Как наше метро нас бережет

Ежедневно услугами Минского метрополитена пользуется около 800 тысяч пассажиров. К сожалению, время от времени в столичную подземку пытаются попасть нетрезвые люди. За 2018 год десятки тысяч человек не были допущены в метро именно по этой причине. Как ни прискорбно, но в сотнях случаев инспекторам службы безопасности метрополитена приходилось вызывать наряд милиции, чтобы утихомирить дебоширов.

Давайте разберемся более детально, почему любителей спиртного не пускают в метро и чем может закончиться хмельной вояж в подземке. Нетрезвый человек в первую очередь подвергает опасности себя. Он может упасть на эскалаторе и маршевой лестнице, на путь либо под колеса электропоезда. Во всех этих случаях крайне высока вероятность серьезных травм и даже гибели. Скажем, контактный рельс, который находится под напряжением 825 вольт, смертельно опасен для попавшего на пути.

Кроме того, человек в нетрезвом состоянии представляет потенциальную опасность для находящихся рядом пассажиров. Был случай, когда слегка выпивший мужчина потерял равновесие на эскалаторе и упал на пожилую женщину. Как пишут в официальных документах, нанес ущерб здоровью потерпевшей. А если что-то подобное произойдет на краю платформы да еще во время приближения поезда? Тогда трагедии не избежать.

Конечно, с некоторыми изрядно пьяными людьми достаточно сложно найти общий язык и убедить их воспользоваться наземным транспортом вместо подземного. Поэтому инспекторы службы безопасности метрополитена постоянно учатся тому, как мирно разрешить назревающий конфликт. Первоначальную подготовку они проходят в Центре повышения квалификации руководящих работников и специалистов МВД Республики Беларусь. В программу включены вопросы по психологии и конфликтологии. Инспекторов обучают, как правильно общаться с пассажиром, как не допустить конфликта. К тому же в специальной программе заложены вопросы психологической подготовки.

В 2017 году было принято решение, направленное на повышение требований к образовательному уровню при приеме на работу сотрудников службы безопасности метрополитена.

Сдерживающим фактором при разрешении конфликтных ситуаций является наличие у инспекторов индивидуальных видеорегистраторов. Ни один случай не остается без проверки. Руководство службы безопасности все предметно разбирает и анализирует. Каждому инциденту дается объективная оценка. Если инспектор что-то нарушил, он привлекается к ответственности.

В то же время попадаются пассажиры, которые на протяжении нескольких лет не хотят осознать элементарные требования по соблюдению правил пользования метрополитеном. Скажем, есть молодой человек, который со странным упорством пытается пройти в метро… босиком. Это идет вразрез с положениями действующих нормативных актов. Чтобы парень сам себя не поранил на эскалаторе, его не пускают в метрополитен. Не раз молодому человеку это объясняли инспекторы службы безопасности. Но все тщетно. В итоге приходится вызывать милицию.

Инспекторы службы безопасности обращают внимание на подозрительных людей. В Центре повышения квалификации руководящих работников и специалистов МВД и Институте национальной безопасности Республики Беларусь работники службы безопасности метрополитена обучаются основам профайлинга. Очень мало людей, которые ведут себя в различных ситуациях одинаково. Как правило, человек, чувствующий за собой определенную вину или задумывающий что-то противозаконное, так или иначе выдает себя. Инспектор должен быть максимально внимательным и наблюдательным, уметь обращать внимание на любую, казалось бы, мелочь, которая поможет выявить потенциального правонарушителя.

Естественно, сотрудники службы безопасности обращают внимание на ручную кладь. При этом в метро – не тотальный досмотр, а выборочный. Если человек отказался от досмотра, скажем, сумки или рюкзака, то у инспектора есть право не пропустить его в метро. Это закреплено в обязанностях пассажира метрополитена.

Кстати, данный вопрос очень серьезный. Например, в конце минувшего года российские СМИ сообщили, что пассажир Московского метрополитена заплатит штраф в размере 20 тысяч рублей за отказ пройти досмотр багажа. 12 декабря 2018 года такое решение вынес мировой судья Гагаринского района Москвы. Пассажир не выполнил требования сотрудников службы безопасности о досмотре. А это нарушает правила по соблюдению транспортной безопасности, утвержденные постановлением правительства России, и является административным правонарушением.

Нередко сотрудники службы безопасности минского метро находят у пассажиров запрещенные предметы: мечи, ножи, кастеты, оружие, боеприпасы и другие. За 2018 год выявлен 4391 запрещенный к провозу в метрополитене предмет.

Достаточно часто инспекторов спрашивают, можно ли провозить в метро охотничье ружье. Можно, только в разобранном виде, незаряженное, с разрешением на хранение и использование огнестрельного оружия. Аналогично и с бензопилой: она должна быть в чехле, разобранная и не заправленная бензином.

Сегодня в метрополитене работает более двух тысяч камер видеонаблюдения, которое ведется в целях безопасности. Они установлены на платформах, в вестибюлях, переходах и вагонах. Кстати, очень много случаев, когда пассажиры обращаются к нашим инспекторам, которые находят чужие паспорта, банковские карточки, кошельки. Белорусы – очень порядочные люди. Был случай, когда пассажиры нашли триста долларов и отдали их сотруднику метрополитена. Такие находки незамедлительно передаются в милицию.

Работники службы безопасности не только контролируют выполнение правил перевозки пассажиров и вопросы безопасности, но и оказывают помощь гражданам. Например, ежедневно помогают людям с ограниченными возможностями. В год подобного рода помощь оказывается порядка шести тысячам таких пассажиров. Инспекторы также сопровождают слабовидящих, помогают мамам с детьми.

Практически ежедневно по просьбам пассажиров вызывается скорая помощь. Вместе с тем инспекторы обучены основам оказания первой медицинской помощи.

Как отмечает начальник службы безопасности государственного предприятия «Минский метрополитен» Дмитрий Довнар: «Мы всего лишь выполняем правила перевозки и хотим, чтобы пассажир к нам обязательно вернулся вновь. Поэтому делаем все возможное, чтобы каждому человеку в метро было комфортно и он чувствовал себя в безопасности».

Андрей ДРОБ, пресс-секретарь Минского метрополитена

Добавить комментарий