И пролегла через сердце дорога

Всякий раз, собираясь в путь, испытываю беспокойство, насколько комфортно буду чувствовать себя в поезде. Особенно когда еду в столицу на электричках «Штадлер». Обычно такая поездка превращается в мучение из-за работающих в вагонах мощных кондиционеров. Признаться, именно поэтому предпочитаю не скоростную электричку, а обычный поезд № 647 Гомель – Минск. С атмосферой уюта, комфорта и какой-то особой сердечности. С проводниками, всегда доброжелательными, обходительными и очень трудолюбивыми: и руку подадут, и чемодан поднимут в вагон и снимут на платформу…

Мне нравится и этот поезд, и поездные бригады, одну из которых возглавляет Вячеслав Наринский. От его внимательного взгляда не ускользает ни одна мелочь, в любое время года в вагонах поддерживается комфортная температура, здесь всегда чисто и уютно. Да, качеством обслуживания пассажиров Гомельское отделение Белорусской железной дороги славилось всегда.

Начальник поезда Вячеслав НАРИНСКИЙ

Начальник поезда Вячеслав НАРИНСКИЙ

Молодежная бригада поезда № 647/648 Гомель – Минск

Молодежная бригада поезда № 647/648 Гомель – Минск

Выбор профессии был предопределен

– Тяга к железной дороге у меня на генном уровне, – рассказывает начальник поезда Гомельского вагонного участка Вячеслав Наринский. – Еще в раннем детстве заболел дорожной романтикой. Мой родной дядя был машинистом поезда в украинском Щорсе (ныне г. Сновск), и все мои лучшие воспоминания связаны с поездками в кабине локомотива грузового поезда. Садился рядом с дядей и словно попадал в другое, какое-то нереальное измерение. С замиранием сердца следил за тем, как он управлял составом, как нажимал на рычаги скорости и торможения, а в окнах мелькали леса, поля, деревни… Все это тогда казалось какой-то необыкновенно интересной и увлекательной игрой. Да и родился я 3 августа, так что стать железнодорожником мне было предопределено еще и датой рождения.

В 1987 году, после окончания 8 класса, Вячеслав поступил в Гомельский железнодорожный техникум на специальность «тепловозы и тепловозное хозяйство». А после его окончания и успешной сдачи вступительных экзаменов в БИИЖТ вместе с друзьями-однокурсниками Николаем Синоженским и Андреем Тихиней, которые, кстати, в настоящее время тоже работают начальниками поездов Гомельского вагонного участка, стал студентом крупнейшего транспортного вуза страны.

За три года ускоренного обучения получил диплом инженера-механика и… свободное распределение. Тогда, в начале девяностых, массовых перевозок грузов по железным дорогам не было, в локомотивные депо – не устроиться. Молодого специалиста взяли в Гомельский пассажирский участок провод-ником пассажирских вагонов. В 1995 году Наринский успешно сдал экзамен и получил новую «путевку в жизнь» – должность начальника фирменного поезда Гомель – Москва.

Было и такое в его трудовой биографии: окончил заочно Белорусский торгово-экономический университет по специальности «экономика управления на предприятии» и решил принять предложение руководства заняться организацией питания пассажиров в пути следования, возглавив отдел сервиса. Вот только тяга к поездной работе оказалась сильнее, и Вячеслав снова вернулся к профессии начальника поезда. Работал на самых разных направлениях: Адлер, Калининград, Мурманск, Петербург, Москва…

Интересуюсь у Вячеслава Леонидовича, станут ли железнодорожниками его сыновья.

– Старший, Глеб, выбрал профессию автомеханика, а младший, Алексей, мечтает стать шеф-поваром в ресторане, – говорит Вячеслав. – Я люблю пошутить: мол, на гомельском вокзале есть прекрасный ресторан, и раз не станешь железнодорожником, так будешь кормить работников железной дороги…

Капитан на корабле

У железнодорожников нет воинских или специальных званий, погоны соответствуют их должностям. Так, у проводников они чистые либо с одним уголком, зато начальник поезда на погонах носит две звезды.

По словам Вячеслава Наринского, начальник поезда – это все равно что капитан на корабле. Должность обязывает быть всегда доброжелательным, коммуникабельным, способным мыслить аналитически и обладать высокой стрессоустойчивостью. Именно он отвечает за безопасность пассажиров и своевременное прибытие поезда, руководит проводниками и техническим персоналом, улаживает конфликтные ситуации, принимает решения в нестандартных ситуациях. Разве что не управляет поездом.

Впрочем, и с этой задачей Вячеслав Леонидович при необходимости справился бы легко. Ведь не зря, будучи практикантом железнодорожного техникума, в качестве помощника машиниста локомотива накручивал километры на пассажирских поездах по Прибалтике: Вильнюс, Калининград, Даугавпилс, Друскининкай. А «под занавес» учебы четыре месяца проходил практику в Вильнюсе. На летних каникулах, когда учился в БИИЖТе, регулярно подрабатывал помощником машиниста.

– Железная дорога уже тогда стала для меня родной, пролегла через сердце да так и не отпустила, – говорит Вячеслав Леонидович. – А настоящую цену этому труду знают люди, для которых движение под стук колес стало и жизнью, и работой одновременно…
В рейс? Дружной командой – поездной бригадой!

Поезд № 647/648 Гомель – Минск отправляется из областного центра ежедневно в 6.31. Накануне вечером Вячеслав Наринский проводит инструктаж со своим «экипажем», распределяет проводников по вагонам, детально разбирает замечания пассажиров и проверяющих лиц, причем касающиеся работы как своей поездной бригады, так и других, рассказывает о последних новостях на железной дороге.

– Я руковожу молодежной бригадой с февраля этого года. С молодежью работать легко – все старательные, позитивные, – рассказывает Вячеслав Леонидович. – Всегда стараюсь найти общий язык с подчиненными, психологически настроить их на коллективную работу. Глядя на коллег, с которыми мне довелось проехать бок о бок уже тысячи километров, могу сказать: поездная бригада – это одна дружная семья. Мы много времени проводим в дороге, знаем, кто и чем живет. К примеру, наш проводник Владислав Кравченко пишет картины. В Гомельском дворце культуры железнодорожников даже была организована его персональная выставка. Проводник Павел Майсюк успешно выступает за баскетбольную команду Гомельского вагонного участка. Да и другие члены нашей бригады (в ней – 12 человек: семь парней и пять девушек) – люди энергичные, творческие, увлеченные: кто-то занимается спортом, кто-то любит путешествовать по Европе и родной Беларуси. Но всех их объединяют такие качества, как взаимовыручка, ответственность, дисциплинированность. Именно поэтому наша бригада неоднократно становилась одним из победителей соревнования на звание «Лучшая молодежная поездная бригада Белорусской железной дороги». В состязаниях мы демонстрировали свою культуру обслуживания и условия проезда пассажиров, безукоризненное соблюдение охраны труда, техники безопасности и трудовой дисциплины, выполнение своих должностных обязанностей и многое другое. После конкурса твердо решили: второго места нам мало, в следующий раз будем бороться за первое!

О себе начальник поезда скромно умолчал. Тем не менее Вячеслав Наринский тоже участвовал в конкурсе – среди начальников поездов Белорусской железной дороги. И стал лучшим по профессии, заняв почетное второе место.

Общественная жизнь поездной бригады, которую он возглавляет, тоже на высоте. Совместно с транспортной милицией, ревизорским аппаратом отделения дороги и БРСМ регулярно принимает участие в акциях: «Стоп, заяц!», «Стоп, СПИД», «За безопасность движения» и других.

Кстати, по мнению пассажиров, оставляющих свои записи в Книге замечаний и предложений, бригада поезда № 647/648 во главе с Вячеславом Наринским – одна из самых дружных, ответственных и трудолюбивых. Коллектив с завидным постоянством выдерживает экзамен не только на профессиональную пригодность, но и на взаимовыручку и человечность, что, согласитесь, дорогого стоит…

Чтоб комар носа не подточил

По словам Вячеслава Леонидовича, главная задача начальника поезда – безопасность пассажиров. Как говорится, береженого Бог бережет. Нормой работы стали постоянное штудирование различных нормативных документов, проверка технических знаний по устройству вагона и работе его основных систем, разбор всякого рода нарушений и случаев брака в работе. Перед отправлением в рейс проверяется абсолютно все: подвагонная часть, котельная, электрика, санитарное состояние… Все – чтобы, как говорится, комар носа не подточил. Но техника есть техника, случаются и нештатные ситуации, тогда решение принимает начальник поезда. И от этого решения зачастую зависит безопасность людей.

– Несмотря на то что вагоны оборудованы приборами контроля, железнодорожники в пути следования частенько прислушиваются к посторонним звукам, – продолжает Вячеслав Леонидович. – Ведь может случиться всякое. Как-то недалеко от станции Могилев провод-ники услышали стук под вагоном. Сорвали стоп-кран, стали разбираться, и выяснилось, что на колесных парах образовались ползуны и навары. Оказалось, ошибку допустил машинист – неправильно управлял тормозами. Пришлось выцеплять вагон и на ПТО менять колесные пары на новые. В Москву поезд пришел с опозданием на один час.
Вячеслав Наринский рассказывает мне и о другом происшествии, где человеческого фактора не было. На железнодорожное полотно перед локомотивом внезапно выскочили два лося. Оба попали под поезд, обломав тормозные рукава. Никто из пассажиров не пострадал. Начальник принял решение остановить локомотив и заменить тормозной рукав, что и сделали за короткое время.

К сожалению, безопасность пассажиров зависит не только от мастерства и профессионализма поездной бригады. Недавно под Минском машинист применил экстренное торможение, остановив локомотив буквально в пяти метрах от пьяного человека. Тот стоял на путях и никак не реагировал на сигналы. Наринский принял решение забрать пьяницу в поезд, чтобы тот не стал виновником другой аварии, а на столичном вокзале сдал его в милицию.

– Каждый раз, отправляясь в дорогу, желаю себе и своей бригаде безопасной поездки – такой, чтобы без происшествий довезти пассажиров до конечной станции живыми и здоровыми, – говорит Вячеслав Леонидович. – Правда, наши пассажиры в дороге то на сердце жалуются, поскольку лекарства забывают, то на давление. Хорошо, что проводники раз в год сдают санитарно-медицинский минимум. Так что оказать пассажиру первую помощь – всегда пожалуйста! И медицинская аптечка имеется, и тонометр. В тяжелых случаях включаю громкую связь, прошу подойти к больному врача, если он есть среди пассажиров, или на ближайшей станции вызываю скорую. На счету нашей поездной бригады не одна спасенная жизнь.

Благодарный пассажир – лучшая награда

– В последние годы все стало более качественным и комфортным: вагоны, локомотивы, сервисное обслуживание, – рассказывает Вячеслав Наринский. – Раньше был только чай, теперь в нашем поезде, например, есть даже современная кофемашина, большой перечень напитков и кондитерских изделий. Постоянно обновляется вагонное имущество: шторки, ковровые дорожки, чайная посуда, постельное белье, матрасы. Пассажиры проходят в чистые вагоны, рассаживаются по местам, заказывают у проводников чай, кофе, напитки и спокойно едут до нужной станции. И, конечно же, не задумываются о том, что поездная бригада – это большой рабочий организм, сопровождающий их всю дорогу и обеспечивающий им комфорт.

Общение с разными, абсолютно незнакомыми людьми, пожалуй, самое сложное в работе проводника. Приходится быть психологом и, приветливо улыбаясь, «сканировать» человека, определять, спокойный это пассажир или вспыльчивый, можно с ним пошутить или нет, трезвый он или в подпитии. Когда ты на позитиве общаешься с людьми, улыбаешься, то усталости почти не чувствуешь. А потом возвращаешься домой, а улыбаться уже нет сил…

Я как начальник поезда каждые два часа делаю обход. Проверяю проводников, выслушиваю замечания и предложения пассажиров. Все они разные, как и их настроение – спокойное, деловое или взвинченное, подавленное…

Случаются и конфликтные ситуации. Недавно две женщины в вагоне едва не по-дрались: спорили, кто из них сядет возле окна. Проводница им объяснила, кто из них прав, и схему вагона показала, но все было бесполезно, пришлось вызывать начальника поезда. Никакие аргументы о том, что стыдно ругаться из-за такой мелочи, как место у окна, не возымели действия. Тогда одну из них пересадили на свободное место, и обе счастливо поехали у окна. Я часто напоминаю работникам поездной бригады о том, что у пассажиров всегда должны оставаться приятные воспоминания о поездке. Поэтому все мы привыкли брать в дорогу с собой хорошее настроение, проявлять максимум заботы о каждом своем пассажире.

Вячеслав Леонидович рассказывает мне несколько интересных случаев из своей работы. Так, в прошлом году из-за мощного урагана задержали поезд, который простоял на столичном вокзале три часа. Пассажиров бригада поддерживала чаем, шутками, позитивом. Начальник поезда был постоянно на связи с оперативным дежурным пассажирской службы управления дороги, и опаздывающих удалось пересадить на другие поезда.

Наринский признается, что всегда рад, когда может помочь человеку. Так было с 90-летней гомельчанкой, которую родня отправила поездом в Калининград. Проводника предупредили, что на вокзале ее встретят.

– Представьте себе состояние бабули, когда в Калининграде к поезду никто не пришел. Ни денег, ни еды у нее не было, на ногах держалась с трудом. – вспоминает Вячеслав Леонидович. – Бабушку мы успокаивали всей поездной бригадой, накормили ее, потом на носилках отнесли в вагонный парк и передали в полицию с просьбой найти родных. Был и другой подобный случай. Приехали в Москву, высадили пассажиров. В обратный путь – через четыре часа. И тут к поезду подходит старушка с билетом до Гомеля – беспомощная, в слезах. Просится в вагон, говорит, что у нее болит сердце и боится потеряться в зале ожидания, а на платформе жарко. Пожалели, завели в вагон, напоили чаем…

Я люблю свою работу и считаю ее во многом романтической – новые лица, города, общение с пассажирами, среди которых встречаются интересные и порой известные люди… Да, в поездках устаешь, но искренняя благодарность пассажира в один миг снимает усталость. И для нас это – лучшая награда.

Людмила КОПАТЬ, «ТБ»