.

– С документами у этого водителя – полный порядок, а вот автобус старенький, потому и забот с ним много. Видите, в салоне нет ремней безопасности – такова заводская сборка старых российских моделей КАВЗ. Появится возможность заменить – спишут и его, как в остальных школах, – полагает все же внесший в отчет это замечание специалист 2-й категории отдела контроля автомобильного транспорта филиала Транспортной инспекции Минтранса по Витебской области Эдуард Константинов.

К слову, улльский водитель на машину не сетует, а вот другим озабочен: после прошлогодней аварии с участием школьного автобуса в Бешенковичском районе ему запретили подвозить попутно ребятишек, живущих непосредственно в поселке.

По инструкции положено возить в школу только тех, кто живет за три километра и более от учебного заведения, но ведь и юных земляков тоже жалко. Два километра туда и столько же обратно – тяжеловато, особенно для учеников младших классов. Сердобольному человеку такие драконовские меры не по вкусу, но он вынужден исполнять в силу дисциплинированности.

В Улльской школе учится 87 сельских ребятишек, всего 19 из них доставляют автобусом из семи отдаленных деревень: откуда – одного, откуда – двух-трех, но добираются до каждого. Места в салоне хватило бы и для улльских, живущих на другом конце села расположенной на окраине школы. Почему бы не определить для них место сбора, где автобус делал бы остановку? Думается, жесткость требований в данном случае граничит с жестокостью по отношению к малышам, которым поздней осенью или ранней весной, а то и в зимнюю метель поход за знаниями дается непросто.

Около 200 километров в день накручивает на кардан водитель автобуса из Бочейковской СШ. Независимо от расстояния от дома до школы любой ученик уверен: его не забудут забрать, а значит, он обязательно попадет на занятия к первому звонку вместе с 99 остальными школьниками.

В соседнем детском саду – 26 ребятишек, часть из которых тоже доставляют сюда школьным автобусом. Мамочки не волнуются: ребенка при них пристегивает сопровождающий педагог, а старшие односельчане скучать и расстраиваться из-за расставания с семьей не дадут – окружат заботой. В Бочейковской школе как у учителей, так и у их питомцев очень развиты сердечность, гостеприимство, взаимная забота. Такая душевная атмосфера прививается с самого раннего детства и помогает воспитанию замечательных людей. Поездки на школьном автобусе тоже вносят определенную лепту в этот процесс, сплачивая ребятишек и давая им возможность проявить свои лучшие качества.

Агрогородок Ржавка расположен ближе всех к райцентру. Оттуда в местную школу приво-

зят одну ученицу. За ней, как и за 17 другими учащимися, приходит школьный автобус. Более 70 учеников – в здешней школе, а рядышком – детсад. И всех, кто нуждается в подвозе, доставляет сюда желтый, заметный издалека автобус.

– Дети в салоне не шалят и на посадку идут аккуратно, поочередно. Таким пассажирам позавидует любой водитель рейсового автобуса, – улыбается шофер, протягивая сотрудникам Транспортной инспекции аптечку и противогаз под занавес проверки.

С таким же доброжелательным юмором отзывается о своих пассажирах и водитель бешенковичской СШ № 1. В этой школе – два автобуса, обслуживающих параллельно и учащихся СШ № 2.

– У коллеги – свой маршрут, аналогичный моему. А я объезжаю ежедневно девять окрестных деревень, собирая школяров на уроки. Знаете, многие автотранспортники из других организаций района, даже из АТП-21, охотно заняли бы мое место. С детьми куда спокойнее, чем со взрослыми, да и веселее. Пусть себе зарплата не слишком привлекательна, но в нашей работе есть свои плюсы в плане режима рабочего времени, внимания со стороны администрации к нуждам шофера и его техники. Это дорогого стоит, – высказывает общее мнение коллег Владимир Рак, между делом поправляя зеркало у дверцы. – Вы полюбуйтесь, машина – красавица, ухоженная, аккуратная. Есть у МАЗов, конечно, свои недочеты, но это уже чисто технические вопросы. Пассажиров они не касаются, потому что добросовестный водитель всегда услышит чутким ухом, где возможен сбой, и вовремя устранит неполадку, чтобы отправляться в рейс со спокойной душой за доверчивое детство.

Пожалуй, именно с этой целью организуются и проверки многочисленными контролирующими органами: чтобы общество было спокойно за перевозку детворы. В одной из школ района во время рейда нам сказали, что с начала месяца наша группа – уже седьмой проверяющий! Зато у готовых к встрече с любым из них водителей – во всем идеальный порядок, чего лет пять-семь назад было довольно сложно добиться. В общем-то, это результат многолетнего кропотливого труда и тщательного кадрового отбора водителей самых безопасных в стране автобусов.

– В Бешенковичском районе нарушений практически не выявлено, как и в большинстве других. Это отрадно, но вовсе не значит, что их совсем нет при перевозках пассажиров школьными автобусами. С момента начала комплекса мероприятий на территории области проверено 22 школьных автобуса, установлено четыре нарушения. Правда, незначительных, связанных с несоответствием конструкции и оборудования требованиям государственного стандарта СТБ 2025-2009 «Автобусы для перевозки детей. Общие технические требования». Данные нарушения произошли не по вине учреждений образования. Автобусы были получены ими в прошлые годы и изначально не соответствовали установленным требованиям. Для их переоборудования требуются немалые материальные вложения, что зачастую выходит за пределы возможностей учреждений образования, – констатирует начальник отдела контроля автомобильного транспорта филиала Транспортной инспекции Минтранса по Витебской области Константин Рой. – Традиционно в сентябре каждого года Транспортная инспекция Минтранса проводит комплекс мероприятий «Школьный автобус». Нынче они начались 31 августа и продлятся по 11 сентября. В поле нашего зрения – соблюдение законодательства при перевозках учащихся в учреждения образования на территории Витебской области. Особое внимание обращаем на своевременное прохождение автомобилем гостехосмотра, а водителем – предрейсового медицинского обследования. Ведем контроль технического состояния транспортных средств и соответствия водителя требованиям законодательства.

На Витебщине подвоз учащихся осуществляют 269 школьных автобусов, наибольшее количество которых – в Витебском и Миорском районах. По данным главного управления образования Витебского облисполкома, парк постоянно обновляется. За 2018 год приобретено 10 автобусов, ожидается прибытие еще восьми. Около 20 из эксплуатируемых старше 10 лет.

Перед началом нового учебного года произведен осмотр машин, предназначенных для перевозки учащихся, водители прошли инструктаж в ГАИ, а в главном управлении образования Витебского облисполкома проведен учебно-методический семинар для работников районных отделов образования с участием представителей УГАИ УВД Витебского облисполкома, Транспортной инспекции по Витебской области, УП «Белтехосмотр». На семинаре в очередной раз были доведены требования законодательства к процессу организации и выполнения перевозки учащихся, проведены практические занятия.

– Хотя в нынешнем году грубых нарушений законодательства не установлено, в период 2013–2017 годов при организации и осуществлении перевозок обучающихся имелись серьезные недостатки. И об этом следует помнить, – считает Константин Владимирович. – Случались факты эксплуатации автобусов, не прошедших гостехосмотр и не допущенных к участию в дорожном движении, имеющих неисправности. Бывало, у водителя отсутствовал путевой лист, не было с собой аптечки. Встречались непрохождение ими медицинского обследования перед выездом на линию, отсутствие контроля технического состояния автобуса перед выпуском на линию, допуск к перевозке водителей, не соответствующих требованиям законодательства, отсутствие в автобусе старших сопровождающих и другие. В апреле прошлого года в Бешенковичском районе было совершено ДТП с участием школьного автобуса. В ходе проверки происшествия Транспортной инспекцией установлено, что водитель не имел права выполнять перевозки детей, так как привлекался на протяжении года к административной ответственности. В списках, которые учреждение образования подало в ГАИ на согласование, его имя не значилось. Помимо того, ответственным за обеспечение безопасных перевозок пассажиров было назначено должностное лицо, не имеющее соответствующей квалификации и не прошедшее специальной подготовки. Перевозки пассажиров по заказам сторонних организаций осуществлялись на грузопассажирском транспортном средстве, для этого не предназначенном, без заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами, без заказа-наряда на фрахтование транспортного средства – на автобусе МАЗ-2441S30, не прошедшем гостехосмотр. Неудивительно в этом свете наше пристальное внимание к школам района.

Константин Рой отмечает попутно и нарушения, выявляемые при перевозках групп детей прочими автобусами. Напрямую они не связаны с отделами образования, однако зачастую учителя, администрация учреждений образования во время каникул организуют экскурсии, поездки на олимпиады, соревнования и т. д. Здесь ответственность за обеспечение безопасности дорожного движения возлагается на перевозчика, заказчик только отвечает за безопасное поведение детей. И все-таки нужно быть начеку.

Скажем, в апреле этого года в Орше учителями одной из школ были заказаны автобусы для поездки учащихся в Минск на конкурс. Заключены договоры на перевозку групп детей автобусами, издан приказ по учреждению, назначены старшие сопровождающие. Однако одна машина до Минска не доехала, сломалась в районе Борисова. Старшие сопровождающие заподозрили неладное, вызвали ГАИ.

В итоге оказалось, что автобусы не проходили гостехосмотр и не были допущены к участию в дорожном движении. При дальнейшем разбирательстве выяснилось, что фирма-перевозчик уведомление в Госавтоинспекцию о предстоящей перевозке группы детей не направляла, водители инструктаж в ГАИ не проходили, заказ-наряд на перевозку по договору фрахтования не был оформлен должным образом, дополнительный технический осмотр перед перевозкой группы детей не делался. Целый букет нарушений!

В соответствии с требованиями пункта 183 Правил автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 972 от 30.06.2008 г., автомобильный перевозчик по требованию заказчика предоставляет документы, подтверждающие соблюдение требований законодательства к автомобильным перевозкам групп детей. Проверка соответствующих документов заказчиками не осуществлялась. Это должны были знать и предпринять педагоги, довольно беспечно отнесшиеся к поездке с подопечными в столицу.

Светлана ЗАЛЕССКАЯ, «ТБ»

Добавить комментарий