Крокi на гукi

Система звуковой навигации  с таким названием может появиться в минских троллейбусах маршрутов № 9 и 44. Об этом БЕЛТА рассказал директор учреждения реабилитации инвалидов по зрению «Центр успешного человека» Михаил Антоненко на итоговой пресс-конференции социального проекта «Больше свободы: навигационные системы для людей с инвалидностью «Крокi на гукi».

По словам директора, адаптировать общественный транспорт под нужды инвалидов будут в рамках пилотного проекта в троллейбусах маршрута № 9. Это произойдет после того, как Мингорисполком, «Минсктранс», ОО «БелТИЗ» и Центр успешного человека согласуют все технические и финансовые нюансы. На это выделено время до 1 февраля 2020 года.

Вопрос об оборудовании троллейбусов, курсирующих по маршруту № 44, будет решен после того, как в немецком фонде рассмотрят заявку Центра успешного человека.

– Нашему центру поступило предложение поучаствовать в конкурсе от немецкой организации. Мы подали заявку на большой проект «Инклюзивный город», который включает три проекта: «Крокi на гукi», клинику для наркозависимых и самостоятельное проживание для маломобильных людей на колясках. Прошли уже первую ступень отбора, в феврале ожидается защита проекта в Бонне. Если все получится, то изменения на маршрутах № 44 и 9 будут профинансированы за счет немецких партнеров. А Мингорисполком сэкономит деньги и сможет направить их на другие маршруты, – пояснил М. Антоненко.

Работает система довольно просто. На остановочных пунктах по маршруту будут установлены речевые информаторы и уложена тактильная плитка. Это поможет незрячим или слабовидящим найти остановку. Когда подъезжает нужный троллейбус, подскажет приложение BuzzPoint. Пользователю достаточно будет один раз нажать на экран своего устройства, чтобы в транспорте сработал речевой информатор.

– Размещается он, как согласовано с производителем «Белкоммунмашем», внутри салона над ступенями входа в первую дверь. Она традиционно предусмотрена для посадки физически ослабленных лиц, – добавил М. Антоненко.

Кроме того, с помощью звукового сигнала водитель сможет понять, что маломобильному человеку нужна помощь при посадке или высадке.

Всего в Беларуси уже было установлено 365 таких аппаратов-

информаторов. При этом около половины из них – в Минске и Минской области. На данный момент обучились и могут пользоваться системой уже около 1,5 тыс. человек с инвалидностью.

Более 90 тренеров имеют навыки составления речевых карт. Так, например, уже созданы пешеходные маршруты для незрячих людей в Минске и Витебске. А на днях «Минсктранс» включил речевые информаторы на двух остановках на ул. Кальварийской.

Предполагается, что вскоре речевые информаторы появятся и в столичном метрополитене. Три подобных устройства уже около двух месяцев помогают незрячим ориентироваться на станции «Площадь Ленина».

Замерз? – Выпей кофе

У первой в Минске умной остановки прибавилось полезных сервисов. Каких именно и что появится вскоре, передает агентство «Минск-Новости».

– В крытой части павильона, где расположены вендинговые аппараты, мы добавили еще один терминал самообслуживания, – рассказал руководитель социально ориентированного проекта «Код города» Андрей Сущеня. – Сейчас для желающих перекусить круг-

лосуточно работают три таких устройства: два снековых аппарата и кофе-автомат. Кроме того, в закрытой секции павильона подключили кондиционер, благодаря которому люди иногда греются, если на улице зябко. А скоро запустим звуковую дорожку, так что выпить кофе и согреться можно будет под приятную музыку. Летом кондиционер, естественно, будет охлаждать воздух.

В ближайшее время создатели умной остановки обещают запустить экран с информацией о приближающемся транспорте. В отличие от привычных табло «Минсктранса» там будут данные  не только об автобусах и троллейбусах, но и о маршрутках.

– Мы учли и то, что на остановке большая посадочная площадка, на которой расположены и наш павильон, и киоск «Белсоюзпечати». Поэтому далеко не все пассажиры видят текст единственного электронного табло. Мы разместим наши модули с такой информацией симметрично на правой и левой панелях павильона – там, где находятся мониторы с картами города и разными объектами.

В начале 2020 года в крытой части остановки планируют поставить первый в городе билетомат, где можно будет купить за наличные разовые талончики на проезд в общественном транспорте.

Умную остановку в Минске открыли в сентябре возле станции метро «Немига», в нее вложили больше 100 тысяч долларов.

Там есть USB-порты для зарядки гаджетов, кнопка экстренного вызова МЧС или милиции, экран для вызова такси, банкомат и инфокиоск, а также сенсорное табло с расписанием движения транспорта, где можно задать маршрут и выбрать, на чем доехать. На остановке работает Wi-Fi.

Зайцы в развес

Группа студентов из БГУ предлагает следить за весом автобуса, чтобы вычислять на маршруте безбилетников, сообщили корреспонденту агентства «Минск-Новости» в пресс-службе университета.

Авторы идеи – третьекурсники Максим Толкачев и Артем Бабенок, а также студенты четвертого курса Станислав Качалко и Артем Латышев.

Они хотят оборудовать подвеску колес автобуса датчиком измерения массы и счетчиком, который будет фиксировать количество пробитых талонов. Устройства будут считывать информацию, когда пассажиры заходят в салон автобуса. Так, если будут изменяться весовые показатели, но при этом данные о проездных билетах будут сохраняться или непропорционально колебаться, это укажет на наличие в транспорте зайцев.

В том числе таким способом можно оценить, насколько загружен маршрут и целесообразно ли пускать по нему дополнительные автобусы.

Светлана ЯЦКЕВИЧ, «ТБ»

Добавить комментарий