В январе и начале февраля состоялись отчетные конференции за минувший год во всех структурных подразделениях Минского метрополитена. Логичным финалом этого процесса стало подведение итогов работы всего предприятия за год, а также определение задач, стоящих перед подземкой в 2020-м. Приятно отметить, что по многим направлениям производственной деятельности метрополитен заметно продвинулся вперед.
В течение всего минувшего года проводилась работа по обеспечению безопасности движения поездов и повышению культуры обслуживания пассажиров. Выпуск поездов на линии осуществлялся в соответствии с планом-заказом на выполнение транспортной работы. В итоге основные технические показатели за 2019 год выполнены, безопасность движения поездов гарантирована. Плановое задание по обеспечению перевозки пассажиров претворено в жизнь при надлежащем и эффективном использовании подвижного состава.
По линиям метрополитена за 2019 год проследовало 408 497 поездов, в среднем за сутки – 1119. График движения выполнен полностью. Объем оказанных транспортных услуг составил на 1% больше по отношению к 2018 году. Объем перевозки пассажиров за прошлый год – 293,7 миллиона человек, что на 3,7% больше. Среднесуточная перевозка пассажиров в прошлом году превысила 800 тысяч человек.
Из общего числа пассажиров, перевезенных за отчетный период, 89,9% оплатили проезд по полной стоимости, правом бесплатного проезда воспользовалось 10,1% от общего числа.
За 2019 год удельный вес метрополитена в городских перевозках коммунальным пассажирским транспортом превысил 38% и был наибольшим среди прочих видов городского транспорта.
Основным источником финансирования хозяйственной деятельности метрополитена являются доходы от реализации билетной продукции. Их сумма по этой статье увеличилась на 3,1% по сравнению с предыдущим годом.
Структура доходов в прошлом году распределена следующим образом: от проездных документов на разовый проезд – 54,2%, от проездных документов многоразового пользования на метро – 25,5%, от совмещенных с наземным транспортом проездных документов – 20,3%.
Метрополитеном ежегодно проводится работа по увеличению доходов от непрофильной деятельности, которая включает оказание услуг населению и юридическим лицам: сдача в аренду недвижимого имущества, рекламная деятельность.
Уровень окупаемости пассажирских перевозок по всем видам деятельности составил 62,9%, собственными доходами – 60,5%.
Основной целью кадровой политики государственного предприятия «Минский метрополитен» является своевременное обеспечение организации персоналом требуемого уровня квалификации и в необходимом количестве. Анализ структуры кадрового состава показывает, что основной процент работников имеет стаж работы в метрополитене до пяти лет.
За достижение высоких показателей в труде 7 работников награждены знаком «Отличный работник метрополитена», 41 – Почетной грамотой.
На предприятии проделана большая работа по рационализации и изобретательству. При запланированных 66 внедрено 76 рационализаторских предложений.
Подразделениями подано 10 предложений с годовым экономическим эффектом на общую сумму 18 282 рубля.
Минским метрополитеном постоянно проводятся анализ и планирование использования энергоресурсов. В 2019 году реализовано 23 энергоэффективных мероприятия, основными из которых стали замена оборудования на компрессорной станции электродепо «Могилевское» и модернизация системы теплоснабжения станции «Площадь Победы» с внедрением тепловых насосов.
Ведется активная работа по замене энергоемких источников искусственного освещения на источники света, использующие светодиоды. За счет выполнения различных мероприятий получена значительная экономия электроэнергии и тепловой энергии. Достигнуто выполнение целевого показателя по энергосбережению – минус 3,8% при задании минус 3,3%.
Суммарное потребление топливно-энергетических ресурсов в 2019-м снижено по отношению к предыдущему году на 260 тонн условного топлива.
Программа управления охраной труда на 2019 год, в которой устанавливались цели в области охраны труда, направленные на уменьшение профессиональных рисков, улучшение условий труда и санитарно-бытовых условий, выполнена в полном объеме. В прошлом году в подземке не было допущено случаев производственного травматизма.
На 2020-й Минским метрополитеном разработан План деятельности по реализации основных направлений энергосбережения, в который включено 7 энергоэффективных мероприятий.
Во втором квартале для обновления парка подвижного состава планируется закупка четырех пятивагонных составов типа М-110 производства ЗАО «Штадлер Минск». Также важной задачей в этом году является ввод в постоянную эксплуатацию первого участка третьей линии Минского метрополитена. Участок состоит из четырех станций: «Ковальская слобода», «Вокзальная», «Площадь Франтишка Богушевича», «Юбилейная». На данном участке будет применено сложное технологическое оборудование, ранее не эксплуатировавшееся в метрополитене (системы автоведения электропоездов, автоматические платформенные ограждения, микропроцессорные устройства электрической централизации и другое).
Учитывая этот факт, будет производиться набор значительного количества штатных единиц высококвалифицированных работников, в том числе в ближайшее время – более 300 сотрудников для участия в пусконаладочных работах и осуществления обкатки оборудования третьей линии.
Андрей ДРОБ, пресс-секретарь Минского метрополитена