Лежачего не бьют

Эту старую поговорку и сегодня используют даже дети в своих подвижных играх. Лежачего не бьют и тем более не переезжают автомобилями. Теоретически. А на практике – сплошь и рядом…

ПРОПИСНЫЕ ИСТИНЫ

Бывает, водитель вовремя заметит пешехода, который мешает безопасному дорожному движению, и успеет его объехать. Смертельная опасность исходит от другого – того, кто мчится следом.  Разве не лучше было бы затормозить, оттащить человека в сторону или хотя бы сообщить о нем в милицию по телефону 102, не оставаясь в общем-то равнодушным? К сожалению, так поступают немногие. Итог один – гибель неосмотрительного, потерявшего контроль над собой человека. Вот недавний пример: смертельное ДТП произошло в Крупском районе 26 января на автодороге Нача – Заполье. Житель Борисова, выезжая на автотрассу М1, совершил наезд на лежавшего посреди проезжей части сельчанина из Витебской области. От полученных травм он скончался на месте.

– Если человек не лежит или не сидит на дороге (это довольно редкое явление), а идет по ней, водителю тоже нужно быть предельно внимательным, особенно в темное время суток или в непогоду. Когда прохожий своими действиями создает угрозу безопасности, нужно незамедлительно сообщить об этом в милицию, не оставлять человека в беде. Но прежде всего – убрать его с проезжей части. Предотвращение ДТП – это совместная работа водителя и пешехода, – убежден инспектор отделения агитации и пропаганды ГАИ УВД Витебского облисполкома Василий Чепик. – Одни должны соблюдать скоростной режим, не терять бдительности, предоставлять пешеходу преимущество на регулируемом и нерегулируемом пешеходных переходах и соблюдать прочие Правила дорожного движения. Другие – носить фликер, быть внимательными на пешеходных переходах, не перебегать дорогу на запрещающий сигнал светофора. Увы, далеко не все соблюдают эти прописные истины, о чем свидетельствует резкий всплеск ДТП с участием пешеходов на Витебщине. В 22 дорожно-транспортных происшествиях, случившихся ровно за четыре недели, было травмировано 18 человек, погибло пятеро.

ЭТО ПОХОЖЕ НА СНЕГОПАД…

 29 января печальную статистику пополнил лепельский инцидент.  Авария произошла около 9 часов утра на улице Войкова.

Водитель 2000 года рождения, управляя автомобилем Аudi-100, совершил наезд на внезапно вышедшую на проезжую часть 60-летнюю женщину, которую затем с телесными повреждениями доставили в больницу. А буквально за день до нашего разговора с Василием Чепиком во время проходившей в Шумилино акции авария произошла вечером на автодороге Бра-

слав – Поставы – Мядель в деревне Падрукша Браславского района. Владелец Mitsubishi насмерть сбил находившуюся на проезжей части женщину 1974 года рождения.

Январь омрачился подобными фактами во многих населенных пунктах Придвинья. Так, утром 21-го числа в Новополоцке местного жителя сбил автобус King Long, двигавшийся на зеленый. В результате мужчина оказался на больничной койке. Буквально назавтра в областном центре в аварии пострадал семиклассник, который переходил дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу. Его сбил Volkswagen Polo. С телесными повреждениями мальчика доставили в медучреждение.  К несчастью, 42-летнему мужчине,

внезапного выскочившему на проезжую часть вблизи деревни Муравничи в Толочинском районе, медики уже не в силах были помочь. Он погиб под колесами автопоезда Daf, как и 58-летний мужчина, пересекавший вечером 17 января проезжую часть вне пешеходного перехода  близ деревни Дымовщина на Р49  в Витебском районе. Его жизнь прервалась под колесами Iveco ML75 E15, за рулем которого находился 40-летний водитель, не разглядевший пешехода на дороге.

Пешеходу, пересекавшему 26 января проезжую часть в неположенном месте вблизи зебры на улице 1-я Пролетарская в Витебске, повезло больше: он госпитализирован и обязательно поправится. Однако 41-летнему водителю автомобиля Skoda Fabia все равно придется отвечать за совершенное по закону. Ночью того же числа водитель 1970 года рождения, управляя автомобилем Renault Logan и двигаясь на 1-км автодороги Н3122 со стороны города Барань Оршанского района в направлении автодороги Р15 Кричев – Орша – Лепель, совершил наезд на находившуюся на проезжей части женщину 1979 года рождения. Проводится проверка, по какой причине она оказалась в опасной зоне и была сбита. Сейчас женщина находится в больнице.  Аналогичных трагических случаев много, и это заставляет бить тревогу, принимать дополнительные профилактические меры.

ДОСТУЧАТЬСЯ…

 Чтобы минимизировать такие случаи, ГАИ распространяет информационные листовки на предприятиях, в организациях, на заправочных станциях, привлекая внимание участников дорожного движения к проблеме и напоминая о способах предотвращения ДТП.

 – Проводим профилактические рейды в различных районах области с целью

предотвращения ДТП с участием пешеходов. Инспекторы ГАИ останавливают автомобили и беседуют с водителями о том, как следует поступать, если на дороге встретится пешеход, который создает угрозу безопасности, раздают инструкции. По сути, идет индивидуальная профилактика. Сотрудники Госавтоинспекции стараются достучаться до каждого участника дорожного движения, –  сообщил начальник отделения агитации и пропаганды ГАИ УВД Витебского облисполкома Александр Казючиц. –  На территории Витебской области сейчас проводится комплекс мероприятий по предупреждению ДТП с участием пешеходов – возле зебры дежурят наряды. Для предупреждения нарушений пешеходами задействованы не только сотрудники Госавтоинспекции, но и милиция общественной безопасности.

Вместе с сотрудниками возглавляемого Александром Константиновичем отделения выехала для проведения аналогичной акции в Шумилино и автор этой статьи. Мои спутники – Василий Чепик с коллегой Марией Комлевой, а также старший госавтоинспектор ОГАИ Шумилинского РОВД Виктор Бурлаков – останавливали большей частью грузовики, фуры, следующие по Р20 транзитом в сторону Полоцка. Большинство водителей на вопрос: «Встречали ли вы на дороге пешеходов в состоянии алкогольного опьянения, которые мешали безопасному движению автомобилей?» – уверенно отвечали: «Очень много раз!» Практически все они знают, как поступать в таком случае, хотя действуют зачастую не по инструкции. Некоторые откровенно говорят: лишь бы самому не сбить. Другие, напротив, охотно рассказывают истории из собственной практики, как помогали избавиться от беды и выпивохе, и коллегам-водителям, которые могли бы тех сбить. Все без исключения с благодарностью принимали от Марии Комлевой заламинированные инструкции, как поступать в ситуации с обнаружением неадекватного пешехода в пути. Такая «шпаргалка» обязательно кому-то из них пригодится, ведь от ДТП никто не застрахован.

ДЕНЬ И НОЧЬ НАЧЕКУ

Трасса Витебск – Полоцк – граница Литвы для ГАИ не просто самая главная в районе магистраль, но и самая большая головная боль.

Движение здесь интенсивное, и риск попасть под машину у пешеходов велик, несмотря на все меры предосторожности. В последние годы, после окончания реконструкции автомагистрали, даже в агрогородке Никитиха, где прежде случалось много аварий, обстановка нормализовалась. Но тут пришла беда откуда не ждали. В этом населенном пункте построили АЗС и, разумеется, открыли при ней магазин, обслуживающий круглосуточно. Туда-то и потянулись выпивохи из окрестных деревень, причем идут и едут на велосипедах и телегах в темное время суток, после закрытия сельмага. Практически любому из них приходится так или иначе выезжать или выходить на Р20, и делают они это далеко не в трезвом состоянии, – констатирует факты начальник ОГАИ Шумилинского РОВД Николай Горолевич. – Мы вынуждены, что называется, денно и нощно патрулировать трассу. Контролируем, кроме того, движение потока пассажиров, сходящих с пригородных поездов, которые так и норовят выбраться едва ли не на середину шоссе, а фликер или свето-

отражающую ленту носить не хотят. Держим на строжайшем учете и систематически проверяем поведение водителей, лишившихся удостоверений по причине нетрезвого вождения. Стараемся учесть все группы риска. Если нынешний январь для нас оказался довольно спокойным, то за прошлый год на территории района произошло семь ДТП с участием пешеходов и велосипедистов, причем пять – со смертельным исходом. Из 5253 выявленных за год нарушителей 538 относятся как раз к этой категории участников движения. Самых злостных штрафуем, но чаще стараемся применять профилактические меры воздействия. Серьезные проблемы создает транзитный транспорт, особенно водители фур, переутомляющиеся, а то и засыпающие за баранкой. Один из таких автопоездов сбил опоры освещения, два светофора, были и жертвы.

По словам Николая Владимировича, в регионе давно решена проблема с мотоциклистами, и бесправников на самодельных байках здесь не увидишь.  Приведен в порядок гужевой транспорт: повозки снабжены номерными знаками и световозвращающими элементами. Впрочем, такой транспорт скоро вовсе станет раритетным. Зато велосипедистов – пруд пруди в любое время года. Сельчанам удобно достаточно теплой зимой добираться до работы в соседние деревни и райцентр, да и в самом Шумилино велосипед в почете. Большинство владельцев оборудуют его по всем правилам. И все же во время нашего рейда сотрудники ГАИ помогли некоторым из них сделать веломашину ярче, чтобы в свете автомобильных фар сияла со всех сторон. Одарили фликерами и листовками велосипедистов и пешеходов, а на ошейник красивого черного пса, которого выгуливала местная жительница, наклеили яркий желтый световозвращающий элемент, чтобы он стал заметнее в темноте.

Забота о людях проявляется во всех делах госавтоинспекторов не только Шумилино, но и Витебщины в целом. Было бы неплохо позаботиться о себе и самим пешеходам, не бежать опрометью на проезжую часть, остеречься там, где это следует. На инспектора, как на бога, надейся, но и сам не плошай.

На снимках: акция в Шумилино по профилактике ДТП с участием пешеходов и велосипедистов.

ШКОЛЬНЫЙ АВТОБУС

От профилактики к действию

Новый год едва начался, а сотрудники филиала Транспортной инспекции по Витебской области уже побывали в профилактических рейдах с целью повышения безопасности школьных автобусов.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Да, безусловно, этот транспорт тщательно проверялся в начале учебного года. И все же лишней ни одна проверка не бывает. В этом убедили январские рейды, в ходе которых были выявлены нарушения по техническому состоянию школьных автобусов, соответствию их оборудования установленным требованиям, а также допущенные при организации и выполнении перевозок детей. Об этом уведомлено руководство главного управления по образованию Витебского облисполкома, которое должно принять меры по устранению недостатков.

Если говорить о конкретных проколах, то в Витебском районе они носят скорее технический характер. В одном из школьных пазиков, например, прямо на ветровом стекле зияет трещина со стороны водителя в зоне действия стеклоочистителя. С таким дефектом движение категорически запрещено. Еще в нескольких – не работают кнопки вызова водителя. Очень беспокоит и тот факт, что в ряде автобусов марки «Фольксваген» отсутствует звуковой сигнал оповещения движения задним ходом. Насколько он важен, можно судить по происшествию в Чашникском районе, когда школьный автобус, маневрировавший задним ходом, наехал на ребенка…

– К сожалению, далеко не все транспортные средства отдела образования Чашникского районного исполнительного комитета и сегодня безукоризненны. В некоторых проверенных нашими специалистами ПАЗах по-прежнему нет то связи с водителем, то знака аварийной остановки и противооткатных упоров. У кое-кого из водителей не было при себе заверенной перевозчиком копии договора обязательного страхования перевозчика перед пассажирами, – перечисляет обнаруженные «неуды» начальник филиала ТИ по Витебской области Виктор Гончаров. – В Шумилинском районе мы наткнулись на школьный автобус с неработающими проблесковыми маячками оранжевого цвета (правда, транспортное средство находится в резерве). А вот у водителя «Фольксвагена», перевозившего школьников из Городокского района, на момент проверки отсутствовал утвержденный маршрут движения. У его коллеги из Лиозненского района ПАЗ не оборудован звуковым сигналом оповещения движения задним ходом. В самые сжатые сроки все эти нарушения необходимо устранить, а должностные лица, их допустившие, будут привлечены к ответственности.

Виктор Васильевич заостряет внимание специалистов, связанных с перевозкой детей школьными автобусами, на том, что требования к транспортным средствам для перевозки детей в возрасте от 6 до 16 лет предусмотрены Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) и их неукоснительно следует соблюдать. Добиться этого помогут сами педагоги.  С главным управлением по образованию Витебского облисполкома достигнуто соглашение о том, что специалисты Транспортной инспекции будут читать лекции о правилах перевозки детей школьными автобусами на курсах повышения квалификации педагогов в Витебском областном институте развития образования. Это дополнительная профилактическая мера по снижению детского травматизма на дорогах, которую в ТИ восприняли с энтузиазмом.

Хочется надеяться, что ужесточится требование и к тем водителям, которых привлекают к перевозке несовершеннолетних пассажиров по заказу учреждений образования. Недопустимы факты, когда за руль таких транспортных средств садятся профессионалы-нарушители. С таким горе-водителем умудрились отправить на губернаторскую елку ребятишек из отдаленного района Витебщины. Благо  ЧП не случилось, но страшно подумать, как рисковал маленькими пассажирами директор автопарка, допустивший не просто промах, а халатность, граничащую с преступлением. Подобных руководителей следует, наверное, наказывать, но куда важнее достучаться до их совести и ответственности перед детьми, их родителями, перед будущим нашей страны.

Светлана ЗАЛЕССКАЯ, «ТБ»

Добавить комментарий