Филиал «МСУ-4» РУП «Мостострой», который возглавляет Сергей Лазбекин, – одно из ведущих предприятий, которое занимается строительством и ремонтом мостов и путепроводов. За 48 лет плодотворной и напряженной трудовой деятельности коллективом управления построено немало крупных мостовых переходов через судоходные реки республики – Припять, Сож, Днепр, Березину, отремонтированы многочисленные мосты через малые водные артерии.
Трудно представить, сколько трудовых усилий, сноровки и мастерства было вложено в реализацию этих объектов. И каждый из них – неважно, большой или маленький – не просто мост или путепровод, а след тружеников филиала на земле, шедевр их мастерства и творчества, в котором сосредоточены усилия большого количества людей.
Трудовая летопись коллектива продолжается. Минувший год был для предприятия значимым и успешным во всех отношениях. Достаточно вспомнить, сколько поистине титанических усилий было приложено коллективом, чтобы реконструировать аварийный мост в Житковичском районе и сдать его в определенный Президентом Республики Беларусь срок – к 7 ноября 2018 года. Эта сложная задача была выполнена с честью. В целом же за минувший год освоение средств собственными силами в МСУ-4 составило 13,9 млн рублей с НДС. За последние 5 лет это самый высокий показатель. Так что коллектив филиала работает прибыльно и рентабельно, ставит на службу производства имеющиеся резервы и из года в год динамично развивается.
В настоящее время работы ведутся на важнейшем для Гомеля объекте – новом мосту через реку Сож, который является частью автомагистрали М8/Е95 Граница Российской Федерации (Езерище) – Витебск – Гомель – граница Украины (Новая Гута). Этот мост на гомельской объездной – ключевое звено с плотным автотрафиком от российской к украинской границе и обратно. Руководит работами на данном объекте начальник участка Алексей Жилицкий. В свое время он окончил Гомельский дорожно-строительный колледж, затем – БелГУТ по специальности «строительство автомобильных дорог и аэродромов». Это грамотный специалист, который обладает хорошими организаторскими способностями и профессиональными навыками, и вместе с товарищами по труду вкладывает в работу все свое мастерство и умение.
– Строить мосты – почетная и трудная работа, – отмечает Алексей Владимирович. – Глядя на мосты и путепроводы, многие и не представляют, какой титанический труд и колоссальные средства вкладываются в их возведение. Это можно сказать и про сооружение через Сож в нашем областном центре. Движение по мосту было закрыто 30 августа прошлого года. Он был построен по тому же проекту, что и 888-метровый через реку Припять в Житковичском районе. Проблема та же: устаревшие конструкции, коррозия тросов в бетонных каналах, но ситуация здесь сложнее. Дело в том, что старый мост признали не подлежащим восстановлению.
По словам начальника участка, сложность заключается в том, что здесь в замене нуждаются все пролеты, в то время как на житковичском менялись не все. Поэтому объект возводится рядом со старым мостом буквально с нуля.
– Тут развернулась большая стройка, и работы ведутся круглосуточно, – продолжает Алексей Жилицкий. – Сложный и трудоемкий процесс – это земляные работы с установкой несущих конструкций – опор моста. Их – восемь, каждая – 15 метров в высоту. Под них роются котлованы, куда кладутся железные блоки, после чего производится бетонирование. Затем на опоры ложатся металлические пролеты, благодаря которым мост станет легче, прочнее и долговечнее.
Работы на мосту через Сож ведутся круглосуточно вахтовым методом. Вахта длится 15 дней. В течение месяца меняются два коллектива вахтовиков, один из которых возглавляет прораб Андрей Насута, второй – прораб Евгений Трубилов. Оба они – профессионалы своего дела, люди, преданные профессии, умеющие организовать производственный процесс и претворить в жизнь намеченные планы.
– Настроение у нас боевое. Мы нацелены на высококачественное и своевременное выполнение всего запланированного, – рассказывает Алексей Жилицкий. – Ориентировочно работы на этом мосту мы должны завершить в 2021 году. Конечно, стараемся, трудимся с применением новых, инновационных технологий и, невзирая на погодные условия, выкладываемся по полной. На строительстве моста через Сож трудится немало людей, за плечами которых – важнейшие стройки и плодотворные годы работы в отрасли. Среди них – бетонщики Игорь Никитькин, Сергей Мельников, монтажник Николай Чистов и многие другие. Не уступают опытным работникам и молодые труженики филиала – бетонщики Артур Ахлюев, Денис Данилкин, Юрий Коноваленко.
В интересах человека труда
На предприятии ценят своих работников, здесь для них созданы надлежащие производственно-бытовые условия. Для тех, кто занят на возведении моста через Сож, к примеру, организовано горячее питание. Как отмечают сами работники, оно их вполне устраивает, так как меню всегда разнообразное и включает в себя салаты, первые и вторые блюда, выпечку.
Возле моста установлен блок-модуль, называемый мостовиками стройгородком. В него входят штабной вагон, вагон технического надзора, лаборатория, вагон-прорабская, а также вагоны, где можно принять душ, просушить одежду и переодеться и т. д. В вагончике для приема пищи есть электроплита, две микроволновки, два холодильника, кухонные столы, стулья, посуда, привозится бутилированная вода. На строительном объекте имеется информационный стенд, где размещаются оперативные материалы, в том числе и по охране труда.
– Руководство филиала уделяет большое внимание охране труда на производстве, – рассказывает инженер по ОТ Андрей Кампут. – Ежеквартально согласно графику у нас проводятся дни охраны труда и комплексное обследование условий и состояния ОТ на строительных объектах. Выявленные недостатки оформляются актом и рассматриваются на производственном совете филиала. Немаловажную роль в укреплении производственной дисциплины и охраны труда играют общественные инспекторы. На сегодняшний день на предприятии действуют девять общественных инспекторов, которые уверены, что в охране труда мелочей не бывает. Все они принципиальны и активны в подходе к выполнению своих общественных обязанностей, но хотелось бы выделить электрогазосварщика Сергея Хариборько и мастера Виталия Якуша, которые нынче заняты на строительстве моста через Сож. Кстати, Виталий Александрович ранее работал бетонщиком, проявил себя как отличный профессионал и вырос до мастера, пользуется авторитетом и уважением в коллективе.
Инженер по охране труда Андрей Кампут также отметил, что инспекторами по профилактическим осмотрам ежедневно проводится контроль состояния водителей, а иногда и других работников. Периодически комиссионно, в течение дня, проводятся и внезапные проверки на строительных объектах.
Также ежегодно проводится проверка у работников филиала знаний по охране труда с оформлением соответствующих протоколов. Ей предшествует обучение по утвержденной 20-часовой программе. Непосредственно на строительных объектах начальники участков проводят инструктажи по ОТ со своими работниками с обязательной отметкой в соответствующем журнале. За вновь принятыми в обязательном порядке закрепляется наставник из числа наиболее опытных мостовиков с последующей проверкой знаний.
Не хлебом единым…
Безусловно, производственные показатели важны для предприятия. Но главное – в погоне за ними не просмотреть человека труда, понять его заботы и чаяния, содействовать росту благосостояния мостовиков. Верным помощником администрации в решении большинства вопросов повседневной жизни коллектива является профсоюзный комитет, занимающийся культурно-массовой работой, организацией полезного и содержательного досуга и другими аспектами общественной деятельности.
Коллектив МСУ-4 живет интересной, насыщенной жизнью. Профком филиала, председателем которого является Андрей Кампут, организовывает для работников интересные и содержательные мероприятия. В числе наиболее памятных – очередной туристический слет, конкурс «Рисуют дети», в котором приняли участие дети мостовиков, увлекательная туристическая поездка в Питер, оставившая неизгладимые впечатления. Кстати, в город на Неве запланирована еще одна пятидневная поездка с проживанием в гостинице и услугами гида. В коллективе сформированы представления о здоровом образе жизни. Здесь приветствуются и поддерживаются занятия физкультурой и спортом.
Мостовики – народ отважный и решительный, их неспроста называют голубой кровью отрасли. Если надо, они, образно говоря, могут дотянуться до небес и выполнять свою работу на высоте в прямом и переносном смысле, а то и выйти на тонкую кромку льда, спасая человеческую жизнь. Об этом свидетельствует случай, произошедший в январе нынешнего года, когда отчаявшаяся женщина собиралась совершить суицид и прыгнула с моста. Ни секунды не раздумывая, работники филиала бросились спасать несчастную, рискуя своими жизнями. Вот это героизм и настоящая отвага!
Валентина ШИНКЕВИЧ, «ТБ»