Есть категория людей, которые проводят в дороге значительную часть своей жизни. А уж сколько дней и ночей отдал путям-дорогам водитель ДЭУ-44 РУП «Гомельавтодор» Вадим Мишутин, и сосчитать сложно. Вадим Александрович трудится на ЛДД-441 пос. Медков, что в пригороде Светлогорска. Так уж сложилось, что много лет подряд в ночь на 1 января ему выпадало дежурство на дороге.
И эта своеобразная новогодняя вахта нисколько не омрачала настроение водителя. Работа есть работа, а свою он считает особенной. Но обо всем по порядку.
В состав линейной дорожной дистанции, где работает Мишутин, входят участки республиканских автодорог Р149, Р81 и Р31. Вадим Александрович с улыбкой говорит:
– Участки этих дорог я и мои товарищи знаем как свои пять пальцев. Сколько раз по ним проехал – не сосчитать. Можно даже сказать: прошел по ним ногами. Дорога для нас – это не только рабочее место, но и состояние души, ведь когда пользователям обеспечен комфортный и безопасный проезд, то и душа радуется.
Вадим Мишутин выбрал профессию водителя не случайно. Ему с детства нравились различные механизмы и очень хотелось научиться управлять машиной. Его отец был водителем и всячески поддерживал интерес сына к технике. Отслужив в армии, Вадим устроился на работу в бывший ГАП-3, базировавшийся в Светлогорске. Предприятием был направлен на обучение в Речицкую автошколу ДОСААФ, где и получил заветные водительские корочки.
Это было в то время, когда бурно развивалась нефтяная отрасль и для многих белорусов слова «нефтяник», «нефть», «нефтяное месторождение» стали привычными. В освоении северных месторождений активно участвовали и водители, без которых обойтись в этом важном деле было просто невозможно. Поработав в Светлогорске, Мишутин решил испытать себя на прочность и уехал на Крайний Север. Там он работал на разных машинах: КРАЗах, МАЗах, КАМАЗах, ТАТРах. По каким только дорогам не ездил! Хорошо, если это была бетонка, по которой, будто пчелы, «вжикали» разномастные и разнокалиберные автомобили. Но зачастую нужно было делать рейсы по лежневкам, размытым и выщербленным дорогам, где не было ни светофоров, ни указателей. Приходилось быть готовым к любой неожиданности и полагаться только на самого себя.
Мишутин увлеченно рассказывал о своей работе на Севере. Интересный факт: между городами Лангепас и Нижневартовск – 100 километров, но когда водители приехали в командировку, им на преодоление этого расстояния давали двое суток. Вот такие были дороги. Иногда можно было наблюдать удивительную картину: остановившийся поезд с помощью троса вытягивает окончательно и бесповоротно забуксовавшую машину. Там, на Севере, было братство людей, связанных черным золотом. Вместе с тем на дорогах была и своя, производственная логика тех, кто спешил уложиться в график работ и вовремя доставить груз, не подвести товарищей по работе. В этом сумасшедшем ритме, который не позволял расслабляться, Вадим Мишутин с настырностью разведчика постигал логику северных трасс, накапливал опыт и занимался по-настоящему мужским делом. Отработав на Севере 10 лет, вернулся в родной город уже опытным водителем, крещенным и закаленным пургой, морозами и, естественно, трудностями, которых хватило через край. Некоторое время работал в АП-5, затем – водителем маршрутки, но по-настоящему обрел себя в дорожной отрасли.
Работа в ДЭУ-44, во главе которого – грамотный и энергичный руководитель Игорь Стельмаков, пришлась Вадиму Александровичу по душе с первых дней. В этом дружном, сплоченном коллективе профессионалов людей ценят за трудолюбие и умение своевременно и качественно выполнять поставленные задачи. Мастерства и профессионализма Мишутину не занимать. Если потребует дело – в любую командировку отправится и со сложной работой на дороге справится. Бывало, в летний период выполнял по два рейса в Мозырь, доставляя битумную эмульсию в свое управление из ДРСУ-186. Во время летнего строительного сезона Вадим Александрович работает на автогудронаторе и, как правило, бывает занят на устройстве поверхностной обработки. Казалось бы, прекрасно изучил технологию этой работы и отлично с ней справляется. Чего волноваться? Оказывается, это волнуется его душа, а кто вкладывает в работу хоть толику этой доселе изучаемой субстанции, тот всегда в выигрыше. И не только он, но и водитель, который после дорожника проедет.
Вот так трепетно относится к дороге большинство тружеников ДЭУ-44. Забота о надлежащем состоянии обслуживаемых транспортных артерий здесь не сезонная, а постоянная. Велико напряжение в зимний период, когда дорожникам необходимо быть готовыми ко всевозможным погодным явлениям и «сюрпризам». Зиму здесь встречают во всеоружии, без контроля и надлежащего ухода не остается ни один километр обслуживаемых дорог. В этот период согласно графику водители работают не только днем, но и ночью. Дозорные автодорог следят за их состоянием и в зависимости от погоды выполняют нужную работу. Вот в чем коренное отличие водителя-дорожника от обычного водителя. Первому приходится не только крутить баранку и тщательно следить за обстановкой на транспортной артерии, соблюдая Правила дорожного движения, но и бороться со снегопадами, гололедицей, быть при этом предельно внимательным и осторожным.
– Для нас снегопады не являются каким-то чрезвычайным явлением, – рассказывает Вадим Александрович. – Но если они сопровождаются сильными морозами и усилением ветра, тогда ситуация на дорогах может быть посложнее. Мы работаем круглосуточно, и если возникает необходимость, на дорогах задействуется дополнительная техника. А так обычно выезжает несколько единиц: автомобиль, погрузчик и МТЗ. Дороги старательно чистим, посыпаем противогололедными материалами или просто делаем профилактику – наши действия зависят от погоды. На дежурстве наш главный командир – диспетчер. Он определяет фронт работ и нормы расхода материалов, которыми обрабатываются дороги, и в зависимости от них мы регулируем настройки.
О своей работе Вадим Мишутин рассказывал с нескрываемым удовольствием. Чувствовалось, что он всем сердцем и душой прикипел как к ней, так и к своему коллективу.
– У нас немало замечательных водителей, механизаторов, которые прекрасно знают свое дело и справляются с любой работой, – отметил Вадим Александрович. – Сейчас, в зимнее время, среди тех, кто выходит на дежурство, – водители нашей дистанции Виктор Шабанов, Игорь Прибышеня, Андрей Соловьев, Анатолий Шалахтинов, машинист автогрейдера Владимир Жиженко и водитель погрузчика Александр Казаков, трактористы Александр Мамонтов, Сергей Кохно, Валерий Курленко. Прекрасно справляются со своими обязанностями наши диспетчеры, которых мы ценим и уважаем. В летнее время они работают на своих основных должностях, зимой переводятся в диспетчерскую. Мы всегда прислушиваемся к мнению диспетчеров Виктора Макарчука (механика), Юрия Петуха и Дмитрия Качуры (мастеров), стараемся добросовестно выполнять их задания и работаем с удовольствием.
Как у всякого уважающего себя человека, у Вадима Мишутина есть хобби. И это не охота и не рыбалка, как бывает у многих мужчин. А русская баня. Вадиму Александровичу и его коллегам не надо искать баню где-то в городе, она есть в самом ДЭУ-44. Сюда дорожники охотно ходят со своими семьями. Мишутин – ярый приверженец банных процедур. Он абсолютно уверен: баня приносит не только удовольствие, но и пользу. Как опытный банщик, может объяснить, за счет чего достигается оздоровительный эффект процедур – за счет «игры сосудов». Под воздействием пара и контрастных температур они то сужаются, то расширяются. Именно это очищает организм от шлаков и солей и способствует приливу жизненной энергии.
А еще Вадим Мишутин хорошо готовит, и, как отмечают женщины-дорожницы, шашлыки из его рук – самые вкусные.
Слушала, как мой собеседник рассказывает о бане, и вспомнила о другом увлечении многих работников ДЭУ-44: на Крещение они купаются в ледяной проруби, которую вырубают сами в реке Березине, в районе г. п. Паричи. Это уже стало традицией. Вообще, коллектив управления и его директор Игорь Стельмаков – удивительные люди, умеющие и работать, и отдыхать и делающие это с азартом, удовольствием и вкусом. Если трудиться – то грамотно и профессионально и до седьмого пота, как было, например, этим летом в Рогачеве при подготовке города ко Дню белорусской письменности. Если отдыхать – то с выдумкой и пользой для здоровья. Уместно вспомнить такое мероприятие, как «Зимние забавы дорожников», которое проводилось на свежем воздухе в урочище Муравейки на берегу Березины. Работники управления соревновались в подледном лове рыбы, лыжных гонках, стрельбе из пневматической винтовки, катании на коньках, городках. А какая вкусная была уха из выловленной рыбы! Да и шашлыки, и другая еда были просто потрясающими.
– Работать в таком коллективе приятно, – отмечает Вадим Мишутин. – Чувствуешь свою причастность к важному и необходимому делу, стараешься жить и трудиться в заданном ритме, необходимом для содержания дорог. Это приносит радость и удовлетворение, дает новые силы и уверенность в себе.
…На территории ДЭУ-44 растет елочка, которую обычно украшают на Новый год. Когда Вадим Александрович устраивался на работу, она была небольшой, гирлянды хватало на всю ее длину. Теперь зеленая красавица подросла, стала более пушистой. Дорожники по-прежнему наряжают ее, только вот гирлянды хватает на половину высоты. Жизнь идет…
Валентина ШИНКЕВИЧ, «ДТП»