Когда лимит бесед исчерпан,

Приходится включать административный ресурс, наказывая нарушителей рублем

Благополучие и спокойствие в любом обществе зависят от соблюдения установленных норм каждым гражданином в отдельности. Это касается и безопасности дорожного движения, где всем необходимо следовать установленным правилам.

Когда лимит бесед исчерпан

Случайность или тенденция?

Региональный отдел контроля Транспортной инспекции по Могилевской области под руководством ведущего специалиста Владимира Рабушко работает на территории пяти районов: Бобруйского, Кировского, Глусского, Кличевского и Осиповичского.

Сотрудники бобруйского филиала в работе показывают хорошие результаты. Они постоянно осуществляют рейдовые внеплановые мероприятия по проверке технического состояния маршрутных транспортных средств и автомобилей-такси, а также работы их водителей. Действует отдел контроля платных дорог. В частности, за 2015 год Бобруйский региональный отдел контроля платных дорог принес в республиканскую казну более 400 тысяч евро, выявив нарушения пользования платными дорогами нерезидентами Республики Беларусь, в основном это граждане Украины, а затем – Молдовы.

– Основные функции регионального отдела контроля транспортной деятельности, – рассказывает Владимир Рабушко, – это контроль за соблюдением закона в транспортной деятельности и безопасности движения на территории пяти районов области, наличием разрешения на транспортные средства владельцев иностранных транспортных средств и страховых полисов гражданской ответственности, соблюдением водителями режима труда и отдыха, техническим состоянием транспортных средств и так далее.

Сотрудниками отдела наработана практика применения мер административного воздействия, по результатам которой можно сделать выводы об эффективности реализации контрольно-профилактических мероприятий.

В частности, приведу пример взаимодействия с контрольно-ревизорской службой филиала «Автопарк № 19» г. Осиповичи ОАО «Могилевоблавтотранс». Руководство парка обратилось к нам за помощью провести совместные внеплановые тематические оперативные проверки городского пассажирского транспорта. Выехав в Осиповичи, мы совместно с милицией и контрольно-ревизорской службой выявляли безбилетных пассажиров в городском транспорте. В первый день нашей работы в автобусах на 19 пассажиров были составлены протоколы за безбилетный проезд, они привлечены к административной ответственности. Во второй день «улов зай-цев» оказался куда больше – 34 нарушения по ст. 18.30 ч.1 (безбилетный проезд).

Если говорить в разрезе деятельности регионального отдела, то наши сотрудники регулярно принимают участие в совместных мероприятиях по соблюдению законодательства Республики Беларусь в области перевозок автомобильным транспортом. На постоянном контроле у нас – перевозчики маршрутных транспортных средств. Отмечу, что работают они в стабильном режиме, выполняют рейсы по установленному маршруту, отрегулирован интервал движения, то есть перевозчики стали более дисциплинированными. Значительно обновился подвижной состав. Автомобили, перевозящие пассажиров, а их в городе 120 ТС, стали комфортабельными и удобными. К тому же все бобруйские микроавтобусы оснащены GPS-навигаторами.

Работа маршрутных такси в городе на Березине всегда находится под пристальным вниманием. В процессе проверок выявляются нарушения скоростного режима, правил перевозки пассажиров и другие. Научить работать маршрутчиков по правилам ОГАИ Бобруйского райисполкома и регионального отдела ТИ решили с применением административных ресурсов, наказывая перевозчиков рублем. Поездка пассажиров должна быть безопасной.

Благодаря совместным мероприятиям на перевозчиков было составлено более 50 протоколов об административной ответственности по статье 18.14. ч. 5 КоАП в части нарушения лицом, управляющим транспортным средством, правил перевозки пассажиров или грузов.

Вопиющий случай был выявлен в мае текущего года, когда водитель маршрутного транспортного средства на линии не имел водительского удостоверения. Руководитель частного предприятия, не проверив документы, принял водителя на работу и тем самым подверг опасности жизни пассажиров. Материалы на данного перевозчика были отправлены на реагирование в Министерство транспорта и коммуникаций.

Когда лимит бесед исчерпан

От безопасности до чистоты в салоне

Пассажирские перевозки – дело серьезное, и техническая сторона автотранспорта остается приоритетным направлением. Совместные мероприятия с «Белтехосмотром», ОГАИ и ТИ по выявлению транспортных средств, не прошедших обязательного технического осмотра, проводятся регулярно.

Все маршрутные такси должны проходить ГТО два раза в год: весной и осенью. Проверяется не только техническое, но и санитарное состояние авто, а также наличие страховки, водительского удостоверения, техпаспорта, сертификата техосмотра, отметок о ежедневном техконтроле автомобиля и ежедневном медосмотре водителя. Оцениваются доступность запасного выхода, наличие огнетушителя, освещенность ступенек, крепость поручней. В салоне должны быть прочно закреплены сиденья, отсутствовать повреждения в полу, оборудовано дополнительное освещение аварийных выходов и подножек. Для исключения возможности загрязнения верхней одежды пассажиров и их багажа салон должен содержаться в чистоте. Обшивка и пассажирские сиденья не должны иметь механических повреждений и видимых загрязнений. При этом должны быть созданы необходимые условия для проведения регулярной чистки и уборки салона и багажного отделения по мере их загрязнения. В общем и целом состояние проверенных маршрутных такси с точки зрения Транспортной инспекции удовлетворительное.

Региональный отдел ТИ в текущем году особое внимание уделил мероприятию «Школьный автобус». К новому учебному году с 31 августа по 12 сентября проводился целевой комплекс контрольно-профилактических мероприятий. При проведении акции сотрудники Транспортной инспекции особое внимание уделили вопросам технического и санитарного состояния, внешнего и внутреннего оформления пассажирских транспортных средств, выполнению перевозчиками и водителями автобусов главы 11 Правил автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных Постановлением Совмина Республики Беларусь от 30.06.2008 г. № 972, в части соблюдения требований к организации данного вида перевозок, а также требований технических нормативных правовых актов в области автомобильного транспорта. Стоит отметить, что грубых нарушений в процессе проведения мероприятия не выявлено.

Такси, такси, ты меня вези! легально

В целях соблюдения законодательства при оказании транспортных услуг населению, защиты прав потребителей и недопущения снижения уровня безопасности, соблюдения условий для добросовестной конкуренции на рынке перевозок пассажиров региональный отдел постоянно проводит мероприятия по выявлению нелегальных перевозчиков.

Такси – удобный вид транспорта. Сегодня в городе порядка 200 автомобилей-такси. При этом качество услуг, предоставляемых бобруйскими перевозчиками, находится не на высоком уровне, зато цены на них остаются заоблачными. И неслучайно в городе появилось несколько фирм-такси из Бреста и Жлобина, которые стали привлекать клиентов заманчивыми ценами и новыми предложениями. Наряду с легальным извозом в Бобруйске есть перевозчики, работающие под вывеской «Аренда Авто», которые, по сути своей, являются нелегальными. Транспортные средства не проходят обязательных: гостехосмотра (2 раза в год), контроля технического состояния, а водители – медицинского освидетельствования. Кроме того, они не получают в ГАИ МВД регистрационных знаков тип 13 (желтые номера), не заключают договоров обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами, а сам уровень подготовки водителей не соответствует установленным требованиям. Водители для оказания услуг также используют автомобили, которые не соответствуют утвержденным стандартам и требованиям нормативно-правовых актов РБ. Региональный отдел выявляет таких перевозчиков путем проведения внеплановой оперативной проверки. Составляются протоколы об административном правонарушении, а материалы дела передаются в Экономический суд.

Обеспокоенность вызывает и тот факт, что некоторые таксисты, имеющие лицензию на перевозку пассажиров автомобилями-такси, становятся под флаг нелегального извоза. В частности, переходят в фирму «Аренда Авто» или другие, где не требуется соблюдения условий лицензирования.

Нарушают требования и лицензиаты. Составлено более 10 протоколов об административной ответственности по статье 12.7 КоАП в части грубых нарушений, правил и условий осуществления видов деятельности лицензирования. Это, как правило, отсутствие отметки медика, механика, прохождения гостехосмотра, заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами и т.д.

Когда лимит бесед исчерпан

Когда лимит бесед исчерпан

Отдых как фактор безопасности

Бобруйск расположен таким образом, что через город проходит ветвь B панъевропейского транспортного коридора IX (Калининград – Вильнюс – Минск – Киев – Одесса), что подразумевает большой поток пассажирского и грузового автотранспорта.

Если брать за основу статистику, то в сфере международных перевозок наиболее часто встречается нарушение ч. 2 ст. 18.26, или несоблюдение установленного режима труда и отдыха водителем транспортного средства, утвержденного Международным соглашением ЕСТР. Только с начала года за нарушение режима труда и отдыха было составлено более 40 административных материалов. А ведь не секрет, что при длительном нахождении за рулем и с учетом монотонности дороги неминуемо наступает усталость, которая влечет за собой увеличение числа ошибочных реакций и создает угрозу безопасности дорожного движения. Руководство каждой компании, имеющей на балансе автомобильный транспорт, обязано контролировать соблюдение водителями режима труда и отдыха. Это – прописная истина. Отмечу, что белорусские крупные транспортные компании всех форм собственности серьезно относятся к данному вопросу, чего не скажешь о частных и иностранных перевозчиках. При проведении инспекционных проверок на автодороге в поле зрения проверяющих больше всего попадают водители иностранных фирм России, Украины и Молдовы.

В одних случаях они нарушают установленные нормы труда и отдыха, в других – не используют регистрационных листков, на которых отображается информация об определенных периодах работы водителя либо выполняют перевозки грузов без использования контрольного устройства (тахографа). За подобные нарушения статьей 18.26 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. Так, управление транспортным средством при осуществлении международной автомобильной перевозки без контрольного устройства или с выключенным тахографом, а равно с незаполненными тахограммами либо без ведения регистрационных листков, отражающих режим труда и отдыха водителей, влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин. Нарушение же установленного режима труда и отдыха водителем транспортного средства, осуществляющим автомобильную перевозку, предусматривает штраф в размере от 4 до 25 базовых величин. Не всегда инспектор может найти понимание со стороны перевозчиков. Некоторые из них думают, что к ним предъявляют завышенные требования, или обвиняют в предвзятости. Но неоспоримые доказательства вины перевозчика все расставляет по своим местам.

Региональный отдел филиала ТИ уделяет должное внимание профилактическим мерам по недопущению нарушений законодательства. Для этого используются средства массовой информации, организуются семинары с участниками транспортного процесса.

В Бобруйске и городах районного значения проводились встречи с перевозчиками при участии представителей исполнительных органов местной власти, милиции и налоговых инспекций, где до субъектов хозяйствования и физических лиц доводились требования законодательства при осуществлении лицензируемой транспортной деятельности, обсуждались наиболее проблемные вопросы, связанные с выполнением перевозок, проводилось консультирование по подготовке документов для получения лицензий.

Вера ОБРАЗЦОВА, «ДТП»