И С НИМИ ПОЛЕ ШЕЛЕСТОМ КОЛОСЬЕВ ГОВОРИТ…

Хлеборобы Гомельщины завершают уборку зерновых и зернобобовых культур. Как сообщили в комитете по сельскому хозяйству и продовольствию Гомельского облисполкома, по состоянию на 18 августа намолот составил более 965 тонн, средняя урожайность – 30,2 центнера с гектара.

Среди лидеров уборочной кампании – хлеборобы КСУП «Агрокомбинат «Холмеч» Речицкого района, собравшие по 58,2 центнера зерна с гектара.

– Не припомню жатвы, которая была бы легкой, и у каждой – свои особенности. Да и день на день не приходится, – рассказывает комбайнер хозяйства Иван Вырвич. – Сегодня после обеда синоптики обещали дождь, поэтому с самого утра взяли ударные темпы, чтобы не упустить время. Конечно, при высоких темпах уборки главным для нас остается качество. Мы на хлебном поле как большая дружная семья, работаем в одной связке четко и слаженно. И это – залог успеха.

Трудолюбию, энтузиазму и оптимизму хлеборобов из агрокомбината «Холмеч», филиала «Советская Белоруссия» ОАО «Речицкий комбинат хлебопродуктов», КСУП «Дзержинский-Агро», колхоза «50 лет Октября» Речицкого района можно только позавидовать. Их рабочий день начинается на зорьке и заканчивается с последними лучами солнца. Но любоваться этими красотами участникам страды недосуг, ведь хлебная нива не ждет. И когда только эти люди успевают отдыхать, ведь зачастую и спать ложатся за полночь? Очевидно, само хлебное поле им помогает, заряжая своей энергией и бодрящим духом, исходящим от благодатных золотых колосьев. Хлеб – это сила!

ВОДИТЕЛИ – ГЕРОИ ЖАТВЫ

В одной связке с уборочными экипажами трудится водительская братия, без которой жатву представить просто невозможно. Примечательно, что вместе с водителями сельскохозяйственных предприятий на перевозках зерна от комбайнов на хлебоприемные пункты принимают участие и водители 14 филиалов ОАО «Гомельоблавтотранс». Эта практика сложилась годами, и среди водителей транспортной отрасли Гомельщины на уборке зерновых тоже есть свои герои. В нынешнем году ими стали водители филиала «Автобусный парк № 3» г. Речицы. На прошлой неделе на автотранспортном предприятии  в торжественной обстановке состоялось чествование лучших из лучших водителей, которые добились наивысших результатов на перевозке зерновых. Ими стали  Сергей Сафронов и  Иван Шпильчук. Так,  Сергей Сафронов на автомобиле МАЗ-5516 грузоподъемностью 20 тонн перевез 1262 тонны зерна нового урожая. На трудовом счету Ивана Шпильчука – около тысячи тонн зерна, доставленного на ОАО «Речицкий комбинат хлебопродуктов» на  автомобиле МАЗ-5516 с прицепом грузоподъемностью 36 тонн. Представители «Гомельоблавтотранса» тепло поздравили передовиков с трудовыми достижениями на жатве, вручили дипломы победителей, ценные подарки и пожелали плодотворной и успешной работы и в дальнейшем.

Значительный вклад в подготовку автотранспортных средств к перевозке зерна урожая 2016 года внесли работники ремонтной мастерской и технической службы филиала. Как отметил начальник ремонтной мастерской Павел Мохорев, во избежание потерь и порчи зерна при транспортировке кузова автомобилей и прицепы были оборудованы уплотнителями. Для увеличения грузоподъемности борта кузовов нарастили и установили на них защиту. В подготовке техники к перевозке урожая умение и мастерство проявили слесари по ремонту автомобилей Николай Селенчик, Виталий Усхопов, Леонид Козенцов, слесарь по ремонту топливной аппаратуры Юрий Гавриленко. В итогe автомобили АП-3 выехали на хлебные нивы в полной боевой готовности.

– К перевозке зерна мы приступили 12 июля, – рассказывает Сергей Сафронов. – В основном перевозили по заявкам Речицкого комбината хлебопродуктов  из  сельскохозяйственных предприятий Гомельской области. Нам довелось побывать и в отдаленных хозяйствах, например, в ОАО «Комаринский» Брагинщины  – недалеко от границы с Украиной, и в соседних районах, и в близлежащих сельхозпредприятиях нашего района. Работа по транспортировке зерна чрезвычайно ответственная. Ведь нам доверен не просто груз, а его величество хлеб, который дается дорогой ценой, трудом и усилиями большого количества людей. Хорошая организация работ, согласованные действия уборочных экипажей и водительского состава, при которых не было простоев в ожидании загрузки и разгрузки, содействовали успешному ходу жатвы и своевременному вывозу зерна с хлебной нивы.

Герой жатвы Сергей Сафронов с сельскохозяйственным производством знаком не понаслышке. В свое время он работал в ОАО «Приднепровье», Речицкому комбинату хлебопродуктов отдал 10 лет своей трудовой жизни. Он знает цену каждой рабочей минуте во время уборки и то, что хлеб нового урожая, который отдает человеку благодарная за заботы земля-матушка, будет кормить нас целый год. Поэтому вместе со своими товарищами из грузовой колонны старался перевозить весь доверенный ценный груз без потерь, до последнего зернышка. И это Сергею Ивановичу удалось – потому он и показал наилучший результат.

Уважительно говорит о труде хлеборобов и главном продукте на нашем столе и водитель Иван Шпильчук.

– Все мы родом из детства, а оно у меня ассоциируется с родной стороной, родительским домом в городском поселке Октябрьский и хлебным полем за околицей в деревушке Лески, где часто бывал у бабушки, – делится сокровенным Иван Анатольевич. – В своей жизни разный хлеб пробовал, но вкуснее того, что пекла моя бабушка в печи, не ел. Аромат, вернее, хлебный дух  стоял на всю хату, а горбушка хлеба была шершавая, в трещинках. Не хлеб, а настоящий деликатес, какого сейчас не найти ни в одном супермаркете. Нашему ржаному деревенскому хлебу нет равных в мире! Да что бы мы ни перевозили: ячмень, овес, рожь, зернобобовые, все это – народное добро, людской труд, который дорогого стоит. Мне довелось побывать в отдаленных хозяйствах, например, в ОАО «Комаринский» Брагинского района, за которым – граница с Украиной. Хозяйство, скажу вам, крепкое. Там выращивают скот мясной породы – лимузинов – и получают мраморное мясо. И зерновой клин у них большой, и урожаи хорошие. Да и трудятся сельчане Брагинщины, которая пострадала в результате аварии на ЧАЭС, в особых экологических условиях. Их труд заслуживает огромного уважения. Мы с товарищами гордимся тем, что нам доверили  ответственную работу по перевозке зерна в закрома Родины.

ОДУ ХЛЕБУ МОЖНО БЕСКОНЕЧНО ИСПОЛНЯТЬ

Проникновенные слова о хлебе и труде сельчан у Ивана Шпильчука шли от самого сердца. Не сомневаюсь, они затронут сокровенные струнки души многих из нас. И не потому, что мы сентиментальны. Просто по-другому относиться к хлебу нельзя. Действительно, хлеб – всему голова. Он многим спасал жизни и помогал выстоять в трудную минуту. Легендарный поэт Евгений Евтушенко, у которого – белорусские корни, приезжал на родину своего деда Ермолая в деревню Хомичи Калинковичского района. Первый раз он посетил наши края вместе с драматургом Андреем Макаенком. На одном из вечеров поэзии он так рассказывал об этой поездке:

– По пути мы взяли в газик какого-то деда. Я спросил у него: «Жив ли кто-нибудь в селе из семьи Евтушенко?» – «Дык як жа не жывы, палова вёскi – Яўтушэнкi!». «А Ганна жива?» – «Ого, яшчэ як жыва!»

Деревня была пуста, все работали в поле, куда мы и направились. Какая-то неодолимая сила толкнула меня к маленькой крепенькой старушке. Я подошел к ней и спросил: «Вы будете Ганна?». Она сказала: «Да, Ганна. А ты хто?» – «Я ваш внук Женя!». «Дык ты ж з голаду памёр на вайне ў Маскве». Я ответил: «Я жив, я уехал во время войны в Сибирь, там меня выкормили. Иногда давали ХЛЕБ!» И она закричала на все поле: «Людцы, бяжыце сюды, крывiначка наша знайшлася!» Это был потрясающий момент. Со всех сторон ко мне спешили люди – множество Яўтушэнак. Те минуты навсегда запали в душу.

Хлеб в эвакуации спас много жизней. И не только в эвакуации.

Есть горбушка – не так уж тошно,

Побеждали мы не с пирогами.

Поженившись на картошке

Черный хлеб воевал с врагами.

Потому мы и были в Берлине,

Что страдальные наши старухи

С отрубями и горькой полынью

Нам в тряпицы совали краюхи…

Это строки из стихотворения «Черный хлеб» Евгения Евтушенко – поэта, который на себе испытал лихолетье войны и чувство голода. Его ода черному хлебу берет за душу. Оду хлебу можно исполнять бесконечно, и она всегда будет вызывать радость, а иногда и слезы, но всегда – чувство благодарности ко всем, кто вкладывает в хлеб свой труд, пот и невероятные усилия не только во время жатвы, но и по ходу всей цепочки его производства.

И ВОЗДАДИМ ХЛЕБОРОБУ ДОЛЖНОЕ!

Когда материал готовился к печати, участники уборочной страды из Речицкого района были переброшены в соседний Лоевский, чтобы оказать помощь в завершении уборки хлебов. Работая от зари до зари,  комбайнеры и водители передовых сельскохозяйственных предприятий Речицкого района на своих полях закончили жатву достойно и с высокими результатами. В КСУП «Агрокомбинат «Холмеч» лучшими на жатве стали экипажи комбайнера Ивана Вырвича и его помощника Олега Хвоста, а также комбайнера Василия Коваля и его помощника Виталия Ильева. На отвозке зерна самого высокого результата добился водитель Виктор Кардаш. В филиале «Советская Белоруссия» ОАО «Речицкий комбинат хлебопродуктов» рекорды намолота на хлебной ниве поставили экипаж в составе комбайнера Василия Мороза и его помощника Владимира Дорофея, а также  экипаж Валерия Дашука и Олега Веренича. Отличился и водитель этого хозяйства Николай Стрижак.

Вместе со старшими товарищами в золотых волнах хлебных колосьев вели свои комбайны и молодые хлеборобы. В ходе уборочной вырисовалась интересная деталь: там, где старшие ставят рекорды, и молодежь проявляет себя самым лучшим образом. К слову, в нынешней жатве на Гомельщине участвовало около 50 молодежных экипажей, и первыми среди них оказались хлеборобы Речицкого района. Первыми в республике, намолотившими тысячу тонн зерна, стали комбайнер Александр Кащицкий и его помощник Дмитрий Воробьев из «Советской Белоруссии». Высокую планку взял и молодежный экипаж из этого же хозяйства в составе комбайнера Дениса Стельмашка и его помощника Константина Соснока, а также молодого водителя Александра Сыса, который первым в стране перевез свыше тысячи тонн зерна. И перечень замечательных тружеников сельхозпредприятий Речицкого края, настоящих героев жатвы, можно еще продолжить.

Так подробно и заинтересованно, с чувством благодарности к хлеборобам за их нелегкий труд пишу неспроста. На протяжении многих лет редакция газеты «Транспортный вестник» является издателем журнала «Белагро», на страницах которого отражаются достижения лучших сельскохозяйственных предприятий страны. Наши корреспонденты бывают в хозяйствах Речицкого района, встречаются с их руководителями, тружениками полей и ферм. Вот и в нынешнем году в очередном выпуске журнала мы с удовольствием рассказали о достижениях коллективов КСУП «Агрокомбинат «Холмеч», филиала «Советская Белоруссия» ОАО «Речицкий комбинат хлебопродуктов» и др. От всей души хочется воздать хлеборобам должное и на страницах нашей газеты. За их героический труд, тревожные ночи, когда порой не досыпали, за их человеческое понимание того, что каждая минута на жатве – на вес золота и каждый уборочный день год кормит. Стряхнув усталость, они снова садились за штурвалы своих «кораблей» и шли  на рекорды, работая до седьмого пота и на одном дыхании. Эти люди – среди нас, они – наши герои: как опытные хлеборобы, так и молодое поколение, выросшее на речицкой земле. Хочется воздать должное и труженикам транспортной отрасли,  водителям филиалов  ОАО «Гомельоблавтотранс»,  вложившим в перевозку зерна свой талант и профессионализм. Они этого достойны.

Валентина ШИНКЕВИЧ, «ДТП»