Индикатор реальности

Концепция обеспечения безопасности Дорожного движения

Путь ужесточения наказания за нарушения требований Правил дорожного движения вызывает разные эмоции у обывателей. И только со временем, проанализировав плюсы и минусы нововведения, мы можем дать им квалифицированную оценку. О реализации Концепции обеспечения безопасности дорожного движения рассказывает старший инспектор по особым поручениям УГАИ МВД Республики Беларусь Станислав СОЛОВЕЙ.

3-1 3-2 3-3

Проводимая в Республике Беларусь государственная политика в области дорожного движения основывается на положениях Концепции обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденной Постановлением Совета Министров от 14.06.2006 № 757.

Цель Концепции – создание условий для максимальной защищенности участников дорожного движения, снижение общих потерь в дорожном движении. Таким образом, общий уровень дорожно-транспортного травматизма к 2015 году необходимо было сократить не менее чем на 25% по сравнению с 2005-м. А к 2020 году – не менее чем на 20% по сравнению с 2015-м.

Если говорить о прошедшем десятилетии, то в результате грамотной политики и слаженности действий всех заинтересованных ведомств в Республике Беларусь отмечается устойчивое сокращение основных показателей аварийности. И если в 2005 году в 7,7 тысячи ДТП погибло 1673 человека, то в 2015-м количество происшествий сократилось на 47%, то есть до 658 погибших. Это более чем в 2,5 раза.

Отмечу, в 2015 году мы вернулись к показателям, соответствующим 1968 году по числу ДТП, погибших и раненых. Данные результаты достигнуты на фоне ежегодного увеличения количества транспортных средств: за прошедшее десятилетие их число выросло почти в 1,5 раза – с 2,7 до 3,9 миллиона единиц автомототранспорта.

В прошлом году общее количество сохраненных жизней составило 1009. Если говорить о категориях участников дорожного движения, то в сравнении с 2005-м среди пешеходов в ДТП погибло на 445 (45%) человек меньше. Среди пассажиров – меньше на 246 (24%), водителей – на 221 (22%), велосипедистов на 89 (9%) и возчиков – на 8 (1%) человек.

Снижение числа ДТП с трагическим исходом достигнуто благодаря мерам, принятым для каждой конкретной категории участников дорожного движения. Если говорить о пешеходах, то свою эффективность доказало использование световозвращателей (фликеров).

Активная пропаганда их применения началась в нашей стране в 2006 году, после того как Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения» были утверждены Правила дорожного движения. У пешеходов появилась обязанность обозначать себя световозвращающими элементами в темное время суток при движении по краю проезжей части дороги (п. 17.1. ПДД).

Указом также было предусмотрено организовать производство световозвращающих элементов и информирование населения о необходимости их применения. Напомню, качественный световозвращатель делает пешехода заметным в свете фар на темной дороге на расстоянии до 400 метров.

После активной разъяснительной работы граждане стали массово использовать фликеры. И уже первый год их активного применения показал значительное снижение травматизма: число погибших пешеходов в темное время суток снизилось на 115 человек. Положительная динамика в сокращении количества ДТП в темное время суток и числа погибших в них пешеходов устойчиво сохраняется в течение всех прошедших 10 лет.

Вместе с тем ежедневно в стране за нарушение пунктов ПДД привлекается к ответственности около 1000 пешеходов. Это говорит о том, что нам есть над чем работать и дальше.

Если говорить о травмировании и гибели лиц, находящихся в салонах движущихся транспортных средств, то немаловажную роль играет применение ремней безопасности. Исследования показывают: в 8 из 10 случаев ДТП пассажиры и водители остались бы живы или получили менее тяжкие травмы, если бы правильно их использовали. Именно поэтому мы держим на постоянном контроле применение водителями во время движения штатных ремней безопасности автотранспорта, и это имеет положительную динамику в сокращении уже приведенных показателей гибели как пассажиров, так и водителей.

Наша особая забота – юные пассажиры. Несмотря на снижение количества погибших детей на дороге, использование специальных детских удерживающих устройств с 2015 года закреплено законодательно и продолжает оставаться в центре нашего внимания.

Огромную роль в сокращении числа ДТП имеет соблюдение водителями установленных скоростных режимов движения. Введение видео- и фотоконтроля сегодня также доказывает свою эффективность – количество ДТП по причине нарушения скоростных режимов в период с 2011 по 2015 год сократилось с 1045 до 512, то есть более чем в два раза.

Отдельно остановлюсь на ДТП, совершенных по вине нетрезвых водителей. Именно эти дорожные происшествия отличаются особой тяжестью последствий, где в большинстве случаев страдают невинные люди.

Исследования свидетельствуют, что состояние алкогольного опьянения существенно снижает реакцию водителя, а вероятность совершения ДТП повышается в 55 раз. Именно поэтому Беларусь в течение 10 последних лет идет по пути ужесточения наказания в отношении нетрезвых водителей.

Так, к 2007 году была введена уголовная ответственность за повторное в течение года управление транспортным средством в состоянии опьянения, а минимальный срок лишения права управления за нетрезвое вождение увеличен с года до 3 лет (на соответствующей диаграмме – отметка 1). К 2011-му снижена допустимая концентрация алкоголя с 0,5 до 0,3 промилле (отметка 2). К 2013 году введена конфискация транспортного средства в случае повторного в течение года управления автотранспортом в состоянии опьянения. Размер штрафа за нетрезвое вождение увеличен до 100 базовых величин. Ужесточена уголовная ответственность для нетрезвых водителей, совершивших ДТП с тяжкими последствиями: максимальный срок лишения свободы в случае причинения тяжкого телесного повреждения или гибели человека увеличен до 7 лет, в случае гибели двух и более лиц – до 10 лет (отметка 3).

Время показало, что принятые меры оправданы. Состояние аварийности по вине нетрезвых водителей и количество привлекаемых к ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения год от года постепенно сокращается.

Только по итогам 2015 года количество ДТП, совершенных по вине нетрезвых водителей, снизилось на 11,9% по сравнению с 2014-м и составило 466 ДТП. Число случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения уменьшилось на 8,9%, в том числе совершенных повторно – практически на четверть (-23,8%). Всего сотрудники ГАИ пресекли в прошлом году 30,1 тыс. фактов управления транспортными средствами в состоянии опьянения, 1837 водителей сели нетрезвыми за руль повторно.

Таким образом, определенный на прошедшее десятилетие статистический индикатор принимаемых мер по обеспечению безопасности дорожного движения (-500 погибших) достигнут. Сегодня же перед нами стоит задача его закрепления и развития.

От редакции В завершение встречи представители автотранспортных и дорожных предприятий обратили внимание сотрудника ГАИ на корректное использование водителями осветительных приборов и необходимость ужесточения ответственности пешеходов за допускаемые нарушения ПДД.

Елена ПЕТРОВА, «ДТП»