К 80-летию Белорусской Госавтоинспекции

«Я если иду, то иду до конца. И только вперед!» – говорит о себе ветеран гомельской Госавтоинспекции подполковник милиции Виктор ЧИКЕЗОВ

Познакомившись с Виктором Михайловичем и слушая историю его жизни, все время пыталась понять: откуда у человека такая твердость духа, сила воли, работоспособность. Наверное, дело не только в характере и гороскопе человека (Виктор Чикезов – Скорпион), но и в его образе жизни, привычках, заложенных с детства.

В многодетной семье Чикезовых росли семеро детей – пятеро братьев и две сестры. Виктор был старшим. Уже в семь лет он научился держать косу, вместе с отцом обкашивал траву у реки (тот работал в мелиорации), помогал заготавливать сено. Одним словом, трудиться привык с раннего детства, легких путей не искал. Школы в его деревне не было, и в первый, второй и третий классы ходил в соседнюю – Кораблище. Каждый день (сначала в сопровождении отца, потом самостоятельно) маленький мальчик шел один километр по лесу и полкилометра по полю. Представьте себе те снежные, морозные зимы… Вот где закалялись характер и способность преодолевать жизненные трудности и невзгоды. И это было только начало. А дальше, с четвертого класса по восьмой, ходил в среднюю школу деревни Ровковичи, что в семи километрах от родного дома. Из них шесть приходилось идти по лесу и один – по полю.

Теперь, вспоминая свое школьное детство, Виктор Михайлович уверен: такие постоянные, вошедшие в привычку «марш-броски» помогли сформировать выносливость, закалить характер, добиться хороших результатов в спорте. Еще в школе Виктор проявлял способности в легкой атлетике, настольном теннисе, футболе и хоккее. Справедливости ради надо сказать, что его спортивные достижения были заложены в генах: отец слыл классным футболистом, выступал за сборную команду Чечерского района. Виктор Михайлович вспоминает, как приходил из школы, бросал сумку – и на каток! А в армии стал кандидатом в мастера спорта по бегу. Легко и первым сдавал все нормы ГТО.

Чикезов признается, что спорт для него, теперь уже пенсионера, и сейчас имеет большую ценность.

– В свои 65 лет я по-прежнему регулярно и с удовольствием играю в футбол и мини-футбол. Гирю кидаю почти 50 раз одной рукой и другой. Стреляю из автомата и пистолета, причем из последнего меньше 25 очков не выбиваю. И в хоккей играю, и в теннис – настольный и большой. Вот на днях не повезло – мышцу порвал…

Интересуюсь у Виктора Михайловича, что предшествовало его приходу в ряды Госавтоинспекции.

– Пожалуй, все началось с интереса к технике, – не задумываясь, отвечает ветеран. – Когда жил в деревне, уже в 12 лет просил водителей дать порулить грузовиком, возил силос. Помню, мама мне купила новенький велосипед за 30 рублей, это были большие деньги. Я не только ездил по деревне и окрестностям, но и ухаживал за ним, можно сказать, пылинки сдувал. Инструмент, гаечка к гаечке, в старом сундуке хранил. Мечтал поступить в училище, выучиться на механизатора.

Окончил 8 классов. На глаза попалась газета с приглашением поступать в училище механизации, которое находилось в… Казахстане! Мы с другом, пятнадцатилетние, решили ехать. И самое удивительное, что родители нас отпустили. После училища вдали от дома работали по распределению, а в 1967 году вернулись в родную деревню, пошли в колхоз.

Мне очень хотелось стать водителем, в военкомате это учли и дали направление на курсы ДОСААФ. Так я стал шофером. Старенький, добитый молоковоз капитально отремонтировал и сел за руль. Помню, вечером 30 марта 1968 года закончил работу, а утром следующего дня был в чечерском военкомате. По дороге в воинскую часть, в Бресте, нас переобули – сменили кирзовые сапоги на яловые. И я понял, что еду за границу. Так оно и оказалось. Служил в Германии водителем в химических войсках. Там мне очень пригодились и моя профессия, и увлечение спортом.

Из Виктора Чикезова – выносливого, ответственного, дисциплинированного – получился бы отличный военный офицер. Его заметили, оценили и предложили остаться в армии. Но Виктор решил для себя по-другому. Он вернулся в Беларусь. Приехал погостить в Гомель к своему дяде и остался здесь. Пошел вольнонаемным в милицию, в хозяйственный отдел тылового обеспечения, сел за руль новенького ГАЗ-53. Потом возил начальника следственного управления области, заместителя начальника, начальника УВД Гомельского облисполкома, работал в регистрационно-экзаменационном отделе ГАИ. Заочно окончил Гомельский дорожно-строительный техникум по специальности «дорожные машины». В 1983 году поступил в Высшую школу МВД СССР в Минске и успешно окончил ее в 1987-м.

С этого времени для Виктора Чикезова начинается новая жизненная страница. За плечами – три учебных заведения, определенный опыт, хорошая деловая репутация. А если ко всему этому приложить твердость характера, заработанный авторитет и несомненные качества лидера, которые не могло не заметить начальство, то становится понятно, почему именно ему поручали самые ответственные участки милицейской работы.

В 1988 году Виктора Михайловича назначают старшим госавтоинспектором в Железнодорожный РОВД г. Гомеля, затем в октябре – начальником отделения ГАИ РОВД Гомельского района. В подчинении у него находилось 37 человек (один взвод), которые обеспечивали жизнедеятельность прилегающей к областному центру территории, обслуживали более ста организаций, а также самые крупные автотрассы района – черниговскую, речицкую, добрушскую.

Выходных у начальника ГАИ, по сути, не было, работать приходилось на износ.

– Моей жене золотой бюст надо ставить, – смеется ветеран. – Можно сказать, детей – сына Сашу и дочь Светлану – одна вырастила. А ведь сама в три смены работала мастером, бригадиром в красильном цехе фабрики «8 Марта». Я часто отлучался на происшествия, служба у нас такая. Помню, даже друга просил с детьми посидеть…

Но свою работу очень любил. Всегда считал: кто, если не я, придет на помощь человеку, попавшему на дороге в сложную ситуацию? Главная обязанность госавтоинспектора перед обществом – поддержание порядка на дорогах, защита жизни и здоровья наших граждан. Мою точку зрения всегда разделяли сотрудники отдела. Считаю, мне удалось главное – подобрать и сплотить коллектив настоящих профессионалов: командир взвода Сергей Зинович, инспекторы Толя Садошенко, Леонид Белорус и многие другие. Хлопцы надежные, никогда не подводили, на них всегда можно было положиться: сколько надо, столько могли работать. Главным было охватить все без исключения хозяйства, учреждения и учебные заведения Гомельского района.

Несли службу в зоне отдыха Ченки, где всегда много отдыхающих гомельчан, чтобы обезопасить детей – в детских лагерях по черниговскому шоссе. Большое внимание уделяли профилактике дорожно-транспортных происшествий в трудовых коллективах, регулярно проводили рейды. Кроме того, часто выезжали на места для проведения технического осмотра транспортных средств, дежурили в составе оперативной группы.

В 80-е годы автотранспорта в милиции было немного, и предприятия отправляли в дежурную часть ежедневно два автомобиля. Помню, когда в Зябровке стояла летная часть, военные летчики летали не только на самолетах, но и на автомобилях. В поселке приходилось выставлять по два-три поста. «Пролетел» мимо одного – штраф получил. Дальше «летит», снова штраф. Это хоть как-то лихачей дисциплинировало.

Помнится, за один рабочий день столько всего успевал! Ранним утром я уже был на автодороге. По пути заезжал в хозяйство. Там, прежде чем выпустить транспорт на линию, собирал трактористов, водителей, убедительно, вооружившись цифрами и фактами, говорил с ними о необходимости соблюдения ПДД на дорогах. Затем ехал в ближайшую школу, проводил там беседу со школьниками. Иногда заранее звонил, чтобы всех собрали. Затем шла напряженная, но интересная, живая работа на линии.

Как-то с участковым Юрием Замотевским поехали в деревню, откуда поступил сигнал об угоне машины. Там же находилось местное ГПТУ. Тщательно опросили учащихся, и выяснилось, что двое из них вернулись в общежитие в 5 утра. Попутно узнаем, что двумя днями ранее был угнан мотоцикл «Ява». Стали искать и нашли его в болоте накрытый ветками. Взяли понятых, оформили протоколы. Работу закончили в 10 часов вечера. Еще одно преступление раскрыли по дороге в деревню Роги, куда отправились с участковым Рябиковым. Обгоняем повозку, загруженную так, что лошадь чуть ноги переставляет. Притормозили, проверили, а на возу десять мешков ворованного с фермы комбикорма.

Вспоминает Виктор Михайлович и начало 1990-х, распад Союза, когда вводили дополнительные посты на трассах, через КПП проверяли весь проходящий транспорт. Таможня, техосмотры, согласования с военкоматом…

Он с горечью сетует на то, как в настоящее время изменилась жизнь. Если раньше в Гомельском районе было 43 хозяйства, то сейчас осталось около десяти. Да и в районной ГАИ на линии теперь трудятся только начальник и госавтоинспектор, которые отвечают за содержание дорожной сети, занимаются обследованием дорог, дают ответы на обращения граждан, иными словами, выполняют огромный объем работы.

Усилия своих сотрудников начальник отдела ГАИ РОВД Виктор Чикезов всегда направлял на выявление грубых нарушений, влияющих на дорожно-транспортную ситуацию: нахождение за рулем в нетрезвом состоянии, превышение скоростных режимов, проезд перекрестков, маневрирование, нарушение Правил дорожного движения пешеходами. А еще, несмотря на суровые будни, Виктор Михайлович шаг за шагом старался сплачивать коллектив, в редкие минуты отдыха увлекал всех спортивными мероприятиями, развивая корпоративный дух и взаимовыручку.

Эту традицию Чикезов продолжил, будучи командиром батальона ДПС, возглавив эту службу в 1992 году. Он признается, насколько трудно было оставить свой отдел, в который вложил душу, знания, опыт.

– Руководство знало, что я по своей природе пахарь, не умею отлынивать. Никогда ни одну бумагу не оставлял на завтра, сидел до 12 ночи, до часа и, только все закончив, уходил домой, – говорит Виктор Михайлович. – Спустя год мне все-таки пришлось принять батальон дорожно-патрульной службы, и засучив рукава я принялся за непочатый край работы. Причем, как оказалось, совсем иной, нежели в Гомельском районе. Здесь у меня в подчинении было пять взводов – 156 человек. Если случалось скрытое происшествие, батальон поднимался по тревоге, а его командир был в первых рядах. Как и в ГАИ, Виктор Чикезов от каждого требовал не только выполнить поставленную задачу, но, не откладывая на завтра, написать рапорт о проделанной работе.

Вспоминая годы работы командиром ДПС (с 1992-го по 2001-й), ветеран говорит о хорошей, слаженной команде, замечательных руководителях, с кем довелось трудиться бок о бок: начальнике ГАИ УВД Гомельского облисполкома Александре Михайловиче Кузьменко, его первом заместителе Евгении Кононовиче Чуруне, заместителе Василии Васильевиче Бульбенкове. Отдает должное их организаторским способностям, требовательности, справедливости, внимательном отношении к людям, коллегам по службе и подчиненным. Рассказывает о работавших в ДПС опытных разыскниках Вячеславе Шкурко, Валерии Гулевиче, Петре Буракове. Благодаря их высокому профессионализму раскрываемость достигала 99,9 процента. С каждым годом снижались показатели аварийности на дорогах.

По словам Виктора Чикезова, отличившихся инспекторов ДПС он всегда стремился поощрять. Подходил к этому вдумчиво, ежемесячно анализировал результаты и степень заслуг. Стимулировал не тех, у кого на счету было много выявленных мелких нарушений, а тех, кто оформил ряд ДТП (на каждом потеряв как минимум два часа), задержал на дороге пьяного водителя, нашел в проезжающем автомобиле маковую соломку.

Напористый, способный отстоять свою точку зрения Чикезов побил все рекорды, отработав командиром батальона девять с половиной лет. До него ДПС возглавляли Михаил Мартинович, Владимир Силков, после него – Анатолий Дробов, Валерий Галушко, Валерий Крупский, Александр Мельников, Владимир Дробышевский и другие. Один из лучших результатов в работе службы, говорят, был у Чикезова – мудрого, опытного, неутомимого труженика милицейских будней.

– Мне моя работа всегда нравилась, – подводит итог нашему разговору Виктор Михайлович. – Нас слишком рано отправляют на пенсию. Командиром батальона я мог бы успешно трудиться еще не менее десяти лет. Наверное, если бы пошел не в милицию, а в спорт, тоже достиг бы многого. Я если иду, то иду до конца. Падаю, встаю и снова иду вперед.

Виктора Михайловича без натяжки можно считать человеком счастливым. У него были любимая работа. Он постоянно чувствует поддержку и понимание семьи. По его стопам пошли сын, дочь и племянник. Сын Александр имеет два образования – экономиста и юриста, как и отец, он вышел в отставку в звании подполковника. Дочь Светлана работает в пресс-службе УВД. Племянник Владимир – майор, заместитель начальника ГАИ Гомельского РОВД.

А еще подполковник Чикезов богат на внуков, их у него трое — Паша, Матвей и Света. Дети с радостью навещают дедушку в его частном подворье – с 16 сотками огорода, садом и домашней живностью. Спортивный, деятельный, энергичный Виктор Михайлович, как и в прежние годы, показывает внукам мастер-класс по самбо, отжиманию и подтягиванию на турнике, регулярно играет в футбол и мечтает, чтобы внуки выросли такими же здоровыми, трудолюбивыми, как и он.

Людмила КОПАТЬ, «ДТП»