Крылья – без опасности, или Если вы владелец летательного аппарата…

Еще в древности люди мечтали о полетах, рвались в небо. Сегодня стать крылатым может каждый, но все ли современные Икары способны позаботиться о том, чтобы вернуться на землю целыми и невредимыми? Вот что об этом думает Витебский транспортный прокурор Александр ЦАРИКОВ:

– Состояние безопасности полетов авиации общего назначения при эксплуатации воздушных судов сверхлегкой авиации в Республике Беларусь характеризуется наличием авиационных происшествий с человеческими жертвами. За 2017 год по сравнению с предыдущим их число увеличилось с 14 до 16, то есть на 14,2 процента. Несмотря на то что инцидент может быть связан с техническими причинами, сопутствующим фактором зачастую является отсутствие соответствующей профессиональной подготовки и допуска к управлению сверхлегкими летательными аппаратами лица, осуществляющего полет.

Крылья – без опасности Крылья – без опасности

Сверхлегкие летательные аппараты имеют максимальную взлетную массу не более 750 килограммов, подразделяются на безмоторные (дельтапланы, парапланы и тому подобные) и моторные (мотодельтапланы, мотопарапланы, автожиры и прочие).

Александр Анатольевич приводит в пример одно из последних ЧП. На территории Ушачского района 11 января при падении мотодельтаплана «Дельталето Д-02» погиб управлявший им человек. Следствием установлено, что аппарат принадлежал полочанину, который приобрел его минувшим летом для последующей перепродажи.

– Этот сверхлегкий летательный аппарат в Государственном реестре гражданских воздушных судов Республики Беларусь зарегистрирован не был, а совершение на нем полетов осуществлялось без разрешения соответствующих органов воздушного движения на использование воздушного пространства, – обращает внимание мой собеседник. – Не всегда владельцы таких воздушных машин регистрируют их в порядке, определенном законодательством, в связи с чем при их эксплуатации не могут обеспечиваться безопасность полетов и надлежащее поддержание летной годности. И уж точно далеко не каждый имеет на борту необходимую документацию: действующее свидетельство пилота гражданской авиации (или свидетельство пилота-любителя), свидетельство о регистрации воздушного судна, действующий сертификат летной годности воздушного судна, а также Руководство по летной эксплуатации или иной документ, устанавливающий эксплуатационные ограничения ВС. Между тем при их отсутствии разрешение при подаче заявки на использование воздушного пространства органами Единой системы организации воздушного движения не выдается. Полет является нарушением требований пункта 95 Правил использования воздушного пространства Республики Беларусь, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1471 от 4 ноября 2006 года, и классифицируется как административное правонарушение, предусмотренное статьей 18.41 Кодекса об административных правонарушениях.

– Значит, абсолютно для всех летательных аппаратов необходимо это разрешение?

– Нет, существует своеобразный порог. Для управления суперлегким летательным аппаратом (СуперЛА), пилотируемым одним человеком на борту и предназначенным для спортивных соревнований или развлечений (безмоторный имеет массу конструкции менее 70 килограммов, моторный – 115), не требуется удостоверения о годности к полетам и внесения его в Государственный реестр гражданских воздушных судов Республики Беларусь. Полеты СЛА, планеров, дельтапланов, парапланов, ВС любительской конструкции, аэростатических аппаратов авиации общего назначения выполняются при высоте нижней границы облаков не ниже 450 метров и видимости не менее 5000 метров. При этом полет по маршруту осуществляется на высоте не ниже 100 метров над препятствиями. Эксплуатировать СуперЛА разрешено в визуальных метеорологических условиях при высоте нижней границы облаков не менее 300 метров и горизонтальной видимости не менее 5000 метров.

– Александр Анатольевич, у нас в стране все большую популярность приобретают авиамодели. Как быть с ними?

– В настоящее время в законодательстве не предусматривается получение разрешения на использование летательных аппаратов без человека на борту, управление которыми возможно при условии визуального контакта с ними, а также неуправляемых свободнолетающих аппаратов. Однако установлен ряд запретов на их запуск, за несоблюдение которых тоже предусмотрена административная ответственность по названной мною выше статье КоАП Республики Беларусь. Так, использование авиамоделей должно осуществляться на высоте, не превышающей 100 метров от уровня земной (водной) поверхности. Обязательной маркировке подвергаются беспилотники общей массой более полукилограмма. Наложен запрет на их запуск в пределах запрещенных зон без согласования с госорганами или организациями, в интересах которых такие зоны установлены. Постановлением Минобороны № 18 от 22 августа 2016 года по согласованию с Минтрансом установлен Перечень зон, запрещенных для использования авиамоделей в Республике Беларусь.

Напомним, что на официальном сайте Международной организации гражданской авиации (ИКАО) содержатся рекомендации по безопасности полетов беспилотников, в связи с чем следует всегда держать беспилотник в пределах его визуальной видимости; убедиться, что район запуска свободен для полетов; исключить полеты в запрещенных зонах; не выполнять полеты, включая любые виды маневрирования, что может создавать опасность для других; не летать над людьми, сооружениями, транспортными средствами, линиями электропередач; важно проверять исправность беспилотника перед каждым полетом.

В нашей стране с марта прошлого года функционирует Белорусская федерация беспилотной авиации, которая осуществляет как регистрацию ее членов, так и учет беспилотников. Она способствует развитию дрон-рейсинга в республике как международного спортивного движения. Будьте предусмотрительны и законопослушны, тогда приятные полеты с мягкой посадкой вам обеспечены.

Светлана ЗАЛЕССКАЯ, «ТБ»

Добавить комментарий