Коллеги, конкуренты. Профессионалы

В прошедшую субботу на площадке диспетчерской станции «Подкастельцы» филиала «Автотранспортное предприятие № 6 г. Новополоцка» ОАО «Витебскоблавтотранс» прошли областные соревнования по профессиональному мастерству водителей грузовиков и автобусов. Участие в состязаниях приняли команды, представляющие предприятия Витебской области. Новополоцк уже четвертый год подряд проводил подобный конкурс.

И яркое солнце в награду

В тот день диспетчерская станция «Подкастельцы» выглядела необычно. Площадка, которая всегда заполнена автобусами, была пустой, чистой и огорожена металлическими ограждениями – безопасность превыше всего. Прибывающие участники соревнований размахивали знаменами своих предприятий. На первом этаже диспетчерской приезжим предлагали чай и кофе. Команды филиалов ОАО «Витебскоблавтотранс» традиционно возглавляли директора предприятий. Этот момент тоже подчеркивает важность конкурса.

В ОАО «Витебскоблавтотранс» всегда ответственно подходили к проведению таких мероприятий. Профессионалами не рождаются. Ими становятся. В коллективах, где работают водители. Поэтому каждому из руководителей автопредприятий хочется, чтобы именно его водитель поднялся на пьедестал почета.

Вся необходимая инфраструктура для проведения соревнований в Подкастельцах тоже имелась. Это и оснащенное компьютерами помещение для приема экзаменов по ПДД, и качественная асфальтированная транспортная площадка для проведения автоконкурса, которую даже не пришлось специально ремонтировать. К тому же все это расположено в самом городе, а значит, нет проблем с тем, чтобы поболеть за своих – сюда могли подтянуться друзья и коллеги местных участников соревнований. И они были. Приходили семьями, с маленькими детьми. А это уже не просто конкурс, а мероприятие по популяризации профессии водителя.

Кроме того, организаторы сделали все, чтобы участники соревнований не отвлекались ни на какие мелочи и смогли полностью проявить себя на трассе. Были организованы места для стоянки транспорта гостей, выезд в столовую, работали туалеты, результаты заездов сразу выводились на монитор у входа в здание диспетчерской.

Открыл соревнования первый заместитель генерального директора ОАО «Витебскоблавтотранс» Владимир Худоерко. Он поблагодарил организаторов за проделанную работу, пожелал удачи участникам соревнований: водителям – продемонстрировать все лучшее, на что способны, судьям – справедливого судейства.

Владимир Николаевич отметил, что в том числе благодаря коллективу профессионалов предприятию удается справляться с поставленными задачами, показывать высокие результаты хозяйственной деятельности.

Из года в год улучшается материально-техническая база, обновляется парк автотранспорта. Сегодня в обществе насчитывается около 800 автобусов и 400 грузовых автомобилей. За 8 месяцев года работниками всех филиалов перевезено порядка 4 млн тонн груза и 73 млн пассажиров. Всеми видами транспорта ОАО «Витебскоблавтотранс» за этот период пройдено расстояние в 300 млн 429 километров. А это означает, что машины предприятия 100 раз обогнули бы экватор.

– Я рад приветствовать гостей и участников нашего конкурса. Это – традиционное мероприятие. Мы проводим его, чтобы быть конкурентоспособными на рынке транспортных услуг, чтобы наши работники были востребованы на рынке труда. Сегодня транспортная отрасль – высокоэффективная, работает стабильно. И мы должны прилагать усилия, чтобы так было и дальше. Ведь мы во-
оружены техникой, в которую заложены самые передовые новации в машиностроении, а в наших руках – современные информационные технологии. Мы внедряем у себя новшества в сфере логистики перевозок, совершенствуемся сами, – сказал Владимир Худоерко.

Заместитель председателя Новополоцкого горисполкома Альберт Шакель выразил автотранспортникам благодарность за оказанное доверие городу. Он подчеркнул, что развитие автотранспорта играет ключевую роль в работе народно-хозяйственного комплекса, а от надежности водителей зависит устойчивое развитие экономики как города, так и страны в целом.

ПДД? Без проблем!

Дальше, все как обычно. В специально привезенной и установленной палатке состоялся инструктаж по технике безопасности и охране труда, водители прошли медосвидетельствование и приступили к решению билетов по Правилам дорожного движения. Благо все необходимые помещения располагались рядом.

Прохождение медосвидетельствования было, пожалуй, самым веселым и непринужденным мероприятием, а также своеобразной психологической разгрузкой – шутками можно было снять стресс и волнения. Отстранять кого-либо от соревнований не пришлось.

А вот возле кабинета, где проверялись знания Правил дорожного движения, участники конкурса заметно волновались. Даже создавалось впечатление, что они впервые сдают на права. Кто-то листал брошюрку с ПДД, кто-то рассказывал, как его просто так три раза за полчаса остановили сотрудники ГАИ для проверки документов, кто-то просто молчал. Как ни старались организаторы оградить водителей от лишней нервозности, она была видна невооруженным глазом.

На 10 вопросов надо было ответить как можно быстрее и правильно. Билеты практически не отличались от тех, что используются в автошколах при подготовке курсантов к сдаче экзаменов в ГАИ – диск выпуск № 17 ЧУП «Новый поворот». Все понимали: успех в первом конкурсе во многом предопределяет конечный результат. За каждый неправильный ответ и лишнюю секунду начислялись штрафные баллы.

Как свидетельствуют протоколы, большинство профессионалов успешно справились с первым заданием. К примеру, водитель автобусного парка № 1 г. Витебска Вадим Хомкин, выступавший в номинации «МАЗ-103», правильно ответил на все вопросы всего за 53 секунды. Олег Ходиков из АТП № 6 г. Новополоцка – за 66. Виталию Бохону из автобусного парка № 2 г. Полоцка потребовалась 81 секунда. И верно, водитель-профессионал должен правильно отвечать на вопросы по Правилам дорожного движения даже, если его разбудить среди ночи. Вообще, практически все участники конкурса показали хороший результат – семь водителей ответили правильно на все вопросы, остальные допустили по одной-две ошибки.

Водителям грузовиков, которые чаще работают в карьерах, Правила дорожного движения давались с большим трудом.

Как отметил главный судья соревнований начальник отдела охраны труда, безопасности движения и специальных работ ОАО «Витебск-
облавтотранс» Александр Зуев, все водители автобусов как минимум два раза в год проходят проверку знаний Правил дорожного движения, постоянно выезжают на городские улицы с интенсивным движением автотранспорта, а потому и результат показывают хороший.

Прицеп извивается змейкой

Главное отличие «Автопрофи-2017» от предыдущих соревнований заключалось в том, что каждый автопарк мог выставить в каждой номинации только одного водителя.

В прежние годы бывало, что весь пьедестал почета среди водителей самосвалов занимали представители команды АТП № 1 г. Витебска, а на автобусах между собой соревновались водители автобусного парка № 1 г. Витебска или АТП
№ 6 г. Новополоцка. В связи с этим у руководителей команд возросла ответственность при подаче заявки. Раньше можно было надеяться на то, что если у одного водителя что-то не получится, то успешно справится с заданием другой. Теперь права на ошибку не было.

Как пояснил Александр Зуев, ввести это новшество было необходимо для того, чтобы соревнования уместить в один день. А также добавить пятую номинацию – заезды на автобусе МАЗ-241. В этом году ОАО «Витебскоблавтотранс» приобрело 35 таких автобусов, и они имеются практически в каждом автопарке. Исключение составляют только предприятия, специализирующиеся на перевозке грузов – филиалы «АТП № 2, г. п. Руба» и «АТП № 5, г. Витебск».

Кроме того, если у предприятия нет машин одной из номинаций, то и заявляться для участия в соревнованиях нельзя. Потому в первой из них – «МАЗ-5440» с полуприцепом – на старт вышло только 8 водителей. Громоздкие и неповоротливые машины медленно, но уверенно преодолевали дистанцию. Водители старались правильно выполнить каждую фигуру.

Но, как показал финиш, сюрпризов в этой номинации не произошло. Победу с явным преимуществом одержал водитель из Новополоцка Александр Ринденок. За время работы в АТП № 6 (с 2009 года) Александр Викторович зарекомендовал себя технически грамотным, исполнительным и дисциплинированным работником. Постоянно повышает квалификацию и в настоящее время осуществляет грузовые международные перевозки. Автомобиль содержит в технически исправном состоянии и грамотно его эксплуатирует. Не имеет нарушений дорожно-транспортной дисциплины. Является водителем-наставником. Александр Викторович занимал 1-е командное и 1-е место в личном зачете в конкурсе профессионального мастерства водителей магистральных автопоездов на конкурсах БАМАП. Принимает активное участие в общественной жизни предприятия, спортивных мероприятиях. Личные качества Александра Ринденка – коммуникабельность, порядочность, ответственность. Он пользуется заслуженным авторитетом у коллег.

Второе место в номинации «МАЗ-5440» занял представитель филиала «АТП № 8, г. Орша» Сергей Давыдовский. И в этом тоже нет ничего удивительного. На этой марке автомобиля он работает уже более 18 лет. Знает машину как свои пять пальцев.

Третье место – у представителя АТП № 16 г. Глубокое Дениса Пучинского. Он работает в филиале водителем автомобиля МАЗ-5440 с 2011 года. За этот период зарекомендовал себя с положительной стороны, добросовестным, дисциплинированным работником. Имеет достаточные знания по своей специальности и представление о машине, технических средствах обслуживания и ремонта, что позволяет успешно справляться со своей работой. Закрепленный за ним автомобиль постоянно содержит в технически-исправном состоянии.

Когда «гармошка» растягивается

Захватывающее зрелище представляли соревнования среди водителей автобусов. Особенно когда автобусы, медленно ездящие по городским улицам, лихо на скорости преодолевали «змейку».

Сначала на дистанцию выехал МАЗ-105. Эти машины эксплуатируются только в Витебске, Новополоцке, Полоцке и Орше. А соответственно – всего четыре участника. Конечно, при вождении таких автобусов важен опыт. Но безоговорочную победу в конкурсе одержал Артем Быков из Новополоцка.

Второе место – у Владимира Котореца из Витебска.

Кстати, Быков и Которец этим летом принимали участие в XX Открытом городском конкурсе профессионального мастерства в Санкт-Петербурге. Свои навыки в фигурном вождении автобусов длиной 12 и 18 метров демонстрировали представители из 10 регионов России. Наши соотечественники заняли почетное третье место.

Интересно, что «Витебскоблавтотранс» приглашал на соревнования в Новополоцк водителей из Санкт-Петербурга и Пскова, однако в российских автопарках не смогли изыскать возможность для приезда в Беларусь.

Третье место занял Виталий Бохон из Полоцка. В отличие от Быкова и Котореца, которые безошибочно прошли трассу, он допустил одну ошибку на «колее».

В номинации «МАЗ-103» конкуренция была гораздо выше – семь участников. Это более маневренная машина. А потому все решали секунды. Итог таков: Олег Ходиков из Новополоцка занял первое место на пьедестале почета.

– Еще до старта был уверен, что буду в числе призеров. Занял первое место. Это замечательно, – поделился эмоциями победитель.

Второе место – у Вадима Хомина из Витебска. Навыки вождения автомобиля он получил в рядах Вооруженных Сил Республики Беларусь. В течение пяти лет совершенствует их в качестве водителя автобуса в автобусном парке № 1. Вадим – водитель 1-го класса, целеустремленный и движется только вперед. Имеет большой опыт участия в подобных соревнованиях. В свободное от работы время увлекается автомобильной техникой.

Третье место в данной номинации занял Дмитрий Авдеенко из Полоцка.

Самосвалы сами не ходят

Вслед за городскими автобусами на площадку выехал самосвал. В этом году в конкурсной программе использовался двадцатитонный МАЗ-6501 – признанный труженик белорусских дорог. В этой номинации приняли участие 15 водителей. Здесь тоже есть свои многолетние признанные мастера. Но победу, причем второй раз подряд, одержал молодой водитель из автотранспортного предприятия № 1 г. Витебска Руслан Князев.

– Конечно, уверенность в своих силах была. МАЗ слушался с полуслова. И все сложилось удачно, – отметил победитель. – Ехал на соревнования только за победой. Парк № 1 должен соответствовать своему номеру. Из сложностей – только мандраж, но мысли о победе успокаивали.

Второе место – у Александра Петрова из Новополоцка, третье – у Александра Черторицкого из Орши.

Скорость, напор, азарт и даже где-то авантюризм – вот отличительная черта призеров в этой номинации, которая оказалась самой массовой: были представлены почти все предприятия области. Отрадно и то, что в этом году треть участников соревнований – это молодые парни.

На пригородных трассах скорость противопоказана

Номинация «МАЗ-241» в этом году была опробована впервые. И не мудрено. Автобус – новый. Организаторам хотелось испытать его и в рамках соревнований, когда важны не только плавность хода и комфорт для пассажиров, но и возможность маневрирования на скоростях в ограниченном пространстве.

– У нас даже возникли сложности с тем, чтобы правильно выставить фигуры по трассе, – рассказывает Александр Зуев. – Ведь машина новая. Мы искали информацию в Минске, делали собственные расчеты, применяли математические формулы. Вроде, получилось.

Первое место в этой номинации – у водителя из Новополоцка Валерия Стомы. Он допустил всего одну ошибку на трассе и правильно ответил на все вопросы при проверке знаний ПДД. Валерий не имеет нарушений дорожно-транспортной дисциплины, показывает высокую культуру обслуживания пассажиров. Неоднократно поощрялся за хорошую работу. Пользуется заслуженным авторитетом у коллег.

Вторым стал Дмитрий Плаксин из АТП № 1 г. Витебска. Кстати, в прошлом году у него было второе место в номинации «МАЗ-6501». Как говорится, на всей технике – мастер. Забегая вперед, отметим: он также признан лучшим молодым водителем соревнований.

Третье место – у Владимира Коршунова из автобусного парка № 2 города Полоцка. Он работает здесь только с апреля, однако проявил себя исполнительным и трудолюбивым работником. Имеет 3-й класс. ДТП за время работы в филиале не совершал. Закрепленную технику знает и эксплуатирует грамотно. Нарушений трудовой дисциплины не имеет. Доводимые плановые задания выполняет. Принимает активное участие в общественной деятельности предприятия. На областных соревнованиях по профессиональному мастерству водителей автомобилей Владимир участвовал впервые.

Все участники этой номинации отмечали: если не тренироваться, то четко выполнить фигуры на МАЗ-241 практически невозможно. Как результат, обилие штрафов при прохождении дистанции. Новый автобус – не маневренный. К тому же в отличие от МАЗ-103 он имеет механическую коробку передач. А этим механизмом тоже надо уметь пользоваться. Автобус создан для пригорода, где скорость противопоказана.

Хозяева

Что касается итогов общекомандного зачета, то они в этом году официально не подводились. Но даже беглого взгляда на протоколы достаточно, чтобы сказать: хозяева были вне конкуренции. У новополочан – четыре первых места и одно второе.

– Мы уже четвертый раз принимаем у себя гостей для проведения конкурса профессионального мастерства водителей, – говорит директор филиала «Автотранспортное предприятие № 6 г. Новополоцка» Иван Ращинский. – Наверное, это закономерно. Мы располагаем неплохой базой, есть хорошая площадка, оборудование, обученный персонал. А еще наши водители постоянно находятся в числе призеров. В ходе подготовки к соревнованиям мы заблаговременно нанесли разметку, привезли барьерные ограждения, которые призваны обеспечивать безопасность зрителей. Судьи только расставили фишки и вешки. Кроме того, в подготовке к проведению соревнований нам серьезную помощь оказал автобусный парк № 2 г. Полоцка. Коллеги выделили технику, организовали работу буфета, горячую пищу.

Оценивая результаты конкурса, Иван Иванович отметил, что команда выступила отлично. Это был своеобразный реванш за прошлогоднее не совсем удачное выступление.

Зрители

Они тоже заслужили похвалы. Без них конкурс не был бы таким ярким и эмоционально окрашенным.

Многочисленные болельщики, а среди них было немало жен и детей участников, громкими криками и аплодисментами поддерживали своих кумиров. С восхищением наблюдали они за виртуозно управляемыми массивными фурами и длиннющими автобусами-«гармошками», которые задним ходом парковались в узкий створ ворот, на большой скорости вырисовывали «восьмерки», на одном дыхании проходили «змейки»… После завершения соревнований байкер с девушкой, в руках которой развивалось знамя автотранспортного предприятия № 6 г. Новополоцка, проехали по кругу. Это тоже стало своеобразной изюминкой праздника.

Награды

В конце мероприятия прошла торжественная процедура награждения победителей. Награды водителям во всех номинациях вручал первый заместитель генерального директора ОАО «Витебскоблавтотранс» Владимир Худоерко. Победители и призеры получили кубки, почетные грамоты и денежные сертификаты.

Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТБ»

Добавить комментарий