Среди пассажиров Минского метрополитена немало внимательных и любознательных, с интересом изучающих различные особенности белорусской подземки. В том числе многие пытливые умы задаются вопросами, ответы на которые не могут найти самостоятельно. И тогда на помощь приходят знающие специалисты метрополитена. Они оперативно и доходчиво отвечают на самые разные обращения граждан.
Один из традиционных вопросов связан с транслитерацией на информационных указателях метро. Некоторые граждане не понимают, на каком языке дублируются, например, названия станций или улиц Минска. Поэтому мы даем развернутые, исчерпыващие ответы. Как правило, повторно за разъяснениями никто не обращается.
Итак, передача родовых терминов и географических названий Республики Беларусь на информационных указателях государственного предприятия «Минский метрополитен» выполнена в полном соответствии с действующим законодательством. В частности, эти нормы утверждены Законом Республики Беларусь от 16 ноября 2010 года «О наименованиях географических объектов»; Инструкцией по транслитерации географических названий Республики Беларусь буквами латинского алфавита (сфера действия – общеобязательная), утвержденной постановлением Государственного комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии Республики Беларусь № 15 от 13 ноября 2000 года (в редакции постановления Госком-
имущества от 11 июня 2007 года) и рекомендациями Топонимической комиссии при Совете Министров Республики Беларусь от 19 октября 2012 года. Данная система романизации географических названий одобрена участниками 10-й Конференции Организации Объединеннных Наций по стандартизации географических названий.
Координацию деятельности по формированию единого подхода в области географических названий осуществляет Топонимическая комиссия при Совете Министров Республики Беларусь. На ее заседании от 4 октября 2012 года приняты следующие решения. Передавать названия элементов улично-дорожной сети буквами латинского алфавита с белорусской формы написания с использованием национальной системы транслитерации (пример: vulica Čurlionisa, plošča Pieramohi). Не наносить на указатели названия кафе, баров, ресторанов и тому подобных заведений, а также небольших торговых объектов. Родовые термины (слова «кафе», «ресторан» и так далее) решено давать на английском языке (пример: cafe, restaurant).
Что касается названий станций метро, аэропортов, вокзалов, автобусных станций, остановочных пунктов, а также крупных торговых центров, отелей, спортивных и развлекательных комплексов, то Топонимической комиссией при Совете Министров Республики Беларусь принято однозначное решение передавать их буквами латинского алфавита с белорусской формы написания, используя национальную систему транслитерации. При этом родовые термины (слова «станция», «отель», «торговый центр» и так далее) даются на английском языке (комбинированным способом). Поэтому в вопросах нанесения транслитерации на своих информационных указателях Минский метрополитен строго следует букве закона и нормативно-правовых актов.
С достаточно неординарным вопросом в администрацию подземки недавно обратился очень внимательный гражданин. Его интересовало, почему в объявлении, транслируемом в вагонах электропоезда по прибытии на конечную станцию метрополитена, звучит фраза «поезд дальше не идет». Ведь реально-то потом пустой состав убывает со станции в депо или в тупик. По его мнению, это нестыковка, которая вводит людей в заблуждение, с этим срочно нужно что-то делать.
Приняли эту информацию к сведению работники службы подвижного состава. Подумали, проанализировали, были ли случаи, когда кто-то из пассажиров не понимал значения объявления, и дали автору ответ.
В нем, в частности, было указано: «Фраза «поезд дальше не идет», которая звучит в объявлении, транслируемом в вагонах электропоезда по прибытии на конечную станцию метрополитена, стала уже устойчивым оборотом. Она правильно воспринимается практически всеми пассажирами – жителями города Минска и представителями других регионов нашей страны, а также гостями из ближнего и дальнего зарубежья, посещающими белорусскую столицу.
Данная фраза в таком же контексте звучит в метрополитенах стран СНГ и ближнего зарубежья, давно стала доброй традицией. Именно поэтому она применяется с момента пуска Минского метрополитена – с 29 июня 1984 года – и не претерпевает каких-либо изменений, не потеряла своей актуальности. Такие устоявшиеся обороты определяют самобытность Минского метрополитена.
Фраза «поезд дальше не идет» неизменно привлекает внимание пассажиров, они оперативно и своевременно выходят из вагонов после ее объявления. Думаем, что изменение данной фразы может отрицательно повлиять на ее восприятие, в первую очередь пассажирами преклонного возраста, и вызвать определенное непонимание с их стороны, как себя правильно вести при объявлении в поезде информации в новом изложении.
В то же время сообщаем, что произвести смену направления движения электропоезда, постановку его на кратковременный отстой по окончании часа пик или на техническое обслуживание в электродепо без осуществления его дальнейшего следования невозможно.
Фразу «поезд дальше не идет» не стоит воспринимать буквально, и в данном случае следует понимать как «поезд дальше не идет с пассажирами». И ежедневная практика на протяжении десятилетий показывает действенность и эффективность данной трактовки трансляции».
Получается, сама жизнь и более 35 лет эксплуатации Минского метрополитена доказывают состоятельность и действенность «неправильной» фразы, она не вносит сумятицы и изо дня в день систематически выполняет свою функцию.
А примеров использования в сегодняшней жизни устоявшихся, стилистически необычных словосочетаний, отдающих дань традициям, – великое множество. Они добавляют в нашу жизнь определенный колорит. Кстати, даже монеты или марки, выпущенные с небольшими, но пикантными огрехами, имеют у коллекционеров огромный спрос.
Конструктивное взаимодействие
Все пассажиры, которые регулярно пользуются услугами Минского метрополитена, неизменно сталкиваются с работой инспекторов службы безопасности белорусской подземки. Они одеты в соответствующую форменную одежду, на которой прикреплены бейджи с информацией об индивидуальных данных сотрудника. Однако периодически рядом с инспекторами можно увидеть людей в штатском, на руках у которых завязаны красные повязки с надписью «Дружинник».
Люди старшего поколения помнят, чем в свое время занимались добровольные народные дружины. В основном они помогали силовым структурам выполнять задачи по обеспечению правоохранительной деятельности. Как правило, формировались патрули из действующих сотрудников милиции, которым в помощь придавались добровольные дружинники для поддержания общественного правопорядка на городских маршрутах. Были это обычные рабочие и служащие, которые в свободное от работы время выполняли очень ответственную и нужную функцию. Не раз случалось, что дружинники помогали задерживать особо опасных преступников, совершали подвиги ради спасения жизни других людей.
В Беларуси после трудного периода становления независимости частично удалось возродить институт добровольных дружин. Многие годы такая организация действует и в белорусской подземке. Особенно актуальной ее деятельность стала после упразднения в 2018 году управления внутренних дел по охране Минского метрополитена. Добровольной дружине предприятия была поставлена задача по оказанию содействия службе безопасности метрополитена и правоохранительным органам в проведении досмотровых мероприятий, поддержании общественного правопорядка на объектах подземки.
И метрополитеновцы очень серьезно относятся к этой крайне важной деятельности. В 2019 году добровольная дружина Минского метрополитена в конкурсе «Лучшая добровольная дружина в Московском районе города Минска» абсолютно заслуженно заняла первое место среди аналогичных производственных формирований. В этой связи дружине был вручен кубок, а ее командир – полковник в отставке Анатолий Липский – удостоен благодарности от администрации Московского района столицы.
В администрации подземки Анатолий Владимирович – руководитель одного из подразделений. Он – офицер с выслугой в силовых структурах более 30 лет, прошел очень ответственные и высокие должности. И в гражданской жизни Липский по-прежнему собран, ответственен, исполнителен, умеет сплотить коллектив дружины и мобилизовать его на качественное решение самых сложных задач.
Недавно Анатолий Владимирович доложил руководству метрополитена об итогах работы добровольной дружины за период с апреля 2018-го по декабрь 2019 года. Сегодня в ее состав входят 84 человека. Они представляют 10 структурных подразделений подземки. Конечно, наибольшее количество «штыков» формирования из службы безопасности – 27 человек. Служба движения представлена 11 сотрудниками, от администрации и электродепо «Могилевское» в состав дружины входят по 10 работников, от службы сигнализации и связи – 8, службы пути и тоннельных сооружений – 6, электромеханической службы – 5, электродепо «Московское» – 4, ремонтно-монтажной службы – 2 и от рекламно-информационного отдела – 1.
За отчетный период дружинниками было осуществлено 1006 выходов на дежурство на станции метрополитена. Направлено в зону досмотра для проведения досмотровых мероприятий 2446 человек. Не допущено к проезду в метрополитене в нетрезвом состоянии 345 человек. Предотвращено нарушение Правил перевозок пассажиров в 201 случае.
Дружинниками самостоятельно и совместно с инспекторами службы безопасности осуществлено 972 обхода пешеходных переходов, прилегающих к станциям метрополитена, и пассажирских платформ. В 15 случаях добровольцы смогли предотвратить нанесение ущерба объектам метрополитена.
С помощью добровольцев предотвращено 24 попытки несанкционированной торговли. В 54 случаях они оказали действенную помощь инвалидам, пожилым людям и пассажирам с детьми. Также дружинники 149 раз осуществляли предметную проверку документов на льготный проезд. 729 раз добровольцы участвовали в разъяснении правил проезда в метрополитене, а также оказывали помощь пассажирам в выборе оптимального маршрута перемещения по городу.
Для обеспечения стабильной работы дружины, соблюдения законодательства и требований охраны труда с дружинниками ежеквартально проводятся инструктажи, в которых принимают участие сотрудники Московского РУВД.
Сложившееся за последние годы конструктивное взаимодействие с руководством метрополитена и начальниками структурных подразделений положительно влияет на деятельность дружины. Это непосредственно отражается на эффективности и качестве работы добровольного формирования.
Андрей ДРОБ, пресс-секретарь Минского метрополитена