Во время мероприятий, посвященных празднованию 956-летия Минска, в белорусской столице прошла торжественная церемония награждения лауреатов, удостоенных почетного звания «Минчанин года». Такая честь выпадает единицам – самым лучшим специалистам в различных областях деятельности. В этом году в числе профессионалов – машинист-инструктор локомотивных бригад электродепо «Могилевское» службы подвижного состава Иван Овсяник. Почетное звание «Минчанин года» ему присвоено в номинации «Транспорт и связь». Диплом заслуженному ветерану подземки вручил председатель Минского горисполкома Владимир Кухарев.
Тоннели всегда выводят на свет
Иван Овсяник еще в 80-х годах прошлого столетия единожды «присягнул на верность» метро и трудится здесь по выбранной профессии более 40 лет (общий стаж ветерана труда составляет 46 лет). Именно Ивану Славомировичу 29 июня 1984 года было предоставлено право вести знаменитый первый поезд белорусской подземки при ее пуске. Историческое событие приурочили к 40-летию освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков.
Они – человек и поезд – навсегда вошли в историю и запечатлены на черно-белых фотоснимках как символы большого торжественного события в жизни Минска и всей нашей страны. Сегодня первый состав и первый машинист трудятся вместе в одном электродепо «Могилевское». Здесь Иван Овсяник учит молодых машинистов профессии, а поезд-ветеран по-прежнему в строю, работает на линии и приезжает передохнуть, «освежиться» в цеха депо. Иногда они встречаются «взглядами». Теперь в кабине – другой машинист, который всегда с большим уважением приветствует своего наставника.
Порой Ивану Славомировичу кажется, что сам поезд смотрит на него своими добрыми фарами-«глазами». Словно вспоминает лучшие моменты их работы на линии. Когда за стеклом мелькали круглые ребра бетонных перекрытий, уводящих в темную даль тоннелей. Когда в час пик на станциях людская лавина наполняла салон состава. Когда они вдвоем уставшие возвращались в депо после смены или заходили на ночлег в тупик. Все это было давно и в то же время будто бы вчера. Удивительным образом устроена человеческая память, которая имеет способность, как прилежный киномеханик, отмотать время назад и найти любой яркий эпизод из длинного фильма под названием «Жизнь».
Время первых: четверка отважных
Иван Овсяник – невероятно честный и объективный человек. Он всегда исправляет тех, кто называет его первым машинистом минского метро. Неизменно подчеркивает, что первых поездов в день пуска подземки было несколько, и называет своих коллег «по цеху» – машинистов-первопроходцев: Василия Заеца (кстати, также был «Минчанином года»), Александра Крылова, Юрия Давидовича. Именно они вместе с Иваном Славомировичем составили четверку тех, кто управлял составами на самом первом участке Московской линии, состоящем из 8 станций (от «Московской» до «Института культуры»).
Иван Овсяник отмечает:
– Просто мне выпала честь вести поезд, пассажирами которого стали руководители республики и столицы, метростроители, известные белорусские деятели культуры и искусства, спортсмены и даже космонавты. Если бы не я, был бы кто-то другой, не менее подготовленный в профессиональном плане и психологически устойчивый человек. У нас уже тогда сложился хороший, дружный коллектив машинистов, имеющих опыт управления составами на Белорусской железной дороге.
Свой трудовой путь Иван Овсяник начал помощником машиниста в локомотивном депо (ТЧ-1) Минского отделения Белорусской железной дороги. Вскоре он переучился на машиниста в Гомельской дортехшколе и сам начал управлять скорыми дизель-поездами (следующая группа уже начала осваивать электропоезда). Маршруты пролегали в основном в направлении Вильнюса, Гродно, Бреста и Жлобина.
Работа была ответственная, требующая большой концентрации внимания, отработанных до автоматизма навыков и высокой дисциплинированности. Ощущать, что тебе покоряется огромный состав, было приятно. Молодость и энтузиазм, помноженные на романтику, превращали трудную работу в любимое дело. Овсянику все было интересно: внутри постоянно бурлило желание осваивать что-то новое.
И вскоре такой случай представился – начался отбор в первую группу машинистов электропоезда метрополитена, когда подземка в Минске еще достраивалась. Иван Славомирович решил попробовать и прошел отбор. Вот как он сам вспоминает события тех времен:
– Нас набирали две группы – всего около 120 человек. Вскоре отправили на учебу в Киев и Харьков, где уже действовали метрополитены. В подземку попал волей случая. Увидел объявление в газете: требуются машинисты в метрополитен. Вот и решил рискнуть, попробовать себя в чем-то новом. Было интересно изучать особенности управления составом под землей.
Ивану доверили управлять первым поездом столичного метро в 26 лет. В кабине рядом с молодым парнем – помощник машиниста Сергей Михасенок и опытный инструктор. После торжественного митинга один за другим отправились все четыре поезда. На глазах у собравшихся строители передали символический ключ от подземки начальнику метрополитена Павлу Митасову, а первый секретарь ЦК КПБ Николай Слюньков перерезал красную ленту.
Мой собеседник вновь мысленно переносится в тот памятный день:
– На моем поезде ехало все руководство республики. Учеба, стажировки и обкатки – все проходило хорошо, но в день открытия метро все равно было легкое волнение. Переживали, вдруг что-то пойдет не так. Во время первой поездки на каждой станции делали остановки по пять минут: гости выходили, рассматривали оформление станций, колонны, фрески. После того как мы проехали от «Института культуры» до «Московской», метро начало работать в нормальном режиме.
Значок и букет цветов
Только за тот один день пассажиры оставили в книгах отзывов более 3 тыс. восторженных записей: «Спасибо строителям метро за радость, доставленную минчанам!», «Это будет не только новый вид транспорта – метро надолго останется одной из достопримечательностей нашей столицы», «Я пионер Советского Союза, когда вырасту, буду строить метро».
– Это было большое событие не только для Минска, но и для всей республики, – вспоминает Иван Славомирович. – В первый день людей было очень много, каждый хотел посмотреть на станции и прокатиться в поезде. Здесь гуляли семьями, словно по музею, любуясь сводчатыми арками, люстрами и мозаикой на стенах. До самого закрытия ажиотаж не спадал. И здорово, что 29 июня 1984 года, в честь открытия метро, проезд для всех пассажиров сделали бесплатным. Помню, мне в тот день вручили памятный значок и букет цветов. Было очень приятно.
Кассиров первое время на станциях не было, привычных жетонов тоже. С 1984 по 1991 год проезд в метро стоил пять копеек. Были установлены специальные автоматы, с помощью которых можно было разменять «серебряные» монеты достоинством 10, 15 и 20 копеек на «медные» пятаки. Сейчас такие автоматы можно встретить только на выставочной экспозиции по истории Минского метрополитена.
Иван Овсяник вспоминает, что в самом начале работы метро машинистам разрешалось курить прямо в кабине. Даже была предусмотрена штатная пепельница. Бывало, прибывает поезд на станцию, а из кабины валят клубы дыма. Иной бравый машинист «являлся народу» с очень важным видом, попыхивая папиросой «Беломор», зажатой в зубах. В то время в глазах пассажиров такой выглядел как бывалый работник, уверенный в себе на 100 процентов. Сегодня об этом вспоминается с доброй улыбкой. В 1990-м такую вольность запретили.
График у машинистов «разрывной» – раньше всех заступающие на смену сотрудники спали в депо. Жена Ивана Славомировича с годами привыкла к такому ритму и старалась создавать мужу дома максимально комфортные условия. Кстати, в 80-е годы прошлого века все машинисты буквально за первые год-два работы получали от государства квартиры. Эта специальность тогда считалась очень престижной, была окутана ореолом романтики.
Кстати, со своей будущей супругой Иван Овсяник познакомился еще во время учебы в Гомеле. Вместе они прошли долгую дорогу семейного счастья. В белорусском метрополитене даже сложилась династия Овсяник. Сын Ивана Славомировича Сергей трудится инженером по оборудованию производственно-технического отдела в электродепо «Могилевское», где и его отец.
В метро случайных людей нет
Иван Овсяник управлял поездами с 1984 по 1992 год на Московской линии. Затем с 1992 по 2003-й стал машинистом-инструктором уже на Автозаводской линии. Ну а с 2003 года Иван Славомирович начал активно обучать будущих машинистов. Также систематически проводит занятия со всеми машинистами, которые работают на красной линии метро (независимо от стажа работы и классности).
Особое внимание уделяется так называемым аварийным играм. На специальном компьютерном тренажере, имитирующем поездку на линии, отрабатываются навыки действий в нештатных ситуациях. Также в кабинах машиниста во время рейса ведется видеозапись. При необходимости она просматривается в техническом классе депо, делается анализ ошибок работника – своеобразный «разбор полетов». Такой способ дисциплинирует машинистов и способствует повышению качества работы.
Нужно сказать, требования к курсантам учебных групп достаточно серьезные: техническое образование, служба в армии и отменное здоровье. Ребят обучают управлению поездами разных поколений, в том числе самыми современными, которые курсируют на третьей линии. Однако, по мнению Ивана Овсяника, несмотря на все технические новинки, роль машинистов по-прежнему крайне важна.
Следует отметить, что именно Иван Овсяник принимал активное участие в разработке и введении в эксплуатацию новой техники и нового инновационного подвижного состава производства ЗАО «Штадлер Минск». Он участвовал в разработке многих инструкций, локальных нормативно-правовых актов, регламентирующих работу цеха эксплуатации электродепо «Могилевское». Иван Славомирович также разрабатывал и внедрял мероприятия по повышению безопасности движения поездов, разработал рациональный режим ведения поезда с обеспечением экономии электроэнергии.
Люблю быть в роли пассажира
Иван Славомирович признается, что сам с удовольствием ездит на метро в качестве пассажира. Как-никак это самый быстрый, безопасный и комфортный вид городского общественного транспорта. К тому же, находясь в вагоне, опытный наставник невольно обращает внимание на стиль управления поездом машинистом. Это уже профессиональное и навсегда.
Интересуюсь у героя нашего материала, как он любит проводить свободное время. Говорит, что от городской суеты спасают прогулки по лесу. Как только начинается сезон, выходит на тихую охоту. Нынешняя осень выдалась замечательная – подосиновики, бабки, боровички, лисички, маслята… Да и опята уже пошли вовсю. А еще летом время от времени расчехляет удочку и уезжает на рыбалку. Отдых на природе – это самый лучший релакс. После напряженной работы помогает восстанавливать силы и набираться энергии.
За годы работы в метро Иван Овсяник награжден знаком «Отличный работник Минского метрополитена», нагрудным знаком «Ганаровы транспартнiк» Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, многократно отмечался благодарностями и почетными грамотами предприятия. Теперь к наградам добавилось почетное звание «Минчанин года». Весь коллектив Минского метрополитена поздравляет Ивана Славомировича с этой высокой наградой.
В инновационных составах, курсирующих на третьей линии метро, есть функция автоведения. Система положительно влияет на обеспечение контроля и безопасности движения, снижение расхода электроэнергии. Ее основные функции заключаются в соблюдении графика движения поездов и их автоматической остановке на станциях, оборудованных защитными барьерами.
Андрей ДРОБ, пресс-секретарь Минского метрополитена