Мы уже писали о конкурсе профмастерства «Минский мастер-2017» по профессиям «водитель троллейбуса» и «водитель автобуса», финал которого прошел в столице 13-14 июля. Одним из выдающихся мастеров своего дела стал водитель ТП № 3 Илья Макейчик. Примечательно, что его вряд ли можно назвать мегаопытным – стаж вождения троллейбуса в ТП № 3 составляет чуть более двух лет. Поэтому неудивительно, что он сразу попал под прицелы фотокамер и вызвал интерес к себе. Ну как это так – обойти своих более опытных коллег?
Сам же Илья в беседе с обозревателем «Транспортной безопасности» Еленой ДОРОШЕНКО рассказал, что в первую очередь ему нужен был результат. Причем прежде всего – для себя, чтобы проверить свои возможности, показать, на что способен.
Пришел, увидел, победил? Работал, тренировался, получил!
– Илья, поздравляю тебя! Что помогло победить: тренировки, сила духа, везение?
– Наверное, все вместе. А вообще, я много работал, это – правда.
– Изменилось ли отношение к тебе коллег?
– Разве что стали больше улыбаться при встрече. Подходят, поздравляют. Меня уже знают водители из других парков, здороваются. Отношение хорошее. Никому обидно не было. Наоборот, я ведь выручил свою команду, так что мои коллеги явно не были огорчены тем, что мне досталось первое место.
– Как проходил конкурс и что было самым сложным?
– Он состоял из двух частей – практической и теоретической. Соревнования проходили в течение двух дней: сначала – на коротких троллейбусах и коротких автобусах, потом – на длинных. В первый день было вождение, а после – теория.
– Сколько у тебя было конкурентов? Что давалось тяжелее всего?
– На коротких троллейбусах выступало 18 человек. Все было по-своему сложным. Для меня одним из таких элементов были тоннельные ворота, когда троллейбусу нужно проехать в очень узком месте – прощемиться, грубо говоря. Ну и диагональная парковка тоже сложный элемент, когда задним ходом заезжаешь по диагонали.
– Как шла подготовка, сколько раз в неделю? Ты ведь работал в это время, как же совмещал все?
– Сначала у нас проводятся внутренние соревнования, внутрипарковые – среди колонн. Там хочешь – участвуй, хочешь – не участвуй, по желанию. Но когда я на внутренних соревнованиях занял первое место, то попал в команду, которая готовилась к городскому конкурсу. Здесь выбора не было, нужно было хорошенько тренироваться. Как совмещал с работой? Нам ставили смены покороче, но все равно было сложно. Я приходил на тренировки два-три раза в неделю. Занимался по несколько часов. Но, как видите, результат того стоил.
Воля случая и предел мечтаний
– Ты как-то говорил, что попал в троллейбусный парк № 3 совершенно случайно…
– Я пришел из армии и раздумывал, куда идти и чем заниматься. У меня были водительские права категории В. Мой друг устроился работать водителем троллейбуса и как-то попросил меня подвезти его в парк на работу. Я подвез. Как раз в троллейбусном парке производился набор. Мне дали пару дней на раздумье. Я подумал, посоветовался с другом и решил: надо идти.
– Что планируешь делать дальше?
– Пока работаю в своем парке, хочу получить первый класс, необходимый для работы на длинном троллейбусе. Но вначале надо получить второй. Для этого нужно два года отработать без аварий и нарушений. После, отработав еще один год без аварий и нарушений, получаешь первый класс.
– Это – предел мечтаний водителя троллейбуса?
– Наверное, предел – это первый класс и конкурс «Минский мастер». Скорее всего, продолжу учебу в вузе, ведь еще до армии поступил в БНТУ. Правда, на платное, и по ряду причин мне пришлось уйти. В следующем году буду пробовать поступать снова. Хочу в БНТУ на автотракторный факультет. Но если не получится, буду пробовать в другой вуз.
– Я вижу, что работа тебе нравится. Сложно управлять троллейбусом?
– Я считаю, да. И работа, прежде всего, сложна графиком, в первую смену нужно очень рано вставать. При этом водителю обязательно надо выспаться, ведь ты отвечаешь за пассажиров. Во вторую смену приходится работать допоздна. Надо за всем следить, быть постоянно внимательным, в напряжении… Устаешь больше, чем на стройке. Я там работал, так что мне есть с чем сравнивать.
– В твоей практике встречались неадекватные пассажиры?
– Очень много таких случаев. Много пьяных после клубов. Они засыпают в салоне, и на конечной станции приходится их будить. Естественно, они недовольны и начинают возмущаться, но мы стараемся вежливо уладить любой конфликт.
Чтоб не пил, не курил…
– Что можешь сказать о правилах безопасности для водителя троллейбуса?
– У нас есть инструкции. Но это в тех случаях, когда происходит что-то неординарное, опасное, например, утечка тока. Хотя у нас троллейбусы полностью изолированы от него. К тому же на станции утром троллейбусы проверяются специальными приборами. Если обнаруживаются неполадки, машину сразу снимают с линии. После окончания смены троллейбус снова проверяется.
– Сколько длится рабочая смена водителя троллейбуса? Вас осматривает врач?
– В основном 8 часов. Каждый раз перед началом работы мы проходим врача-фельдшера. Все оформляется как положено: ставятся штамп и печать из здравпункта, оформляется путевой лист. Никто просто так не пройдет. О плохом самочувствии тоже нужно говорить врачу. И если водитель по каким-то причинам не выспался. Его отпустят домой поспать. У нас есть резерв, а он в какой-то другой день просто отработает.
– Во сколько начинается твой рабочий день?
– Утренняя смена начинается в 4.50. До работы добираюсь на дежурном транспорте, дорога занимает минут 15. Иногда приезжаю на своей машине. На работе нужно быть за 20 минут до выезда. Если опаздываешь, нужно сообщить диспетчеру – тогда троллейбус оборудуют коллеги, а мне останется пройти врача и подписать путевой лист. Вторая смена начинается днем и очень поздно заканчивается. А вообще, все зависит от маршрута. Я работаю на 47-м, до этого – на 64-м.
– Иными словами, водитель троллейбуса должен знать все маршруты парка и хорошо ориентироваться в городе?
– Если есть необходимость кого-то поставить на какой-то другой маршрут, то, как правило, выбирают людей со стажем, которые долго работают и хорошо ориентируются. Новичкам такую работу не доверят. Навигаторов у нас нет. А если знаешь, что тебя поставят на другой маршрут, то надо заранее по нему с кем-то проехать, можно даже просто в салоне, чтобы иметь представление, куда троллейбус идет. Вообще же, у нас на стажировках проходит ознакомление со всеми маршрутами, которые есть в колонне.
Гаражное хобби и личная жизнь
– Илья, я редко встречаю мужчин – водителей троллейбусов и никогда не видела женщину – водителя автобуса. Что ты думаешь об этом?
– Скорее всего, это связано с тем, что водителю троллейбуса не нужны права категории B и стаж. Можно любому ответственному человеку прийти в парк и пройти обучение, получить права категории Е и устроиться на работу. Там пройти стажировку, отработать учебную езду. А в автобусный парк, как правило, нужен определенный стаж работы и права категории В.
– С твоим графиком возможна личная жизнь и развлечения – вечеринки, тусовки?.. Как удается все совмещать?
– Личная жизнь возможна. У меня есть девушка, у нас скоро свадьба. Кстати, Дарья работает в той же сфере, что и я. Она диспетчер. Раньше работала в нашем парке. У нас много пар образуется.
А вот тусовки и вечеринки откладываются. Очень редко я куда-то выхожу с друзьями. После работы, особенно во вторую смену, хочется прийти домой, поужинать и лечь спать. Если же выпадают какие-то свободные выходные без смен, то занимаюсь своей машиной. Иногда можем выехать на дачу. Вот, пожалуй, и все, сильно здесь не разгуляешься. Мое хобби – моя машина. Приезжаю к другу в гараж и начинаю ее перебирать. У меня Peugeot 406 – все время хочется что-нибудь подкорректировать, сделать что-то новое. Иногда помогаю в этом своим друзьям. Вот такое у меня гаражное хобби. В отпуске мы обычно отправляемся в Одессу. В этом году будем отдыхать на даче. Зато обязательно отправимся в свадебное путешествие.