Оршанское региональное структурное подразделение филиала Транспортной инспекции Минтранса Республики Беларусь по Витебской области, в зоне ответственности которого также Дубровенский, Сенненский и Толочинский районы, называют главным форпостом на восточной границе нашей страны. В его состав входят регионалый отдел контроля транспортной деятельности в городе Орше (РОКТД в г. Орше), возглавляемый Александром Нахаевым, и регионалый отдел контроля на платных дорогах «Орша» (РОКПД «Орша») под началом Евгения Хуцкого. Здесь пересекаются две крупные автомагистрали – М1 и М8, а, по сути, глобальные транспортные направления с запада на восток и с севера на юг. Неудивительно, что штат подразделения солидный – 48 человек, а руководит им заместитель начальника филиала Юрий Рыжинский.
Кроме непосредственного выполнения собственных функций, отдел частенько берет на себя дополнительные, сопутствующие – представительства Республики Беларусь на оживленных транспортных артериях, консультируя при необходимости иностранных граждан по вопросам транспортного законодательства и даже выбора наиболее оптимального маршрута следования.
– Понятно, насколько важны для нас высокий профессионализм сотрудников, их дипломатичность, коммуникабельность, подтянутость, опрятность. И при всем этом еще и хорошая работоспособность, крепкое здоровье, честность. С антикоррупционного инструктажа начинается каждая смена заступающих на службу людей, многие из которых трудятся по 12 часов в сутки. Это напряженный график, требующий полной концентрации сил и ума. Отрадно, что и молодые, и опытные специалисты с нагрузкой успешно справляются, – отмечает Юрий Рыжинский. – О плодотворности их труда говорят экономические показатели. Скажем, доход в бюджет на одного сотрудника отдела контроля превышает 15 тысяч рублей. Это лучший показатель в области. Весомый вклад в бюджет вносит и отдел контроля на платных дорогах «Орша» в части взимания сбора с нарушителей в увеличенном размере: за 8 месяцев текущего года он составил 234 290 евро. Эту сумму выплатили в доход нашего государства 1298 водителей, передвигавшихся по платным участкам автомагистралей области, как говорится в народе, на халяву.
Юрий Федорович заостряет внимание на том, что далеко не всегда в разряд нарушителей на платных дорогах попадают иностранные граждане. Есть среди них и отечественные «зайцы» – с аграрных и строительных предприятий, из частных структур. В РОКПД «Орша» с 2014 года их вносят в электронную базу данных. Только за 8 месяцев нынешнего года в нее угодили 209 отечественных нарушителей транспортного законодательства, вынужденных уплатить повышенный сбор за проезд по платным дорогам на общую сумму 44 010 евро. Не зря день и ночь «утюжат» вверенную им дорожную сеть труженики Транспортной инспекции.
Работы и у РОКТД в г. Орше выше крыши. За такой же период времени они провели 325 тематических оперативных проверок (не считая плановых) с выездом контрольных бригад на линию. При этом 27 рейдов проведено совместно с Госавтоинспекцией, 12 – с ИМНС по выявлению нелегалов. Кстати, еще дюжину контрольных закупок транспортных услуг сотрудники Транспортной инспекции сделали самостоятельно. Осуществляются и совместные проверки маршрутных такси с эпидемиологами, а также ревизорами КРС облавтотранса. Не выпадают из поля зрения специалистов ТИ и иностранные перевозчики, обязанные оплачивать сборы за проезд по белорусским автодорогам общего пользования. «Забывающие» об обязательном дорожном сборе компенсируют его в 20-кратном размере. Так, 8800 евро выплатили в бюджет Республики Беларусь восемь «забывчивых» водителей, не позаботившихся о своевременном внесении платы за проезд.
– Однако основной профиль деятельности отдела – контроль за международными перевозками пассажиров и грузов, что составляет порядка 80 процентов от общего объема выполненных работ. С января по август включительно специалисты РОКТД проверили 6298 грузовых и пассажирских транспортных средств. Львиная доля нарушений связана с игнорированием водителями режима труда и отдыха: из 711 выявленных 413 приходятся именно на эту статью. С виновных взыскан штраф в размере 935 тысяч рублей (в том числе за нарушение режима труда и отдыха – 139 100 рублей). Мы уделяем серь-
езное внимание соблюдению режима труда и отдыха водителями, – говорит Юрий Рыжинский, – потому что от этого в огромной степени зависит безопасность дорожного движения. Зачастую аварии, в которые попадают дальнобойщики, случаются из-за переутомления шоферов, буквально засыпающих за рулем.
Предотвращение подобных ЧП – одна из функций Транспортной инспекции, ведущей огромную профилактическую работу, успех которой напрямую зависит от компетентности кадров. В Оршанском региональном структурном подразделении Витебского филиала ТИ – сильный кадровый состав, сформированный в основном из сотрудников, служивших в свое время на пограничных пунктах пропуска. Безусловно, он омолаживается и пополняется толковыми, проверенными людьми.
Сегодня наилучшие показатели в работе имеют сотрудники РОКТД в г. Орше Александр Шарай, Андрей Магер, Николай Гапоненко и специалисты РОКПД «Орша» Евгений Анищенко и Александр Чернов. Сталкиваться с нарушителями им, конечно, приходится, но до конфликтов, к счастью, дело не доходит. Выручают знания и изученный когда-то в вузе курс психологии. В теплое время года нагрузка повыше, ведь и движение на автомагистралях интенсивнее.
Ситуации бывают разные, однако специалисты ТИ стараются не портить настроение водителям и себе, чтобы перевозчики, нарушившие белорусское транспортное законодательство, воспринимали наказание не как унизительную кару, а расценивали его как адекватную расплату за ошибку. Сотрудники инспекции выполняют свой долг, и перевозчики в свою очередь обязаны чтить и соблюдать законы государства, по территории которого следуют. Тогда с хорошим настроением каждый вернется домой, к семье, не тая обиды и зла друг на друга. А главное, не нанося ущерба ни государству, ни организации, интересы которой представляет.
Благодаря таким грамотным и умелым специалистам, как на Оршанщине, восточная граница Беларуси на замке: несмотря на отсутствие здесь пунктов пропуска и погранконтроля, нарушители принятых на законодательном уровне условий пользования отечественными дорогами будут выявлены и не смогут избежать возмездия.
Светлана ЗАЛЕССКАЯ, «ДТП»