Когда на всё не хватает

Вопросы прохождения гостехосмотра транспортных средств по-прежнему не теряют своей актуальности, что и подтвердил недавний рейд в Витебске, в котором вместе с сотрудниками Госавтоинспекции и УП «Белтехосмотр» принял участие и наш корреспондент.

Хорошее место для засады

– Не желаете принять участие в совместном рейде с Госавтоинспекцией по выявлению транспортных средств, участвующих в дорожном движении без прохождения процедуры гостехосмотра, – прозвучало в телефонной трубке. Вроде декада «Гостехосмотр» уже давно прошла, подумал я, но принял предложение.

В прошедший вторник примерно в 9 часов утра автомобиль ГАИ, в котором находились старший госавтоинспектор отделения технического надзора и профилактики МО ГАИ УВД Витебского облисполкома Андрей Закревский, ведущий специалист УП «Белтехосмотр» по Витебской области Дмитрий Пантелей и ваш покорный слуга, уже мчался к месту дислокации. Им в тот день для нас стала улица Петруся Бровки в районе СЭЗ «Витебск». Место, с одной стороны, тихое – окраина города, с другой – там постоянно движется непрерывный поток транспортных средств: это въезд в Витебск с оршанского направления и транзитный проезд из нового крупного микрорайона Медцентр. Более того, улица разделена трамвайными путями, а потому, даже завидев нас, у автовладельца не будет путей к отступлению. Хорошая точка для засады.

– Почему вы решили, что работники УП «Белтехосмотр» выезжают с сотрудниками ГАИ в рейды исключительно в ходе проведения тематических республиканских декад? – вопросом на вопрос отвечает Дмитрий Пантелей. – У нас есть планы совместной работы с сотрудниками как ГАИ, так и Транспортной инспекции. Выезжаем на контроль минимум два раза в месяц. Зачем это надо? В ходе рейдовой работы и общения с водителями лучше понимаешь сложившуюся ситуацию. Наше живое присутствие на дороге – лишнее напоминание, что нельзя забывать о прохождении гостехосмотра. Это обязанность каждого владельца транспортного средства. С другой стороны, в ходе таких мероприятий мы чаще, чем сотрудники ГАИ, выявляем поддельные штампы на сертификатах о прохождении гостехосмотра. Мы не только отлично знаем, как должны выглядеть настоящие, но даже подписи наших сотрудников помним.

Кстати, только рейдами взаимодействие УП «Белтехосмотр» и Госавтоинспекции не ограничивается. Например, 7 апреля с сотрудниками батальона ДПС проводились тематические занятия, в которых принял участие начальник отдела ОГТО Витебской области Вильгельм Кишковский. Он обучал сотрудников ГАИ тому, как выявлять поддельные штампы. Показали молодым госавтоинспекторам наши штампы, объяснили, чем они отличаются от поддельных. И это уже не первое такое занятие. Эффект от них есть. Сотрудники ГАИ стали больше уделять внимания гостехосмотру. Выявлен не один десяток поддельных штампов. В этом плане нам очень помогает Госавтоинспеция Оршанского региона. Их сотрудники на автодороге М1 Брест – Минск – граница Российской Федерации выявляют и минские, и брестские, и могилевские автомобили, владельцы которых поставили себе в сертификат липовые штампы. Нам часто звонят, чтобы проверить прохождение гостехосмотра по общей базе. Хочется поблагодарить и сотрудников ГАИ Полоцкого региона, которые тоже регулярно выявляют подделки. Да и в Витебске такие случаи имеют место. Один автовладелец даже на нашу диагностическую станцию приехал с поддельным штампом о прохождении им ранее гостехосмотра. Уместно будет напомнить, что за такое преступление предусмотрена уголовная ответственность, сумма штрафа по которой достигает 1000 базовых величин, сейчас это – 210 млн рублей.

Без наклейки, но с техосмотром

Поначалу мы обращали внимание на наличие наклейки о прохождении гостехосмотра в правом нижнем углу на лобовом стекле. Но, как вскоре выяснилось, ее отсутствие вовсе не означает, что автомобиль не прошел гостехосмотр – многие возят ее с собой в портмоне или хранят за солнцезащитным козырьком.

– Не люблю я ее клеить. Проще возить с собой, – утверждает владелица «Тойоты». – И не беда, если лишний раз остановят и проверят документы. У меня всегда все в порядке.

– Знаете, я чуть в ДТП однажды из-за этой наклейки не попал. Хорошо, тормоза отличные. Она слегка обзор закрывает, сливаясь со стойкой, – объяснял отсутствие наклейки водитель «БМВ».

…Тогда мы пошли проверенным путем и стали останавливать машины, возраст которых вызывает уважение. Но и деду на «Жигулях», и парню, только что окончившему автошколу, на двадцатипятилетнем «Фольксвагене» предъявить было нечего. Автомобили ухожены, гостехосмотр проходят вовремя и, если верить владельцам, с первого раза.

Мне уже даже показалось, что у нас все водители дисциплинированные. Хоть это и противоречило упрямой статистике Госавтоинспекции. Каждый месяц в Витебской области выявляется около трех тысяч автовладельцев, которые эксплуатировали автомобиль без отметки о прохождении гостехосмотра. Около двух тысяч попадаются в сети сотрудников ГАИ первый раз и около тысячи – повторно.

И мопеду нужен гостехосмотр

«Опель», остановленный Андреем Закревским, не вызывал никаких подозрений. Машина внешне крепкая и не старая. Даже наклейка на лобовом стекле имеется. Как выяснилось, она досталась владельцу по наследству. Мужчина купил этот автомобиль месяц назад и обязан был пройти гостех-осмотр в десятидневный срок.

– Сами не пробовали проходить? – интересуюсь я.

– А что пробовать, если денег на пошлину нет, – отвечает водитель «Опеля».

После он начал выкладывать свое видение ситуации.

– У меня была другая машина, которая проходила гостехосмотр, и я платил пошлину. Недавно появилась возможность поменять свой прежний автомобиль на более новый. Эта машина тоже проходила гостехосмотр. То есть и машина исправна, и я пошлину платил. Зачем мне еще раз платить деньги и проверять машину, которая уже проходила техосмотр? В этом нет логики. Обдираловка и только, – высказывал свои доводы автовладелец.

Мы бы могли с ним даже согласиться, только закон трактует иное. Мужчина заплатил 210 тысяч рублей штрафа. И уехал, так и не найдя поддержки.

Следующим нарушителем оказался водитель «Опеля» из Орши. Правда, он утверждал, что это не его автомобиль: взял машину у знакомого, чтобы по делам съездить в областной центр – позарез надо! Но из талона водителя следовало, что он уже второй раз в течение года попадается за управление транспортным средством без прохождения гостехосмотра. 420 тысяч рублей штрафа он заплатил на месте.

В конце рейда, а дело двигалось к обеду, мы удивили владельца мопеда из Лиозно. Мужчина, если ему верить, впервые от нас узнал, что мопеды тоже должны проходить процедуру гостехосмотра. Но, как говорится, незнание закона не освобождает от ответственности. Пришлось жителю райцентра расстаться с 210 тысячами рублей в виде штрафа и думать, где в обозримом будущем проходить процедуру. В Лиозно стационарной диагностической станции нет. Туда два раза в год приезжает передвижная линия филиала «Автобусный парк № 1, г. Витебск».

Заключительным аккордом рейда стал остановленный нами автомобиль «Фольксваген-Пассат В-2». На этот, с позволения сказать, автомобиль было жутко смотреть. Он гнил со всех сторон.

– Только не дотрагивайся до него, а то развалится, – предупредил меня водитель, когда сотрудник ГАИ пригласил его в свою машину для составления протокола об административном правонарушении.

Машине уже ничего не поможет. С этим согласен и владелец, предъявивший документы, свидетельствующие, что недавно он приобрел другую машину. Правда, ее тоже еще надо «подшаманить».

Плюс в апреле – минус в целом

Поток транспортных средств на диагностические станции снижается. И если в апреле, когда традиционно на дороги выползают «подснежники» (автомобили, не эксплуатирующиеся зимой) на ДС Витебской области наблюдался ажиотаж – плюс 3,9 процента к уровню апреля 2015 года, то в целом имеется снижение.

Этому, по мнению специалистов, послужило несколько причин. Главная из них – низкая платежеспособность населения. Заработные платы не растут, чего не скажешь о ценах на товары и услуги. И когда делится семейный бюджет, гостехосмотр занимает в нем далеко не первое место.

Изменилась ситуация и на авторынке – парк значительно обновился. У многих имеются старые машины, которые приобретались раньше за 5 тысяч долларов, а сейчас их и за полторы никто не берет. Продавать за бесценок не хочется… Такие автомобили стоят на учете в ГАИ, но не эксплуатируются. Вместе с тем новые машины российской сборки, ввезенные в Беларусь в конце 2014-го и в 2015 году, на гостехосмотр приедут позже – они проходят эту процедуру раз в два года.

Главное – доброжелательное отношение

После рейда мы заехали на ДС № 167. В это время там работали обе линии, даже стояла небольшая очередь из транспортных средств.

– Наша диагностическая станция в 2011 году передана из собственности ОАО «Витебскоблавтотранс» в хозяйственное ведение УП «Белтехосмотр». И с того времени ежегодно прирастаем в объемах проделанной работы, – говорит начальник станции Александр Кулешов. – У нас оснащены две линии – легковая и универсальная. Сейчас мы работаем на тормозном стенде Картэк–3504, который соответствует всем международным требованиям. Больших очередей нет. Все делаем быстро и качественно. Кроме меня на станции трудятся шесть диагностов, которые чередуются посменно. В основу работы мы ставим доброжелательное отношение к клиенту. И только это дает нам прирост транспортных средств, представленных на гостехосмотр. За 2015 год проведено 21 854 процедуры гостехосмотра, за 4 месяца текущего – 6335.

– Пользуясь случаем, хочу пригласить на нашу диагностическую станцию клиентов. Уверен, если транспортное средство подготовлено – внешний вид не вызывает вопросов, выхлопные газы не превышают определенный уровень, а тормозная система и рулевое управление в порядке, то проблем с прохождением гос-техосмотра у нас на станции не возникнет, – говорит Александр Николаевич. – Да, я тоже знаю людей, которые боятся ехать на техосмотр. Думаю, такое происходит после того, как они пообщались с нерадивыми специалистами. От работы инженера-диагноста зависит очень много. Он первым подходит к клиенту, здоровается, осматривает машину. На нашей станции закон – доброжелательно относиться к каждому. А ведь бывает, что приехал человек, а ему сразу – сдавай свой чермет на металлолом, и в диагностическую карту вносят множество замечаний и несоответствий. Возьмет водитель эту карту и не знает, что делать. У нас специалисты всегда подскажут, куда обратиться, если есть недостатки. И сообщаем о них мы корректно. Если грамотно и культурно все объяснить, то претензий от автовладельцев не будет. Проверено жизнью. Жалоб на нашу станцию нет, а благодарностей много. Мы принимаем на гостехосмотр машины независимо от года выпуска.

Для клиентов созданы все условия. Имеется предварительная запись, ведется и через Интернет. Человек, не выходя из дома, нажатием нескольких клавиш может записаться на выбранное им время, и ему на мобильный телефон придет SMS-напоминание. Хотя есть, правда, у нас и забывчивые люди, которые вспоминают про гостехосмотр в последний момент и потом стоят в общей очереди в конце месяца. В такие дни мы через линии пропускаем около 100 автомобилей. Середина месяца проходит спокойно.

Геннадий Закржевский, «ДТП»