УО «Гродненский государственный автоучебный комбинат» – предприятие, начавшее обучать вождению автомобиля еще во время Великой Отечественной войны, в марте 1945 года. Оно и сейчас держит высокую планку в сфере оказываемых услуг. Сюда охотно идут учиться жители Гродно и Гродненского района. Филиалы автоучебного комбината, расположенные в Слониме, Волковыске, Сморгони, Лиде, гарантируют получение качественных знаний и навыков вождения жителям области.
О том, как проходит обучение учащихся, каковы требования к преподавательскому составу, что предпринимается, чтобы количество приходящих за знаниями в автошколу не уменьшалось, рассказал начальник Слонимского филиала УО «Гродненский государственный автоучебный комбинат» Николай Корпик.
– Николай Анатольевич, насколько филиал обеспечен необходимым оборудованием для обучения водительскому мастерству? Какие существуют проблемы и как решаются?
– У нас в наличии три автомобиля «Дэу-Нексия» и «Фольксваген-Гольф». На случай поломки есть «Дэу-Ланос». В учебном классе могут заниматься 28 человек, имеется 11 компьютеров. В прошлом году купили телевизор, и он активно используется в учебном процессе для разбора дорожных ситуаций. А самая главная проблема – не так много приходит людей, желающих стать водителями, как в 2013 и 2014 годах. В прошлом году нашими выпускниками стали 232 человека, которые проходили обучение на категорию В, и 90 водителей повысили квалификацию по выполнению международных перевозок грузов. Набирали группы и по 12–14 человек. Для сравнения: в 2014-м меньше 25 в группе не было.
Постоянно стремимся улучшить ситуацию: даем объявления рекламного характера в газету «Слонимский вестник», разработали рекламные листовка (букеты) и расклеиваем их по согласованию с ЖЭСами на подъездах, а также возле сельсоветов, магазинов. В интернете все об обучении в автошколе можно узнать на сайте УО «Гродненский государственный автоучебный комбинат». После окончания занятий предлагаем учащимся ответить на вопросы анкеты. В том числе просим оценить качество предлагаемых услуг и спрашиваем, откуда узнали об автошколе. В ответах в основном – объявления в газете или информация, полученная от знакомых, которые здесь учились раньше. Кто-то узнал о нас из Интернета. По признанию многих учащихся, надписи на машинах «Лучшая школа Беларуси в 2014 году» являются отличной рекламой. Согласно проводимым опросам, качеством обучения и общением с преподавателями и мастерами учащиеся довольны.
– Сколько сейчас набираете групп? Хотят ли курсанты обучаться у какого-то определенного мастера или преподавателя?
– На сегодняшний день у нас – четыре группы. Из них две – выходного дня: с 8 до 12 часов и с 13 до 17. Поскольку занятия проходят два раза в неделю, время обучения составляет четыре месяца. Одна вечерняя группа занимается по понедельникам, средам и пятницам, другая – по вторникам, четвергам и субботам. Время обучения – 3 месяца и одна неделя. Приходят к нам не только жители Слонима – много курсантов приезжает из окрестных деревень, преимущественно из Деревновского и Селявичского сельских Советов. В идеале хотелось бы увеличивать число групп, но, к сожалению, приходится думать, как сохранить это количество.
Мы предлагаем повышение квалификации водителей по выполнению международных перевозок грузов. Стараемся скомплектовать хотя бы группы из 10 человек, ведь не будешь же проводить занятия для двух или трех курсантов. Но некоторым нужно срочно, тогда они ищут другие варианты и едут, например, в Барановичи.
У нас работают четыре мастера производственного обучения и два преподавателя. Некоторые учащиеся сообщают, у какого мастера хотели бы учиться. Многие после окончания занятий благодарят преподавателя Елену Владимировну Куницу. Как говорят ученики, доходчиво объясняет материал Юрий Леонидович Корзыков, имеющий большой опыт работы. В отзывах учащиеся отмечают также мастеров производственного обучения.
Важны внимательное, вежливое отношение к людям и добросовестное отношение к работе – этого и требую от преподавателей и мастеров. Обязателен постоянный контроль процесса обучения. По сведениям Госавтоинспекции, в 2015 году 54% наших учащихся сдали экзамен в ГАИ с первого раза. Но тут нужно учесть, что в начале года, когда появились новые программы, 35% сдавали с первого раза, а потом и 74%.
– Какие пути привели вас в авто-школу?
– Я окончил Орловскую школу ГАИ – тогда их было две в Советском Союзе. Некоторое время работал в МРЭО ГАИ, где и приходилось проверять ход учебного процесса. Поэтому, когда пришел в филиал автоучебного комбината, здесь мне многое было знакомо. Лучше узнать тонкости профессии помог Валентин Васильевич Ковалевский, бывший начальник филиала автоучебного комбината в Волковыске.
– Назовите преимущества Слонимского филиала…
– У нас хорошие условия для обучения, машины достаточно новые. Учебный класс и автодром расположены в одном месте – на территории филиала «Автобусный парк № 3 г. Слоним» ОАО «Гроднооблавтотранс». Добиваемся, чтобы качество обучения было высоким. Время занятий никогда не расходуется впустую. Чтобы чувствовать себя уверенно за рулем, каждый курсант получит у нас отличные знания и навыки вождения, а водительское мастерство потом будет оттачивать постоянной практикой.
И по телевизору говорили…
На автодроме у учащейся Слонимского филиала автоучебного комбината Ольги Юрель проходило третье практическое занятие.
– Очень нравятся и коллектив учащихся, и преподаватели, и мастер Ирина Ивановна Шундрик. Перед тем как выбрать автошколу, расспрашивала у многих знакомых, как прошло их обучение. Рекомендовали эту и школу ДОСААФ. Выбрала филиал автоучебного комбината, потому что все обращали внимание на высокое качество обучения. К тому же об этом говорили по телевизору, – рассказала Ольга. – Еще один фактор повлиял: близость автошколы к месту моей работы. Очень боялась, что после трудового дня сложно будет заниматься еще три часа, но мои опасения не подтвердились: очень интересно объясняют материал, время проходит быстро, а главное, с пользой.
«Меня к автомобилям тянуло с детства»
Мастер производственного обучения Ирина Шундрик – 10 лет за рулем. В Слонимском филиале УО «Гродненский государственный автоучебный комбинат» работает мастером производственного обучения полтора года.
– Экзамен в ГАИ по вождению практически все мои ученики сдают с первого раза. В процессе обучения стараюсь к каждому подходить индивидуально, ведь у одних курсантов получается быстрее усвоить знания, у других этот процесс идет медленно. Немного сложнее обучить женщин в возрасте – они больше волнуются. И тут важно успокоить человека, подбодрить. Молодые люди не боятся пробовать новые элементы, – делится наблюдениями Ирина Ивановна и рассказывает о себе: – Меня к автомобилям тянуло с детства. Вот в прошлом году сдала на категорию А – захотелось ездить на мотоцикле. Но в итоге пришла к выводу: автомобиль все-таки лучше, надежнее – четыре колеса, а не два. Да и практичнее – детей можно отвезти, куда надо. В Слониме я единственная женщина, кто преподает вождение. Муж относится с пониманием к моему выбору. Со стороны детей это вызывает восторг. Вот только мама переживает, особенно зимой. А мне моя профессия очень нравится.
С терпением и шуткой
Юрий Матвеев трудится почти три года мастером производственного обучения управлению автомобилем. До этого работал главным механиком, и. о. начальника сбыта на Слонимском дробильно-сортировочном заводе, потом водителем.
– Надо обладать терпением, особенно на первых занятиях на автодроме, и к каждому найти подход, чтобы обучить вождению. Приятно, когда едешь с учащимся и видишь: элемент, который еще вчера получался плохо, сегодня уже выполняется хорошо, – рассказывает Юрий Леонидович. – Некоторым курсантам кажется, что не справятся, и они беспокоятся. Может быть, это их в какой-то степени мобилизует, и они прилагают удвоенные старания, потому что потом видишь, как они сдают в ГАИ все с первого раза. Человеку надо помогать справляться с волнением и страхом выезда в город – начинаешь спокойно все объяснять, пошутишь, вот он и расслабляется. Тогда можно заниматься дальше. Мы, мастера, не психологи, но интуитивно пытаемся вселять в человека уверенность.
Ситуации в процессе обучения встречаются разные. Вот делает курсант разворот на дороге – не получается. Я не хочу форсировать события, чтобы не закрепился неудачный опыт. Откладываю выполнение этого элемента на следующее занятие, предварительно объяснив ученику, как надо действовать. Человек все это еще не раз обдумает дома, представит ситуацию целиком. На следующий день приходит, повторяя про себя все этапы, и очень старается выполнить упражнение правильно. В итоге у него разворот получается, и мы закрепляем навыки. Постепенность, уверенность минус волнение плюс знания – вот путь, который ведет к успеху. И приятно, когда с тобой здороваются бывшие ученики и ты видишь, что они самостоятельно ездят по городу.
Светлана Смолей, «ДТП»