Повышение эффективности контрольно-профилактической работы – основная задача Транспортной инспекции, стоящая во главе угла деятельности ведомства. В 2019 году, по словам начальника инспекции Григория Веремко, акценты были сделаны на совершенствовании организационно-управленческой практики, проведении аналитической работы, а также активизации взаимодействия с государственными органами и организациями.
В результате консолидированных усилий план поступлений сборов в республиканский бюджет в 2019 году Транспортной инспекцией выполнен на 117,3%.
Контроль за соблюдением законодательства в области автомобильного транспорта. В прошлом году было проведено 319 проверок (161 – выборочная, внеплановых – 158), что в 1,7 раза больше, чем в предыдущем. Выявлено 19,2 тысячи нарушений законодательства (в 2018-м – 2 тысячи), выдано 295 требований (предписаний) об устранении нарушений (168), направлено 74 сообщения в другие органы контроля (42).
В результате выборочных проверок выявлено 14,3 тысячи нарушений законодательства в области автотранспорта, выдано 147 требований (предписаний) об устранении нарушений.
Особое внимание в 2019 году уделялось внеплановым проверкам по фактам ДТП, в которых пострадали или погибли люди. Выявлено 1,5 тысячи нарушений законодательства в области автотранспорта, выдано 148 требований об устранении нарушений с установленными сроками их исполнения. Среди запланированных мер – усилить взаимодействие Транспортной инспекции со Следственным комитетом по фактам дорожно-транспортных происшествий. По уровню организации и степени взаимодействия наилучшие результаты в этом направлении работы на сегодняшний день в Могилевском и Гомельском регионах.
В июне – августе проводились целевые контрольные мероприятия за соблюдением законодательства в области автотранспорта перевозчиками, осуществляющими международные перевозки пассажиров. Проверено 576 автобусов и выявлено 216 нарушений, 139 фактов из которых – нарушения водителями режима труда и отдыха, в двух случаях отсутствовало разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Подобные целевые проверки Транспортная инспекция намерена проводить и впредь.
В прошлом году только в адрес аппарата управления инспекции поступило 476 обращений по вопросам осуществления транспортной деятельности. Более 70% из них связаны с неудовлетворительным качеством оказания услуг по перевозке. Основная часть обращений содержит жалобы на работу такси и перевозчиков пассажиров в нерегулярном междугородном сообщении. Информация, указанная в обращениях, как правило, подтверждается. Транспортная инспекция проводит разбирательства по фактам всех заявлений.
К слову, одним из самых распространенных нарушений перевозчиков такси была перевозка пассажиров на транспорте без техосмотра. Транспортная инспекция зафиксировала свыше 340 таких случаев. Нередко услуга по перевозке оказывалась с выключенным таксометром (закрытым или неисправным аппаратом либо без наличия таксометра) – таких инцидентов более 180. Среди других частых нарушений также перевозка пассажиров на авто с неисправностями, при которых запрещено участие в дорожном движении, или же на переоборудованном автомобиле без соответствующего на то разрешения. Кроме того, перевозчики зачастую пренебрегали медицинским обследованием перед началом рабочей смены и не проходили предрейсовый контроль технического состояния авто. Водители нарушали режим труда и отдыха, а в некоторых случаях перевозку пассажиров осуществлял водитель, уровень подготовки которого не соответствовал требованиям, установленным законодательством.
Всего в 2019 году Транспортная инспекция выявила более 3,5 тысячи нарушений в работе перевозчиков такси, выдала более 1,3 тысячи предписаний.
Если говорить о результатах весогабаритного контроля, необходимо отметить, что в минувшем году около 50% транспортных средств следовали с превышением допустимых параметров (взвешено более 31 тысячи тяжеловесных машин).
Контроль на платных дорогах. В 2019 году протяженность сети платных дорог в Республике Беларусь увеличилась на 62 км и сегодня составляет 1787 км. В системе электронного сбора платы за проезд (ЕТС-системе) зафиксировано более 90 млн успешных операций. Следует отметить, что наблюдается положительная тенденция к снижению количества нарушений, фиксируемых за транспортными средствами, зарегистрированными на территории нашей страны (на 35% меньше, чем в 2018-м). Так, в 2019 году на платных дорогах выявлено 70 тысяч нарушений, что в 2,6 раза меньше по сравнению с 2013-м, когда система электронного сбора платы за проезд начала функционировать.
Соотношение количества зафиксированных нарушений к количеству успешных транзакций в ЕТС-системе в настоящее время находится на уровне 0,077% (в 2018 году – 0,081%).
Контроль за безопасностью на железнодорожном транспорте в минувшем году проводился в виде мониторинга состояния безопасности транспортной деятельности в организациях-владельцах и пользователях железнодорожных путей общего и необщего пользования (более 132 организаций). В результате было выявлено 957 нарушений, в адрес субъектов хозяйствования направлено 125 рекомендаций по их устранению.
В списке задач, стоящих перед Транспортной инспекцией на 2020 год, следующие:
- Совершенствование системы подбора, расстановки и подготовки кадров.
- Повышение уровня взаимодействия с Министерством по налогам и сборам, Следственным комитетом, Государственной автомобильной инспекцией Министерства внутренних дел, операторами перевозок пассажиров и другими государственными органами при проведении контрольно-профилактических мероприятий.
- Совершенствование аналитической работы с использованием баз данных госорганов и иных организаций (МВД, РУСП «Белтехосмотр», БРУСП «Белгосстрах», «Белэксимгарант») в целях дальнейшего повышения эффективности контрольных мероприятий.
«Получение более высоких результатов в деятельности инспекции возможно только при комплексном подходе к выполнению ею основных функций. Должны задействоваться все резервы без исключения», – высказал мнение начальник Транспортной инспекции Григорий Веремко.
Ирина ЯБЛОНСКАЯ